Weltstadthaus: новый торговый символ Кельна


На всех этапах своего существования одной из основных задач любой торговой точки или торгового центра является привлечение большого количества покупателей с помощью различных инструментов: рекламы, дизайна торговых помещений, оформления витрин и т.д. Если в XIX веке витрины магазинов, бывшие в новинку, уже сами по себе притягивали массы посетителей, то в наши дни, в условиях постоянного роста объемов торговли, количества и качества торговых сетей, а также укрупнения форматов торговые дома должны наделять свои центры все более весомыми отличительными характеристиками, чтобы быть конкурентоспособными на рынках, и без того насыщенных огромным количеством качественных торговых объектов. Одной из актуальных тенденций, которую используют крупные европейские торговые дома, является строительство торговых центров с уникальной и неповторимой архитектурой. Так, в Лондоне, Париже, Берлине создаются настоящие торговые дворцы в стиле Belle Epoque. В 2003 году в Бирмингеме, Великобритания, был введен в эксплуатацию грандиозный торговый центр Bullring, построенный с использованием сверхсовременных архитектурных и инженерных решений, который сразу же стал одним из ведущих торговых центров Великобритании и одним из крупнейших в Европе (см. СР, № 11 (27)).


фото: Andreas Fechner длЯ Peek & Cloppenburg KG Düsseldorf

Дюссельдорфский концерн моды Peek & Cloppenburg захотел добиться такого же эффекта в Германии. И в городе Кельне под девизом: «Прощайте, экономные архитектурные решения и экономичные сооружения коробок», с целевой установкой: «Вперед, ко всеобъемлющему раю моды!» был возведен торговый центр Weltstadthaus. Это необычное и в какой-то мере сенсационное сооружение, расположенное на улице Schildergasse 65-67, было спроектировано для Peek & Cloppenburg итальянским архитектором Ренцо Пиано, прославившимся разработкой проекта 66-этажной башни London Bridge Tower, которая станет самым высоким зданием Европы (306 метров) и реконструкцией Потсдамской Площади в Берлине. Строительные работы по проекту Weltstadthaus осуществила компания Hochtief: более 200 ее сотрудников работали над проектом и заботились о том, чтобы торговый центр был совершенным в самых мельчайших деталях. Weltstadthaus был торжественно открыт 7 сентября 2005 года.


ОПЕРАТОР
Торговый центр в Кельне – пятый центр такого формата (Weltstadthaus) концерна Peek & Cloppenburg в Германии и шестой в Европе. Торговые центры концерна открылись во Франкфурте на Майне, Берлине, Дюссельдорфе, Штутгарте, а также в Вене. P&C использует при создании своих центров новый, ориентированный на будущее стиль, который гармонирует с архитектурой городов. Peek & Cloppenburg поставил перед собой цель превратить свои дома мод в настоящие притягательные центры, в места встреч, оазисы, источники вдохновения, достопримечательности городов, локальные символы, где покупки из «шоппинга» превращаются в «хэппенинг». Строительство нового торгового центра P&C запланировано на весну 2007 года в Мангейме, Германия.


