10.09.2013

Украинский ритейл учится зарабатывать на свете



	
	

Эксперт в области светотехники, руководитель группы по инженерным разработкам компании «МАКСУС УКРАИНА» Александр Драгунов рассказал, почему операторы рынка торговой недвижимости Украины переходят на светодиодную технологию, какие решения в сфере светотехники сейчас пользуются наибольшей популярностью, а также о том, в каком направлении развивается рынок энергоэффективного освещения.

Украинский ритейл учится зарабатывать на свете

Александр Драгунов, руководитель группы по инженерным разработкам компании «МАКСУС УКРАИНА»

Фото: «МАКСУС УКРАИНА»

Освещение достаточно давно используется в качестве инструмента продаж в объектах торговой недвижимости. Какие решения в этом направлении являются наиболее востребованными?

Без сомнений, освещение – фактор, существенно влияющий на уровень продаж. По данным ведущих маркетологов, правильно подобранное освещение способно увеличить выручку торговой точки в среднем на 10%, а иногда и на 20-30%. И это неудивительно, ведь на 85% люди воспринимают информацию визуально.

Кроме того, современные технологии освещения помогают экономить электроэнергию, а значит, освобождают дополнительные средства, которые могут быть направлены на развитие бизнеса. Особенно этот вопрос актуален для розничных магазинов, в структуре энергопотребления которых затраты на освещение составляют от 30-40% (если установлено холодильное и другое специальное оборудование) до 90% (для магазинов одежды и обуви).

На данный момент наиболее эффективным решением является светодиодная (LED) технология. Качественное LED-освещение дает максимальную экономию и эффективность, а также комфортный для покупателя, максимально приближенный к естественному свет. Срок службы этих источников света превышает 50 тысяч часов, что составляет от 6 до 10 лет работы.

На сегодняшний день светодиодная технология широко применяется в сегменте ритейла в Европе. Украинские компании ее также используют?

Еще несколько лет назад светодиодное освещение было доступно в основном крупным международным ритейл-сетям, но за последний год на нее стали переходить также игроки национального рынка. Так, уровень потребления LED-продукции в Украине увеличился почти в два раза. Рынок подтолкнула к этому мировая практика: успешный бизнес должен быть хорошо освещен. Также переходу на светодиодное освещение способствовали и разработки R&D-инженеров нашей компании. Мы добились увеличения эффективности, на треть превышающей среднерыночные показатели. Исходя из реализованных проектов, применение LED позволяет сэкономить супермаркету площадью около 2000 м2 порядка 12 000 кВт в месяц, окупить проект менее чем за год и сократить расходы на 200 000 гривен. Что касается крупных торговых центров (площадью свыше 18 000 м2), то они могут ежемесячно сэкономить 18 000 кВт, окупить проект за аналогичный период, а ежегодные расходы сократить на полмиллиона гривен.

Кроме экономии, на какие еще характеристики LED-технологии обращают внимание операторы торговых площадей?

В первую очередь, на цветопередачу. Для розничной торговли очень важно, чтобы оригинальный цвет товара и упаковки не был искажен. Ведь никто не захочет покупать, к примеру, молоко синего оттенка, верно?

При этом единого проектного решения для всех торговых точек не существует. Определить оптимальный уровень освещенности следует исходя из площади и специализации магазина. Кроме того, важно определить портрет покупателя и проанализировать активность посетителей: сколько покупок в среднем они совершают за единицу времени, как долго принимают решение о покупке и т.д. Чем больше времени им необходимо, например, в ювелирном магазине, тем более приглушенным и «холодным» должен быть свет. В супермаркете, напротив, люди выбирают товар за считанные секунды. Здесь важно, чтобы вся торговая площадь была качественно освещена, а группы товаров акцентированы. Для выделения конкретных товаров на витрине акцентное освещение должно превышать общее в 3-5 и более раз. Для открытых витрин рекомендуется в 3-5 раз более высокий уровень освещенности, а для закрытых – в 4-6 раз.

Вы учитываете все эти особенности в своих новых разработках?

Конечно. Мы занимаемся как разработкой источников света, так и созданием проектных решений для предприятий различных сегментов рынка. У каждого рынка – свои требования к освещению, несоблюдение которых может свести на нет достоинства даже самых совершенных решений. Чтобы создавать действительно актуальные источники света и проекты, которые не только сокращают затраты, но и приносят прибыль, мы собрали в своем штате лучших специалистов по светотехнике в Украине.

Что касается разработок, то основной упор мы делаем не на увеличение или снижение мощности источников света, как большинство производителей, а на правильное распределение световых потоков. Выбор оптимальной формы КСС (кривых силы света – Авт.) позволяет при одинаковой эффективности осветить пространство, минимизировав количество светильников почти в два раза. Сейчас мы активно работаем в этом направлении. Уверен, в конечном счете к этому придет весь мировой рынок.

Каковы последние тенденции в сегменте энергоэффективного освещения в мире, в каком направлении он движется?

В сторону управляемого освещения. По данным лидеров индустрии, переход от электромагнитных балластов к управляемому освещению позволит сэкономить на 80% больше электроэнергии.

Но это должно быть по-настоящему «умное» управление светом, то есть система, оснащенная различными датчиками, в том числе датчиками «присутствия». Пока в Украине такие решения стоят очень дорого. Однако в скором будущем и здесь появятся приемлемые аналоги. Наша компания работает над этим. ℗