Владимир Чекмарев: «Киев должен иметь территории для развития столичных функций»




Владимир Чекмарев, первый заместитель генерального директора АК «Киевпроект», директор Института «Киевгенплан»
фото: АК «Киевпроект»

CP: Генеральный план развития города Киева до 2020 года был принят несколько лет назад. Как вы оцениваете его реализацию на сегодня?
Генеральный план был принят в 2002 году, и сегодня уже можно говорить о результатах работы за пять лет. Честно говоря, мы не ожидали, что темпы реализации Генплана будут настолько высокими, а в сегменте жилой недвижимости даже опередят запланированные объемы. Так, начиная с 2005-2006 годов мы прогнозировали объемы строительства жилья в пределах 100 000 050 – 100 000 100 м2. Сегодня же, согласно поступающей к нам информации, это уже 100 000 100 –100 000 150 м2. В то же время – отстает развитие социально-экономической инфраструктуры – детских садов, учебных заведений и т.д. Сегодня «не модно» заниматься социальной политикой – гораздо прибыльнее строить жилье.
Что касается развития транспортной инфраструктуры – дорог, открытия новых станций метрополитена и т.д., – то строительство идет в рамках, предусмотренных Генеральным планом, а также Комплексной схемой развития транспорта до 2020 года. Уже действует две новых станции метрополитена, в планах – открытие в ближайшие 2 года еще нескольких. В 2007 году была завершена работа над Программой развития пассажирского транспорта в Киеве на период 2007-2010.
CP: Кто отвечает за соблюдение положений Генерального плана?
Генплан – это закон, территориальные «правила игры» по Киеву с учетом зонирования территорий по функциональному назначению. Положения Генерального плана были узаконены на сессии Киевсовета, который является законодательным органом, а потому, заказав и утвердив Генеральный план, городские власти должны ему следовать.
Ответственность за соблюдение его положений в первую очередь несем мы как разработчики, органы «Киевглавархитектуры» как заказчик от Киевской городской администрации. Наверно, вам известны случаи, когда после прохождения многих согласовательных процедур заказчик все же сталкивался с невозможностью реализации проекта, поскольку тот не соответствует Генеральному плану.
CP: В каких случаях в Генплан вносятся изменения?
Генплан рассматривается как динамичная система, которая может и должна реагировать на появление новых проектов городского значения, не предусмотренных в основном варианте документа. Например, если возникнет необходимость и возможность переноса на окраины нефункционирующего завода, расположенного в центре города, и более рационального использования его территории, то после обсуждения этого вопроса и соответствующих стадий проекта на заседаниях градостроительного совета и рассмотрения на сессии Киевсовета в Генплан вносятся соответствующие изменения.
Помимо этого, Генеральный план развития Киева до 2020 года на протяжении всего периода своего действия постоянно совершенствуется и детализируется посредством разработок детальных планов территорий (ДПТ) и комплексных схем по отраслям. Например, за последние несколько лет значительно изменилась система обслуживания населения, существовавшая долгие годы, согласно которой все крупные магазины располагались только в центре города. Сегодня на окраинах появляются крупные супермаркеты и торговые центры, полифункциональные по своей сути, где потребитель может найти практически все товарные группы, точки общественного питания и развлекательные заведения. Поэтому сегодня нам приходится в корне пересматривать всю существовавшую до этого систему обслуживания и нормы размещения пунктов торговли. Ведь та же Billa или «Аладдин» на Харьковском массиве обслуживают около 600 тысяч потребителей. Таким образом, в жилых массивах появляются центры с городскими функциями. Это практически город без окраин, где жителям района уже нет надобности выезжать в центр для удовлетворения своих бытовых потребностей. Поэтому сегодня при разработке ДПТ мы учитываем появление подобных многофункциональных комплексов, направленных на обслуживание населения.
CP: Как взаимосвязаны Генплан и ДПТ?
