27.03.2020

Нокдаун и локдаун. Как «переносит» карантин гостиничный рынок Украины

Фото: 11 Mirrors Design Hotel

События политического и экономического характера последних лет не баловали сектор гостеприимства Украины. Оптимистичные ожидания, которые игроки этого рынка возлагали на 2020 год, не оправдались: пандемия коронавируса внесла коррективы. Отельеры вынуждены сокращать расходы, приостанавливать работу, искать новые возможности. Восстановление сектора может занять не один год.

Текст: Татьяна Антонюк


В последние годы рынок гостиничной недвижимости Украины не мог похвастаться сверхзагрузкой – средние параметры заполняемости 3-5-звездочных отелей находились на границе инвестиционной привлекательности или даже ниже (а такие проекты интересны для инвестиций, если загрузка превышает 50-60%).

Март 2020 нанес этому рынку новый, но в свете мировых событий вполне ожидаемый удар: из-за быстрого распространения вируса COVID-19, объявленного пандемией, правительство Украины и руководство отдельных областей и городов приняли различные меры предосторожности, которые так или иначе повлияли на многие бизнес-сферы и рынок коммерческой недвижимости в частности. Но гостиничный сегмент ощутил отрицательные тренды немного раньше: другие страны уже столкнулись с вирусом и начали борьбу с его распространением, в результате, среди прочего, начались перебои авиарейсов или вовсе их отмена, отток туристов из-за страха или невозможности путешествовать, аннулирование бронирований в отелях. 

Введение 12 марта карантина на всей территории Украины, запрет с 17 марта проведения массовых мероприятий, полное ограничение авиа-, железнодорожных и автобусных перевозок прямо повлияли на отечественную отельную индустрию. Загрузка гостиниц упала в разы, и предпосылок для ее роста в обозримом будущем нет. В сложившихся условиях большая часть отельеров уже приостановили работу, готовятся к закрытию или думают об этом. Согласно опросу игроков гостиничного рынка, проведенному компаниями Colliers International (Украина) и Vertex Hotel Group 20-21 марта текущего года, в котором приняли участие 205 респондентов, таких – 85%. Временно остановили работу, например, киевские Fairmont Grand Hotel Kyiv, Park Inn by Radisson Kyiv Troyitska, Radisson Blu Hotel, Kyiv Podil, харьковский Premier Hotel Cosmopolit, комплекс «Деренівська Купіль» в Нижнем Солотвино Закарпатской области. Управляющая компания Ribas Hotels Group приняла решение законсервировать городские отели Wall Street, Bossfor, City Hotel Bortoli в Одессе, а ее сезонные объекты еще не были открыты к началу карантина. 

Согласно тому же исследованию компаний Colliers International (Украина) и Vertex Hotel Group, экономические потери за период с 13 марта по 3 апреля, то есть первоначальный срок карантина, могут исчисляться в миллионах гривен. Самые высокие цифры фиксируют 5-звездочные объекты – 40% респондентов оценивают потери от трех миллионов гривен, 10% – от восьми миллионов гривен.

Продолжают работать Ramada Encore Kyiv, Favor Park и Favor Sport, Premier Palace Hotel, BURSA Hotel Kyiv в Киеве, Radisson Blu Resort, Bukovel в Полянице Ивано-Франковской области. Также готовы принимать гостей отель 11 Mirrors Design Hotel, апарт-отели сети Senator Hotels and Apartments и гостиничный хаб Globe Runner компании DEOL Partners. Как указано на официальном сайте, работает и сеть Reikartz – это 38 объектов по всей Украине. Одесский апарт-отель Ribas компании Ribas Hotels Group остался открыт для работы с локальным гостем в режиме апартаментов без рецепции, а хостел Friday был передан для нужд медицинских работников. Медицинский персонал также проживает в комплексе отелей Favor Park и Favor Sport. «Категории проживающих в отеле гостей в марте расширились медперсоналом: мы поддержали инициативу городской администрации и предоставили часть номерного фонда врачам близлежащих больниц. Вместе с ними проживают наши постоянные гости: иностранцы-владельцы консалтингового бизнеса, IT-специалисты – тот сегмент, что и до карантина работал удаленно. В отдельную (ситуативную) категорию можно отнести ряд гостей, которые в целях безопасности решили пожить в отеле, пока один из членов семьи находится в изоляции», – рассказала Елена Миронова, генеральний менеджер комплекса, в состав которого входят отели Favor Park и Favor Sport, рестораны Shef и FM-Factory Meal. Компания DEOL Partners также помогает размещать врачей и медицинский персонал в Киеве.  Марина Лео, партнер DEOL Partners, CEO гостиницы 11 Mirrors Design Hotel и сети Senator Hotels and Apartments, комментирует: «В первую очередь мы будем размещать врачей в новом гостиничном хабе Globe Runner. Мы будем отдавать предпочтение медицинским работникам, которые могут дойти из нашего отеля до работы пешком и живут за пределами Киева. Необходимо иметь подтверждающие документы. Мы будем внимательно рассматривать каждый запрос».