АРХИТЕКТОР И АРХИТЕКТУРА
Для осуществления своих амбициозных планов немецкий концерн P&C приглашает, несомненно, лучших специалистов мира. Создание неповторимого архитектурного шедевра в Кельне было доверено одному из самых креативных и производительных архитекторов нашего времени – Ренцо Пиано. Для каждого своего проекта этот архитектор изобретает новый, неповторимый образ и стиль. Он нарушает традиции и превращает архитектуру в то, чем она всегда была для великих архитекторов мировой истории – в искусство.
Итальянский архитектор является художником во всех отношениях: он переступает через границы невозможного, приводит к новым образам и создает сенсации в градостроительстве. «На некоторые вещи необходимо отважиться», – говорит Ренцо Пиано. Свою смелую фантазию он продемонстрировал и в Кельне, создав при этом новый символ, настоящий дворец – здание, напоминающее своей формой флагманский корабль. Здание ТЦ Weltstadthaus также часто сравнивают с китом, плывшим по Рейну и выброшенным на берег.
С самого начала представители немецкого концерна видели свой новый торговый центр в Кельне как современное здание, которое не будет соперничать с расположенной рядом церковью Святого Антония, и, в то же время, прозрачностью и легкостью сооружения будет контрастировать с остальной частью микрорайона и смягчать его очертания.
На фотографии (стр. 68-69) можно увидеть, что в архитектурном решении здания Weltstadthaus предусмотрен изгиб, который к тому же по высоте ниже, чем остальная часть центра. Этот изгиб обеспечил достаточно места перед церковью для создания общественного сквера.
Свой новый архитектурный шедевр Ренцо Пиано возвел в самом сердце Кельна над одной из станций метрополитена. Это здание из стекла в авангардном стиле очень естественно вписалось в городской пейзаж, который является центром средств массовой информации Германии, и который называют городом современных искусств. В планах архитектора было выделить размашистый, элегантный стеклянный корпус среди бетонной архитектуры центральной части города и обогатить торговый район Кельна, улицу Schildergasse, новым, современным, светлым и привлекательным строением. В нем архитектор воплотил все свои идеи относительно современного строительства, словно задаваясь вопросами: Почему здания всегда должны иметь углы? Зачем нужны тяжелые, толстые стены?
Стекло, дерево, камень и сталь – из таких классических материалов «сшил» итальянец современное «одеяние» для своего сооружения. Дерево – элемент жизни – привносит в строение тепло и натуральность. Ренцо Пиано использовал в конструкции здания деревянные своды и выбрал для этой функции сибирскую лиственницу, которая растет очень медленно и поэтому является породой дерева, практически не имеющей сучков и резко выраженных годичных колец. Почти каждая деревянная планка строения имеет свой неповторимый изгиб и была сконструирована по индивидуальным чертежам. В общей сложности, из 15 километров древесины было изготовлено 66 высококачественных деревянных сводов длиной 25 метров каждый.
Здание состоит из двух частей. Одна часть строения – довольно классическое сооружение в форме куба, вторая часть представляет собой огромный 5-этажный стеклянный «корабль». Вдохновленные оранжереями, которые были очень популярными в XIX столетии, авторы Weltstadthaus позаимствовали их основные элементы в своем проекте. Фасад здания площадью около 5000 м2 является полностью стеклянным. Его основная структура состоит из вертикальных деревянных сводов, расположенных на расстоянии 2,5 метра друг от друга, между сводами находятся металлические планки, поддерживающие стекло. Такой способ остекления является абсолютным новшеством в строительстве.
Одним из основных структурных элементов торгового центра является огромный атриум, который простирается на 5 этажей и позволяет посетителям обозревать верхнюю и нижнюю части внутреннего пространства. Применение самых современных технологий и оборудования делают инженерную инфраструктуру здания совершенной как с точки зрения использования, так и безопасности.
Общая площадь центра составляет 23 000 м2, из которых 14 000 м2 отведено непосредственно под торговлю. Высота потолков в центре различается в зависимости от этажа: на первом этаже она составляет 4,5 метра, на последующих – 3,5 метра. Во внутренней отделке центра использованы преимущественно натуральные материалы: 3400 м2 пола отделаны натуральным камнем (камень St. Bartholomae, Португалия), 10 800 м2 покрывает дубовый паркет.
Для создания освещения использованы 4600 встроенных ламп. В работе центра задействовано около 292 непосредственно торговых работников и около 145 сотрудников администрации и технических служб.


ПРЕКРАСНЫЙ МИР ТОРГОВЫХ МАРОК


На более чем 14 000 м2 торговой площади кельнского торгового центра расположилось около 400 торговых марок
фото: Andreas Fechner длЯ Peek & Cloppenburg KG Düsseldorf

На более чем 14 000 м2 торговой площади кельнского торгового центра расположилось более 400 торговых марок. На самом нижнем этаже здания площадью 780 м2 разместились товары для детей. На первом этаже начинается модный рай для взрослых. На площади 3230 м2 представлена мужская и женская одежда таких марок, как McNeal, Christian Berg, Tommy Hilfinger, Marc O'Polo и других, а также магазины с аксессуарами.
На втором этаже площадью 3360 м2 находятся молодежные марки Diesel, Hugo, G-Star и другие. Высокая мода представлена на третьем этаже: на площади 3400 м2 расположены марки Armani, Max Mara, Polo Ralph Lauren, Strenesse, Ermenegildo Zegna. Четвертый этаж площадью 3420 м2 посвящен официальному стилю в одежде.
На пятом этаже центра располагаются офисные, бытовые, складские помещения и столовая для сотрудников.
Последний, шестой, этаж здания является «strictly private», то есть закрытым и доступным не для всех. Авторами проекта он был предусмотрен для проведения особых событий и торжеств.


ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР WELTSTADTHAUS, КЕЛЬН, ГЕРМАНИЯ
Начало строительства: 1999
Открытие: 7 сентября 2005 года
Заказчик, оператор торгового центра:
Peek & Cloppenburg KG, Дюссельдорф
Застройщик: Timaru
Архитектурная мастерская: Renzo Piano Building Workshop, Париж
Генеральный подрядчик строительных работ: Hochtief
Объем инвестиций: около 50 миллионов евро
Площадь земельного участка: 0,4 гектара
Общая площадь торгового центра: 23 000 м2
Торговая площадь: 14 400 м2
Характеристика стеклянного фасада: 4900 м2, состоит из 7000 отдельных стеклянных элементов размером 60x120 см
Субподрядчик по фасадным работам: Schmidlin AG