В Генеральном плане четко определено территориальное развитие Киева на ближайшие 20 лет. То есть, Генплан определяет основные векторы дальнейшего развития города, зонирует территории по функциональному назначению и т.д. В нем же содержатся данные о необходимой транспортной инфраструктуре, общей протяженности новых дорог, объектах, предприятиях, элементах городской и социальной инфраструктуры, которые должны быть построены. Опираясь на такие расчеты, мы можем говорить о конкретных объемах жилья, которые необходимо построить Киеву, чтобы соответствовать европейским стандартам. Уже исходя из этого производятся расчеты темпов строительства, территорий размещения жилья, этажности и т.д. Таким образом, в Генплане указаны конкретные цифры, которые основаны на серьезном анализе. Однако сразу после утверждения Генплана необходимо разрабатывать ДПТ районов и отраслевые схемы, например, развития торговых, общественных центров и прочее. Так, недавно были завершены схемы водоснабжения и канализации, а также энергообеспечения Киева. Прошла градостроительный совет Схема культовых сооружений Киева, идет работа над Схемой размещения паркингов. Закономерно, что после Генплана, в первую очередь, была разработана комплексная схема транспорта.


Карта Генерального плана развития Киева до 2020 года
схема: «Киевгенплан»

Что касается детальных планов территорий, то здесь мы уже тщательно вникаем в каждую деталь: сколько людей будет проживать в каждом доме, каково состояние каждого здания, инженерных систем, какое количество мест в школьных и дошкольных учреждениях необходимо району и т.д. После тщательного анализа мы можем определить, какие дома подлежат сносу, какие являются памятниками архитектуры и т.д. Для свободных территорий разрабатываются соответствующие функции.
CP: Как давно в Киеве существует практика разработки детальных планов территорий?
В советские времена после 1970-х годов разработкой ДПТ не занимались. К этой практике вернулись только с 1998 года, когда в столице началось активное развитие строительной отрасли. Особенно интенсивно градостроительная документация разрабатывалась до 2005 года – районные власти стремились владеть планами развития территорий. Первым был подготовлен ДПТ Печерского района. Необходимо отдать должное тем руководителям, которые понимали значение этой документации и опасность хаотичной застройки исторической части города.
ДПТ необходимы. Эти документы позволяют определить и узаконить «красные линии», определить минимальную и максимальную высоту зданий, проверить состояние инженерных сетей, количество жилья, которое можно разместить в районе, необходимые социальные составляющие, будь то школы, детсады, культовые сооружения и прочее. Районные власти как никто другой должны быть заинтересованы в разработке детальных планов территорий, поскольку только в этом случае они смогут грамотно и компетентно руководить развитием своего района.
CP: То есть, разработка ДПТ выполняется только по заказу местных органов власти и не является обязательным дополнением к Генплану?
Разработкой ДПТ можно заниматься только на основании утвержденного Генплана. И если городская власть не занимается этим вопросом, заказать ДПТ может районная администрация. К сожалению, не все руководители администраций понимают значение данного документа.
CP: Какие проектные организации занимаются разработкой ДПТ и на каком этапе находится на сегодняшний день создание ДПТ районов Киева?
Разработкой ДПТ районов занимается исключительно Институт «Киевгенплан» АК «Киевпроект». Хотя сегодня появляются некоторые, так называемые специалисты, которые берутся за подобную работу. Но это, к сожалению, пародия на ДПТ. Бывали случаи, когда к нам приходили с уже разработанной документацией и просили ее проверить. Но для того, чтобы проверить такой документ, необходимо, по сути, начинать работу с чистого листа. Поэтому единственной на сегодняшний день организацией, способной профессионально разработать ДПТ, был и остается институт Генерального плана АК «Киевпроект». Это, в первую очередь, объясняется тем, что у нас есть традиции: нами были выполнены четыре Генплана для Киева; в «Киевпроекте» хранятся архивы и материалы, на которых воспитывалось не одно поколение специалистов. Поэтому именно мы выполняем основные работы, а городская администрация и органы архитектуры понимают, что приоритет принадлежит именно нам. На сегодняшний день мы уже подготовили ДПТ Печерского района, сейчас заканчиваем работу по Шевченковскому, утверждены ДПТ микрорайона Теремки-3, 11 микрорайона массива Позняки, ДПТ Осокорки Центральные и Южные, территория которых составляет 2,5 тысячи гектара. Насколько нам известно, вскоре планируется разработка ДПТ для Подольского и Соломенского районов. Я уверен, что с этим заданием также обратятся к нам, мы, со своей стороны, готовы идти на сотрудничество с властями всех районов и выполнять необходимые для города работы.