Что касается заведений питания при отелях, то они закрыты в Ramada Encore Kyiv, Premier Palace Hotel, 11 Mirrors Design Hotel. Также закрыты все кофейни, бары и рестораны, которые являются арендаторами Senator Hotels and Apartments. Продолжают работать рестораны при отелях Favor Park и Favor Sport, BURSA Hotel Kyiv, Senator Victory Square. Такие заведения обеспечивают питание проживающим гостям и услугу room service (доставку заказов в номер), а также усили направление обслуживания заказов на вынос (take away). 

Конечно, само собой разумеется, что в работающих объектах усилен санитарно-эпидемиологический режим – персонал обеспечивают необходимыми средствами защиты (медицинские маски и перчатки), в свободном доступе и для сотрудников, и для гостей находятся дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты, увеличено число влажных уборок, проветриваний, установлен специальный температурный режим, усилены меры по дезинфекции помещений и инвентаря, проводится специальная обработка униформы. Также осуществляется температурный скрининг персонала, управляющие компании просят сотрудников не выходить на работу при признаках недомогания. В некоторых отелях проводятся занятия по технике санитарной и эпидемиологической безопасности. 


Персонал’ный вопрос

Буквально в один день, когда в Украине был объявлен карантин, бизнесы были вынуждены перестроить систему работы с персоналом. Где возможно – предприятия переходят на удаленным режим. Например, таким путем пошла компания DEOL Partners: «Наш офис сейчас работает дистанционно, но абсолютно полноценно. Мы постоянно на связи и с гостями, и с коллегами, и с партнерами. Мы поддерживаем операционную работу отелей, сохраняем профессиональное спокойствие и находим новые креативные решения в сложившейся обстановке», – говорит Марина Лео. 

Кроме того, в сложившихcя условиях отельеры прибегают к сокращению часов работы сотрудников, снижению оплаты труда, кого-то отправляют в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск. Например, как рассказала Елена Миронова, часть сотрудников комплекса переведена на удаленный формат работы, часть оформила отпуск по собственному желанию. «Мы идем навстречу сотрудникам: если они чувствуют большую безопасность, находясь дома, мы оформляем отпуск. Те же, кто вовлечен в обеспечение бесперебойного функционирования отелей и ресторанов, продолжают работу в соответствии с установленным графиком. Таким образом у каждого сотрудника есть рабочие смены и каждый знает, какую оплату получит по итогу расчетного периода», – уточнила Елена Миронова. 

Как сообщили в Ribas Hotels Group, которая законсервировала некоторые свои объекты, большая часть сотрудников гостиниц и часть линейных сотрудников управляющей компании ушли в неоплачиваемый отпуск. «В отелях остались директора, в управляющей компании – топ-менеджмент и сотрудники, у которых фронт работы обеспечен на несколько месяцев вперед», – рассказал Артур Лупашко, основатель Ribas Hotels Group. Примечательно, что эта компания создала условный финансовый фонд, и ее сотрудники, которые ушли в отпуск, могут обратиться за материальной помощью.


СОС: сократить, отказаться, сместить

Максимальная экономия – урезание операционных расходов, отказ от аутсорсинговых услуг, управление рабочими графиками персонала, арендные каникулы на период карантина, отсрочка платежей контрагентам, приостановление инвестиционных планов – к таким мерам прибегают игроки отельного рынка Украины, чтобы снизить финансовую нагрузку на свои бизнесы и иметь возможность пережить сложный период. «Все, от чего можно отказаться на период сниженного спроса, – пробуем отказаться», – советует Ирина Седлецкая, генеральный директор Vertex Hotel Group. «Единственная затрата, которая имеет место быть в этих условиях, – зарплаты сотрудников», – считает Евгений Лавренюк, сооснователь сети хостелов DREAM Hostels. Но есть и другие примеры. Оператор Ribas Hotels Group, хоть и приостановил работу некоторых объектов, продолжает рекламировать услуги размещения в социальных сетях, ведь в его портфеле есть курортные летние отели, и компания уже сейчас получает звонки от потенциальных гостей.

Однако перечисленных выше мер, чтобы спасти бизнес, недостаточно – даже форс-мажорные обстоятельства, к которым относится и пандемия коронавируса, не всегда избавляют от ответственности перед кредиторами. 

Чтобы предотвратить худший сценарий, 24 марта Сообщество гостеприимства Украины обратилось к руководству страны с просьбой инициировать внесение изменений в законодательство и нормативно-правовые акты для поддержки туристической отрасли. Среди просьб – запретить на период карантина насчитывать проценты и другие платежи за пользование кредитными средствами; запретить на период карантина и 12 месяцев после него начисление неустойки (штраф, пеня) или других финансовых санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств предприятиями-должниками перед финансовыми учреждениями; обязать банки и/или финансовые учреждения предоставлять предприятиям-должникам отсрочку по уплате денежной суммы на период карантина и 12 месяцев после него; снизить НДС для предприятий отельной отрасли до 10%, др. Сообщество гостеприимства Украины также просит рассмотреть возможность внедрения специальных программ финансирования предприятий отрасли и предоставления государственными банками кредитования по льготным процентным ставкам.

