25.05.2018

Вольфганг Гомерник: Западным инвесторам интересна промышленная недвижимость

Вольфганг Гомерник,
директор и партнер DELTA Ukraine

ФОТО: DELTA UKRAINE


ВОЛЬФГАНГ ГОМЕРНИК, ДИРЕКТОР И ПАРТНЕР DELTA UKRAINE, РАБОТАЕТ В УКРАИНЕ БОЛЕЕ 10 ЛЕТ. ТЕСНО ОБЩАЯСЬ С ЛОКАЛЬНЫМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ ИНВЕСТОРАМИ, ОН ОТМЕЧАЕТ, ЧТО ПЕРВЫХ ИНТЕРЕСУЮТ ТОРГОВЫЙ И ЖИЛОЙ СЕКТОРЫ, А ИНОСТРАННЫХ – ПРОМЫШЛЕННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПОД ПРОИЗВОДСТВО.


Текст: Оксана Бабенко


Компания DELTA представлена в Украине более 10 лет. Вы основали ее с чистого листа в 2006 году, а с 2010 являетесь ее партнером. Расскажите о Вашем профессиональном пути и с чем связан переезд в Украину.

Мой приезд в Украину основывался на желании начать что-то новое на новом месте с нуля, без знания языка и связей. Я нашел предложение о работе интерном в одной из энергетических компаний и в 2005 году впервые приехал в Украину. В то время моей специализацией была энергоэффективность и энергетические контракты. Я продвинулся по карьерной лестнице и стал заместителем руководителя проектов в Slav-Invest, после мне предложили работу в качестве первого лица в DELTA Ukraine. Для этого потребовалось открыть офис в Украине. Параллельно я учил язык и развивался профессионально, заводил новые знакомства. Оглядываясь назад, после моего приезда 18 мая 2005 года многое изменилось. Киев стал для меня родным; это город, в котором родились мои дети, где я пережил самые потрясающие события жизни. Тогда я не знал, что меня ждет впереди, где я буду жить и с чего начать в незнакомом городе. У меня на руках было всего лишь три чемодана, три украинских номера телефона и $500 в кармане.


«РОСТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТИ ДАЕТ СТАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ, КОТОРОЙ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, НЕОБХОДИМА ЛОГИСТИКА ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА. ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В УКРАИНЕ СПОСОБСТВУЕТ АКТИВИЗАЦИИ СЕГМЕНТА ДОСУГА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ. ЭТО РЫНОК С ОГРОМНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РОСТА»


Всем известны риски ведения бизнеса в Украине, а в последние годы ситуация усугубилась двумя финансовыми кризисами. Какие управленческие решения Вы принимали как руководитель компании, и какие из них оказались наиболее эффективными?

Во время этих кризисов мы внедрили новые услуги и усовершенствовали существующие для того, чтобы отвечать новым потребностям рынка. Мы запустили сервис DELTA Quick Checks – комплексная техническая проверка, позволяющая клиенту оценить, в каком состоянии находится приобретенная им недвижимость. Благодаря этому мы получили значительное конкурентное преимущество в 2007-2008 годах. Параллельно мы перестроили аквизиционный процесс, сделав его более продуктивным и устойчивым, за счет чего смогли привлечь стабильных клиентов, таких как BLUM, UNIQA и других. Конечно, не обошлось без оптимизации затрат. Кроме того, была усовершенствована методология кризис-менеджмента.

Я убежден в том, что любой кризис влечет за собой изменения и преподносит гораздо больше возможностей, чем угроз. Сегодняшние позиции компании DELTA доказывают, что в то время мы все делали правильно.


С 2014 года Вы также управляете компанией DELTA в Австрии. Какие особенности ведения бизнеса в Украине и Австрии Вы могли бы выделить?

Я стал управляющим директором DELTA Vienna в 2014  году, а с начала 2018 года был повышен до управляющего директора DELTA Holding. В мои обязанности для всей группы DELTA входят развитие бизнеса, диджитализация, стратегическое партнерство и корпоративная коммуникация в странах Центральной и Восточной Европы. Около 40% своего времени я нахожусь в Украине и работаю над развитием DELTA Ukraine, которая на сегодняшний день является самой активной компанией в нашей группе.

Безусловно, культурное различие между странами существует, как и везде, поэтому межкультурный менеджмент – один из важных факторов эффективной работы для международных компаний, в том числе и для DELTA Holding.


Компания DELTA предлагает услуги в двух направлениях – Red Line и Green Line. Какое из них пользуется наибольшим спросом в Украине?

Объясню основные различия в этих направлениях. DELTA Red Line в первую очередь сфокусировано на оптимизации процесса развития недвижимости и стоимости строительства, в то время как DELTA Green Line  – на оптимизации затрат в рамках жизненного цикла здания (расходов на дальнейшую эксплуатацию, обслуживание, энергоресурсы).

На данный момент около 80% наших проектов – это Red Line, остальные 20% – Green Line. В основном заказчиком Red Line является промышленная отрасль и торговый сегмент (кроме «зеленых» зданий). Проекты Green Line – это сертификация объектов по стандартам «зеленого» строительства LEED, BREEAM, DGNB и строительство офисов для иностранных заказчиков, которые хотят работать в соответствии с новой концепцией рабочего пространства. Она предполагает, например, офисы с общими рабочими местами, которые построены с учетом энергоэффективных технологий и альтернативных источников энергии (солнечные панели и тепловые насосы).