При этом стоит учитывать, что выполнение таких работ, как Генеральный план города, ДПТ районов – это длительный процесс. Тем не менее, наш коллектив из 95 человек справляется с такой работой в рекордно короткие сроки. Так, последний Генплан был выполнен за 2,5-3 года, для сравнения – разработка предыдущего Генплана заняла около 8 лет. За период с 2002 года нами выполнено около 20 работ для города, в том числе в инженерно-транспортной сфере.
CP: Известно, что Генплан предусматривает значительное увеличение территории города и разработана также стратегия развития пригорода. Как эти положения согласованы с областными властями и планами развития региона?
Такое расширение закономерно для столицы государства. А согласование с областной администрацией границ смежных районов – это уже дело координационного совета. Наше предложение – это совместное использование территорий города и области. Нам интересны эти территории, так как многие жители пригорода работают в Киеве, и для нас важно было продумать, как они будут добираться в столицу. Сначала мы определяли территории развития Киева в составе области, а уже потом занимались работой непосредственно по городу. Просчитав внутренние ресурсы, мы пришли к выводу, что при потребности в 26 миллионов м2 жилья, территориально ограничившись исключительно Киевом, мы сможем реализовать только 18 миллионов м2. Это без уплотнения. Однако, имея резервные площади, мы сможем реализовать прогнозированные показатели не только по жилью. Согласно предыдущему Генплану, город развивался в северном направлении, где нам существенно помешала реализовать намеченное катастрофа в Чернобыле и пришлось в этом направлении ограничиться Вышгородом. Вторым направлением была Ходосовка, что актуально и на сегодняшний день. Однако там активно захватываются земли и развивается коттеджное строительство. Поэтому на данном этапе основным вектором развития Киева является юго-западное направление, куда должны быть подтянуты инженерно-транспортные коммуникации. Так, сегодня в этом направлении мы делаем линию скоростного трамвая, в Житомирском направлении прекрасное транспортное сообщение, к которому мы запланировали «дублер-магистраль».
Причина, по которой Правый берег развивается и будет развиваться активнее Левого, очень проста. Если на Левом берегу и впредь возводить такое же количество жилья, как сегодня, то для нормального сообщения между двумя берегами потребуется строительство минимум еще пяти мостов, а это очень длительный и дорогостоящий процесс. За прошедшие 20 лет мы возвели только Южный мост. Строящийся сегодня автомобильно-железнодорожный (так называемый мост Кирпы, – ред.), к сожалению, не сможет выполнять необходимых функций по причине неправильно выбранного месторасположения. Поэтому Генплан предусматривает остановку на определенном этапе развития территорий Левого берега и сосредоточения градостроительной деятельности на Правом берегу.
Что касается увеличения территорий Киева за счет областных земель, то оно, по сути, минимально. В Генплане речь идет о дополнительных территориях, если потребуется, учитывая динамику развития города и необходимость выполнения им столичных функций. Ведь через 10 лет здесь будет крупный финансовый центр, появятся представительства европейских и международных организаций, что повлечет острую необходимость строительства центров развития бизнеса, науки и техники. В Генплане разработана программа подготовки к Олимпиаде и крупным европейским чемпионатам, а для этого необходимо иметь резервные территории, предусмотренные документом. Однако, сегодня идет освоение территорий со стороны области, которая не учитывает Генплан развития Киева и распоряжается земельным резервом без наличия собственного утвержденного Генерального плана области.
Так, мы разработали концепцию создания столичного округа, который охватывал бы 50 километров в радиусе города и позволил бы Киеву иметь территории, на которых в случае необходимости можно развивать столичные функции, где работали бы область и город, – так называемую зону совместной деятельности. Это просто необходимо, поскольку уже сейчас мы можем наблюдать последствия нескоординированной работы органов власти на Окружной дороге и прилегающих территориях, где освоение земли носит стихийный характер. Проблема усугубляется отсутствием у области Генплана, который есть у города.