Поддержка гостиничного бизнеса очень важна и по той причине, что индустрия гостеприимства подпитывает много других компаний, предоставляющих клининговые и охранные услуги, производящих и поставляющих продукты питания, разрабатывающих программное обеспечение, обслуживающих инженерные системы, др. «Отели имеют так называемый косвенный экономический эффект, и любое снижение загрузки и спроса в материальных расходах сказывается на индустриях, которые их обслуживают. Сокращение наших потребностей запускает принцип домино: когда на лопатки ложится сфера туризма – это отражается на тех, кто ее обслуживает», – поясняет Ирина Седлецкая.

Впрочем, помимо тотальной экономии и отсрочки платежей есть еще один способ пережить трудные времена – это искать новые возможности, ниши, предоставлять услуги, которые могут пользоваться спросом даже в такой период. В этой связи можно привести пример зарубежных рынков, где ситуация, возможно, не столь критична, как в Украине, но все же отельный сектор переживает заметное падение спроса. Чтобы повысить его, некоторые гостиницы начали предлагать так называемый «карантинный пакет» – это специальный тариф на 14 или больше дней проживания для тех, кто хочет или должен провести время в самоизоляции, и дополнительные услуги. Такой пакет, например, предлагают отели Park Lane Hong Kong в Гонконге (Китай) или Novotel Sydney Brighton Beach в Брайтон-ле-Сендс (Австралия). Швейцарская сеть Le Bijou запустила услугу Covid-19 Service, предлагая состоятельным клиентам апартаменты с доставкой еды и медицинскими услугами, включая тесты на вирусы.

Тем не менее, многие украинские отельеры не теряют оптимизма, продолжают работать на перспективу. Это подтверждает тот же опрос игроков гостиничного рынка, проведенный Colliers International (Украина) и Vertex Hotel Group. Так, более 77% респондентов из 5-звездочных отелей, 51% из 4- и 3-звездочных и 59% из 2-звездочных отмечают, что уже строят стратегии выхода из кризиса и планируют внедрять инновационные технологии и услуги, выходить на новые рынки. 

Как пример – компания DEOL Partners, которая намерена открыть новые домики и беседки в комплексе «Два Бобра», расположенном под Киевом. С 2008 по 2012 год она управляла этим объектом и с текущего года снова работает с ним. «Важно осознавать, что нынешняя ситуация – временна. Мы верим, что скоро все наладится. Любой кризис дает возможность пересмотреть наши ценности, взглянуть на наши достижения со стороны, научиться чему-то новому, что даст толчок для реализации и роста будущих проектов. Именно поэтому мы просто продолжаем выполнять свою работу – здесь и сейчас», – говорит Марина Лео.

В комплексе отелей Favor Park и Favor Sport готовят серию собственных мероприятий к моменту, как только ограничение по сбору более 10 человек будет снято. «Наша команда по маркетингу уже разработала идеи для авторских мероприятий, а рестораны готовят новое сезонное меню. Мы не теряем надежды, что сможем все это воплотить уже в мае», – прокомментировала Елена Миронова. 

А компания Ribas Hotels Group, пользуясь случаем, проводит во всех отелях мелкий ремонт, который сложно было выполнить в работающем объекте, проводит профилактику оборудования. В своей гостинице Bossfor в Одессе она достраивает шесть номеров. Как отметил Артур Лупашко, уже сейчас важно начинать планировать действия на период после окончания карантина, при необходимости – менять модель отеля или набор услуг. «Сейчас для этого есть время, лучше использовать этот период с пользой», – уверен Артур Лупашко. 


Visit Ukraine Now

Даже с отменой карантина, который уже продлен с 3 по 24 апреля, пройдет немало времени, пока рынок гостеприимства восстановится. Отельеры в ближайшее время будут рассчитывать только на внутренний туризм. 

Впрочем, в начале марта еще до карантина компания Vertex Hotel Group стала инициатором встречи основных игроков внутреннего туризма, чтобы обсудить, как сделать Украину интересной для ее же жителей. По итогам мероприятия было создано движение Visit Ukraine Now, разработан веб-портал, где отели, рестораны, музеи, экскурсионные бюро смогут размещать свои предложения. «Конечно, кризис существенно ударит по карманам всех украинцев, и процесс восстановления займет не один год. Но однозначно только правило «свій до своїх», то есть когда украинцы путешествиями внутри страны будут поддерживать экономику отрасли, даст возможность быстрее подняться после этого нокдауна», – резюмирует Ирина Седлецкая.

Статья опубликована в журнале Commercial Property №3(200) апрель 2020 на украинском языке.