177_12.jpg

Автоцентр компании BMW, Киевская область

ФОТО: DELTA UKRAINE


В портфеле Вашей компании – проекты различного функционального назначения и масштаба: ритейл, производство, др. Над какими проектами Вы работаете сегодня?

Действительно, в последнее время нами был реализован ряд крупных проектов. Среди них – автоцентр с главным офисом компании «АВТ Бавария» и первый в Восточной Европе «зеленый» супермаркет Billa (оба  – Киев), который, к тому же, стал первым зданием в Украине, сертифицированным по стандарту DGNB. Отдельно можно отметить ТОЦ AVE Plaza в Харькове, завод кондиционирования семян кукурузы KWS в Каменце-Подольском, автоцентры Jaguar Land Rover и Bentley.

На данный момент мы работаем над проектом строительства второй и третьей очередей завода кабельной продукции LEONI. Первая очередь была завершена в 2017 году. Параллельно мы начинаем работу над возведением третьего завода LEONI. Активно ведется строительство завода по производству компонентов для электронной промышленности компании Jabil и самого крупного ТРЦ в Запорожье.

Помимо частного сектора, мы также работаем с международными организациями в Украине, такими как Всемирный банк, GIZ, UNICEF.


«В 2018-2019 ГОДАХ РЫНОК КАПИТАЛА БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ В СЛЕДУЮЩИХ НАПРАВЛЕНИЯХ: ЖИЛЬЕ, ЗЕМЛЯ (БАНКОВСКАЯ), А ТАКЖЕ НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДАНИЙ С ХОРОШИМ МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕМ И ВОЗМОЖНОСТЬЮ ПЕРЕПЛАНИРОВАНИЯ И ПЕРЕСТРОЙКИ»


Какие основные требования выдвигают заказчики в настоящее время?

Западные заказчики ищут в Украине надежных партнеров, понимающих их культуру и говорящих с ними на одном языке, знающих, как вести бизнес на различных рынках. Также важным для них является успешный опыт реализации проектов в Украине. А вот украин-ский заказчик делает акцент на качестве, международном опыте и системном подходе. В целом же клиентов объединяет то, что они выдвигают общие требования относительно культуры проекта, инноваций и нестандартного мышления.


177_13.jpg

Завод кабельной продукции LEONI, Ивано-Франковская область

ФОТО:  DELTA UKRAINE


Исходя из Вашего опыта, какие основные факторы оказывают влияние на строительный рынок Украины в настоящее время?

Я могу выделить три фактора среди множества других.

Первый фактор – дерегулирование и децентрализация, оказывающие прямое положительное влияние на решения наших клиентов, которые, в свою очередь, начинают развивать бизнес, строить офисы и предприятия в Украине. Это сочетается с логичным решением для многих промышленных компаний Западной и Цен-тральной Европы развивать производство, переносить научно-исследовательские лаборатории, колл-центры, IT-офисы на восток, то есть в Украину.

Во-вторых, наблюдается «бегство» в квадратные метры. Люди продолжают инвестировать в недвижимость, особенно в жилой сектор. Однако я не верю, что этот рынок движется в направлении устойчивой модели существования. Это исключительно мое личное ощущение сложившейся ситуации.

Третий фактор – рост потребительской способности. Это дает старт для развития сферы торговли, которой, в свою очередь, необходима логистика для хранения и распределения товара. Положительная динамика туристической сферы в Украине способствует активизации сегмента досуга и оздоровления. По моему мнению – это рынок с огромным потенциалом роста.


Какие сегменты недвижимости в Украине пользуются наибольшим интересом среди инвесторов?

У западных инвесторов в первую очередь наблюдается увеличение интереса к промышленной недвижимости и земельным участкам, где они могут организовать производство. Также немаловажным фактором для них является удобное расположение с точки зрения наличия рабочих ресурсов и транспортной инфраструктуры. Главное для локального инвестора – это срок возврата вложений, поэтому в сфере его интересов находится строительство торговых центров и жилых комплексов.

Говоря о рынке капитала, можно отметить, что в 2018-2019 годах он будет развиваться в следующих направлениях: жилье, земля (банковская), а также незавершенное строительство зданий с хорошим месторасположением и возможностью перепланирования и перестройки. Также устойчивый потенциал роста будет демонстрировать торговля (стрит-ритейл и ТЦ/ТРЦ).


В настоящее время в Украине активизировалась сертификация объектов недвижимости согласно стандартам «зеленого» строительства. Чем обусловлены данные процессы?

В первую очередь это связано с желанием заказчиков получить в результате строительства качественно новое здание, соответствующее современным экологическим стандартам, критериям внутреннего комфорта и устойчивого развития.

Во-вторых, сейчас многие проекты финансируются с привлечением заемных средств от институциональных или иностранных инвесторов, для которых наличие сертификации является некой гарантией того, что здание построено с учетом основных экологических требований и аспектов устойчивого развития. К тому же, при возможной будущей продаже объекта сертификация, несомненно, станет дополнительным плюсом.

В-третьих, при сертификации офисных и торговых центров арендаторы могут быть уверены в том, что платежи за энергоресурсы в таком здании будут ниже, а внутренний комфорт и удобство – на порядок выше. Благодаря этому собственникам удается снизить вакантность таких объектов до минимума.


Какие задачи ставит перед собой компания на 2018-2019 годы?

Наша стратегия для всех стран – это гармоничное и устойчивое развитие, которое включает открытие новых офисов (мы планируем открыть еще один офис в Украине), расширение доли рынка с уже существующими клиентами, а также привлечение новых заказчиков и увеличение портфеля (например, участие в инфраструктурных проектах).