Возьмем, к примеру, ситуацию вокруг строительства нового стадиона для проведения матчей Евро-2012. Его можно было бы разместить в районе «Чайки», но сегодня там идет активное строительство логистических центров. Сооружение таких же складов по Житомирской трассе соответствует только нынешним потребностям, и мало кто думает о том, что планируется здесь в перспективе. При таких темпах строительства жилья и развития города обязательно возникнет вопрос: где мы потом будем находить площадки под необходимые учебные, медицинские учреждения, спортивные и рекреационные центры?
В целом, повторю, что на сегодняшний день Киеву достаточно собственной территории, и пока можно развиваться не на новых участках, а на неиспользуемых площадях, закрепленных за различными производствами. У города еще есть внутренние резервы, но, тем не менее, уже сейчас территориальные вопросы необходимо решать совместно с областью, учитывая то, что Киев является столицей государства.
CP: Как киевские показатели плотности населения соотносятся с европейскими?
По плотности населения Киев отстает от крупных столиц европейских государств, таких как Берлин, Лондон, Париж. Вместе с тем, этот вопрос необходимо рассматривать с двух позиций: какая плотность должна быть согласно нормативу, и требований жителей города относительно этой плотности.
Так, сегодня этот показатель в Киеве составляет в среднем 450 человек на гектар, а для столицы государства это немного. В некоторых районах Европы, например, плотность может достигать 700 человек на гектар, и это естественно, так как там действует система целесообразности, где даже при невысокой этажности застройки проживает много людей. Но есть и пример исторических городов, где к жилым районам примыкают общественные центры, что, естественно, приводит к разнице в показателях плотности. При этом немаловажным является и так называемый киевский фактор, согласно которому Киев вообще нельзя сравнивать с другими городами. Если в других городах дома строятся на свободных территориях, то в Киеве на Левом берегу сначала приходится намывать 7-8 метров песка, который необходимо затем обосновать в стоимости жилья, и только потом заниматься строительством. И этот фактор нельзя не учитывать. В целом, мы рассматриваем вариант увеличения плотности населения столицы до показателя в 500-520 человек на гектар.


«АЛЬТИС-ГЛАСС»: «КРЕДО КОМПАНИИ– КАЧЕСТВО И ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ ПРОДУКЦИИ»
Современные архитектурные решения объектов жилой и коммерческой недвижимости невозможны без стекла. Благодаря таким характеристикам, как прозрачность, экологичность, долговечность, химическая стойкость, наличие широкой цветовой гаммы стекло занимает особую позицию среди строительных материалов. На сегодняшний день это не только энергосберегающий, ветро- и солнцеограждающий материал, но также выразительный архитектурный и дизайнерский инструмент, не имеющий конкурентов ни по техническим, ни по эстетическим показателям. Сфера использования архитектурного стекла очень широка – от стеклянных изделий в жилых интерьерах, перегородок и мебели в офисах, витрин в магазинах и торговых комплексах, лифтовых конструкций в бизнес-центрах, до цельностеклянных перегородок в общественных помещениях (аэропортах, вокзалах, торгово-развлекательных центрах) и светопрозрачных фасадов.
В последние годы для украинского рынка светопрозрачных ограждающих конструкций характерно увеличение доли современных систем, где используются высокотехнологичные структурные стеклопакеты. Следуя запросам рынка, компания «Альтис-Гласс», основанная в 2001 году и входящая в структуру строительной корпорации «Альтис-Холдинг», освоила современные технологии, позволяющие предложить широкий спектр продукции из стекла.

 
Еще в начале своей деятельности компания «Альтис-Гласс» внедрила первую в Украине линию по резке стекла Jumbo Size 3210х6000 мм. Использованное оборудование фирмы Peter Lizec GmbH (Австрия) позволило осуществлять складирование, порезку стекла, а также сборку стеклопакетов с учетом высоких мировых технических требований в данной области.
В начале 2007 года оборудование Peter Lizec GmbH было заменено на линию нового поколения HEGLA 6133 OPTIMAX, предоставляющую возможность изготавливать крупноформатное фасадное остекление. Специализированный цех компании «Альтис-Гласс», оборудованный для работы со стеклом формата Jumbo Size, позволяет создать склад стекла разных видов и размеров минимальным объемом в 300 тонн, что является очень важным при реализации масштабных проектов для обеспечения однотонности цветовой гаммы остекления.
