17.09.2012

Украинский рынок ритейла далек от насыщения



	
	

Как сообщает консалтинговая компания UTG, в августе 2012 года уровень посещаемости торговых центров снизился и составил в среднем 1056 человек на 1000 кв.м торговой площади.

Арендные ставки на площади торговой галереи в ТЦ находятся в диапазоне $30-100/кв.м/месяц. Индикативный показатель среднерыночной арендной ставки составляет $68,7/кв.м/месяц (с НДС, без эксплуатационных расходов).

По словам Виктора Оборского, руководителя департамента стратегического консалтинга компании UTG, к настоящему времени в столице существуют около 40 торговых центров и приравненных к ним объектов общей арендуемой площадью около 800 000 кв.м. За первое полугодие 2012 не было введено в эксплуатацию ни одного нового торгового центра, однако до конца года ожидается появление по меньшей мере шести ТЦ общей арендуемой площадью около 210 000 кв.м. Эксперт полагает, что рынок не будет испытывать трудностей с поглощением этого объема нового предложения.

«По состоянию на середину текущего года показатель обеспеченности торговыми площадями в Киеве составлял 285 кв.м на 1000 жителей, что соответствует уровню Донецка, однако меньше, чем в Одессе (310 кв.м на 1000 жителей), Харькове (315 кв.м на 1000 жителей), Днепропетровске (377 кв.м на 1000 жителей), и значительно меньше, чем в сопоставимых столицах стран Восточной Европы (500-600 кв.м на 1000 жителей), рынок которых близок к насыщению, – считает Виктор Оборский. – Таким образом, в Киеве существует как минимум двукратный запас прочности по пределу насыщенности торговыми площадями».

Подтверждением высокой востребованности торговых помещений в столице является высокая активность ритейлеров. В этом году в столице откроют свои магазины 32 новых для Украины бренда. Среди других регионов Киев является безусловным лидером по уровню платежеспособного спроса населения. На долю столичного региона приходится около 24% общего потребления всей страны.

Также важным показателем состояния рынка является постоянно снижающийся уровень вакантности торговых центров, составляющий к настоящему времени 0,86% (индикативный показатель 5-10%). Для сравнения, в 2011 году он составлял около 3%.

«Инвестиционная привлекательность торгового сегмента вызывает активный интерес со стороны девелоперов, – продолжает господин Оборский. – На 2013-2015 год заявлен выход около 600 000 кв.м торговых площадей, что могло бы насытить рынок, но учитывая отсутствие доступного заемного финансирования, перспектива реализации возможна только для объектов, собственники которых располагают достаточным объемом собственных средств, а это единичные проекты. Таким образом, порог насыщения будет отложен на неопределенный срок, и в среднесрочной перспективе торговые площади в столице будут оставаться высоко востребованными».