02.09.2019

Марина Лео: «Показатели отельного рынка остаются стабильными с тенденцией к постепенному росту»

ACH_6070-00_2.jpgМарина Лео (Рымаренко), партнер инвестиционно-девелоперской компании DEOL Partners, генеральный директор дизайн-отеля 11 Mirrors и сети апарт-отелей Senator Hotels and Apartments, положительно оценивает итоги первого полугодия 2019 для объектов компании. Несмотря на нестабильный период в гостиничном секторе, обусловленный политическими событиями в стране, отели, входящие в портфель DEOL Partners, продемонстрировали рост основных показателей.


Какие основные тенденции на рынке гостиничной недвижимости Киева Вы можете выделить?

Основная тенденция первого полугодия 2019 – это отложенные решения по реализации проектов и приостановка девелоперской деятельности в целом. Игроки рынка гостиничной недвижимости Киева находятся в состоянии ожидания.

Такая ситуация сложилась в виду многих причин – прежде всего, политических, включая военное положение, введенное в конце 2018 года, президентские выборы весной и досрочные парламентские выборы летом. По нашим прогнозам, учитывая неопределенную политику в стране и отсутствие исполнительной власти, положение в отельном сегменте будет оставаться таким же до середины второго полугодия.

Однако стоит отметить, что некоторые проекты, которые были начаты ранее, все же продолжают развиваться, и в столице появляются новые отели. Несколько объектов открылись в прошлом году, а к 2020 году планируется ввести в эксплуатацию сетевые отели Ibis и Adagio City Aparthotel. Не так давно девелоперская компания «Интергал-Буд» приобрела гостиницу «Санкт-Петербург» (бывшая «Ленинградская») на бульваре Тараса Шевченко в Киеве. Ее реконструкция будет завершена в течение двух лет. Кроме того, через какое-то время может возобновиться работа по ряду замороженных проектов, включая отель Sheraton Kiev Olimpiyskiy, расположенный возле НСК «Олимпийский», и гостиницу «Лейпциг». Существует вероятность того, что появятся новые апарт-отели под управлением международных и локальных операторов. Также сегмент хостелов становится все более привлекательным для инвесторов.


Как изменились основные показатели отелей компании DEOL Partners по итогам первого полугодия 2019?

Положительный тренд наблюдается во всех показателях наших отелей – 11 Mirrors Design Hotel и сети Senator Hotels and Apartments. В первом полугодии 2019 загрузка номеров увеличилась на 2,5% по сравнению с тем же периодом 2018 года. Показатель СОТ (средний отпускной тариф) вырос на 3%, показатель доходности в расчете на номер – на 6%. В мае мы отметили хороший приток туристов, многие из которых приехали просто отдохнуть и посмотреть Киев. Кстати, увеличилось количество гостей из стран Азии и арабских государств. Летом показатели держались на том же уровне, что и в прошлом году. Ожидаем, что загрузка отелей заметно возрастет и в осенний сезон.


С 1 января 2019 года в Украине вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов», которым утверждены новые ставки туристического сбора и правила его взимания. Как изменения в налогообложении сказались на рынке гостиничной недвижимости Киева и объектах компании DEOL Partners в частности?

Эти нововведения пока существенно не сказались на наших объектах. Но в дальнейшем мы предвидим изменения в гостиничном сегменте. Ведь ставка взимается в местные бюджеты при заселении с каждого проживающего и начисляется не от стоимости поселения, а от минимальной заработной платы. Привязка к минимальной заработной плате, которая каждый год увеличивается, является нелогичной. В этой связи постоянно меняются условия для туристов, что особенно влияет на сегмент хостелов и низкобюджетных средств размещения.

Компания DEOL Partners еще в январе выступила с предложением отменить туристический сбор. Мы понимаем, что любые изменения, как правило, вызывают отрицательную реакцию у туристов. Учитывая сложившуюся на сегодняшний день непростую ситуацию, мы должны бороться за каждого гостя и не давать ему повода изменить свое мнение о Киеве и в целом об Украине как о туристической дестинации. Мы хотим, чтобы Киев продемонстрировал пример и стал первым городом с нулевым туристическим сбором.

Кроме того, DEOL Partners активно поддерживает проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно размера ставки налога на услуги по временному размещению». Он предусматривает снижение ставки налога на услуги, связанные с временным размещением туристов, вдвое – с 20% до 10%. Такое достижение будет стимулировать привлечение инвестиций, создавать новые рабочие места, способствовать росту отрасли и улучшать бизнес-климат и экономику страны в целом.


Расскажите о планах компании DEOL Partners на ближайшую перспективу на гостиничном рынке. Рассматривали ли Вы возможность расширения деятельности, например, путем покупки гостиничных объектов или за счет предоставления услуг по управлению?

Да, мы всегда рассматриваем возможности для расширения деятельности. Это может быть и приобретение гостиничных объектов, и предоставление услуг в эффективном управлении отелями. Наш опыт работы в сфере гостиничной недвижимости насчитывает более 20 лет, мы давно пользуемся авторитетом среди инвесторов и доверием гостей на международном уровне. Мы готовы делиться нашей экспертизой и предоставлять профессиональную помощь не только в столице, но и в других городах Украины.


Дайте Ваши прогнозы развития гостиничного рынка Киева на краткосрочную перспективу.

Основные показатели рынка гостиничной недвижимости остаются стабильными с тенденцией к постепенному росту. Этому способствует растущее внимание к Украине и столице со стороны иностранных туристов.

Например, пассажиропоток международного аэропорта «Борисполь» и аэропорта «Киев» им. Игоря Сикорского в первом квартале 2019 года увеличился до 2,65 миллиона (+15,2%) и 638 000 (+44,3%) соответственно. Это свидетельствует о том, что Киев превращается в привлекательное туристическое направление и популярный транспортный хаб. К тому же, принятая Городская целевая программа развития туризма на 2019-2021 годы предусматривает инвестирование 219 миллионов гривен муниципальных и государственных средств на развитие туристической инфраструктуры и рекламы Киева как популярного направления на мировой карте.

Однако существенного увеличения заполняемости столичных гостиниц не ожидается по двум основным причинам. Во-первых, в Киеве продолжают открываться новые отели. Во-вторых, столицу посещают, в большей степени, деловые туристы, что положительно влияет на заполняемость объектов размещения в будние дни и отрицательно – в выходные.

Несмотря на положительные тенденции в туристическом секторе, есть и обратная сторона медали. Например, европейские авиакомпании Nordica и British Airways объявили о намерении прекратить прямые рейсы в Киев в начале октября 2019 года. Причина – нерентабельность перелетов. Также осенью с украинского рынка может уйти французский авиаперевозчик Air France, хотя его зимнее расписание еще не утверждено окончательно. При этом авиакомпании не исключают возможности возобновления рейсов при условии улучшения ситуации в стране.

Конечно, уход таких перевозчиков может отрицательно сказаться на инвестиционной привлекательности Украины. Тем не менее, данное положение в значительной степени компенсируют новые лоукост авиакомпании. Они за последнее время заняли существенную долю международных рейсов, тем самым перераспределяя украинский рынок воздушных перевозок. В этот динамично развивающийся бизнес вкладывают как местные, так и иностранные инвестиции. Мы верим, что следующие полгода приведут к положительным переменам в политике, экономике и, как следствие, в туристической и гостиничной индустрии.