Учитывая новые требования потребителей к продукции из стекла и новые стандарты безопасного остекления, компания «Альтис-Гласс» запустила также цех по закалке стекла, оснащенный печью четвертого поколения финской фирмы Tamglass HTF – ProE 2136 с возможностью закалки стекла форматом 2100х3900 мм, а также с комплектом современного оборудования по обработке стекла итальянской фирмы Bavelloni и Bussetti.
Закаленное стекло проходит особую термическую обработку, технологически напоминающую процесс закаливания металла, в результате которого показатели прочности увеличиваются в 8-10 раз в сравнении с обычным стеклом. В случае разрушения стекло рассыпается на мелкие осколки (соизмеримые с толщиной стекла). Этот ударопрочный материал обладает также высокой термостойкостью (температурный диапазон эксплуатации может колебаться от -150 до +300 градусов).
Среди объектов, возведенных с использованием закаленного стекла компании «Альтис-Гласс», можно назвать гипермаркеты METRO Cash & Carry, торговый центр «Магеллан» на Одесской площади, ТРЦ «Ультрамарин», ТЦ «Олимпийский», ТРЦ «Аврора» по бульвару Перова, жилой комплекс «Парус» по улице Мельникова, 18-а, комплекс по улице Срибнокильской (все объекты – Киев), ТЦ сети «Таврия В» (Одесса), офисные центры в Николаеве и т.д.
В период модернизации производства компания «Альтис-Гласс» освоила также выпуск термоупрочненного стекла, подвергающегося обработке методом контролируемого нагрева и охлаждения, за счет чего производится материал с высоким сопротивлением изгибу (прочность на изгиб до 70 Н/мм2), что, в свою очередь, снижает риск разрушения стекла.
Единственной в Украине является линия по эмалированию стекла последнего поколения Rainbow 220 итальянской фирмы KeraGlass, приобретенная компанией «Альтис-Гласс» в начале 2006 года. Технология производства на данном оборудовании позволяет получать эмалит – стекло с нанесенной термодиффузионной краской – максимального размера 2100х3900 мм, а минимального – 300х300 мм. Технологический процесс включает в себя нанесение на обработанное чистое стекло термодиффузионной краски с кремнийорганической основой с последующим ее впеканием в структуру стекла. Цвет краски подбирается по таблице RAL, при этом на складе компании всегда имеется в наличии стандартный набор цветов, наиболее востребованный на рынке остекления. Скорость обработки стекла составляет 4-16 м2 в минуту, объем производства в месяц может достигать 35 000-40 000 м2. Данная технология позволяет обогатить фасад с точки зрения цветовой гаммы, увеличить срок службы изделия, поскольку благодаря технологии впекания в структуру стекла, покрытие оказывается стойким к внешним воздействиям, механическому износу и влаге. Кроме того, это дает возможность сократить расходы на установку стеклянного фасада до 40% за счет возможности применения моностекла, при решении вопросов энергосбережения менее затратным способом, чем использование стеклопакета. При этом решаются вопросы эстетики, прочности и долговечности. Помимо этого, на сегодняшний день в строительстве существует проблема законченности фасадов, которая выражается в том, что помимо прозрачных поясов в фасадном остеклении существуют еще межэтажные перекрытия, которые сегодня закрывают с помощью пленок. Но у пленок есть ряд недостатков: ограниченность цветов, недолговечность, невозможность использования в моноконструкциях и стоимость. Теперь, используя эмалированное стекло, можно создавать долговечные и однородные (любых оттенков) фасады. Эмалит можно применять без ограничений, начиная с холодильных полок и заканчивая лобовыми стеклами в автомобилях, использовать его для закрытия межэтажных перекрытий и декоративных вставках на фасадах.
Среди объектов, возведенных с использованием эмалированного стекла компании «Альтис-Гласс», можно назвать БЦ «Ильинский», жилой комплекс «Серебряный Бриз», реконструкцию лабораторного корпуса под административный корпус в Голосеевском районе, жилой комплекс по улице Зверинецкой, офисный центр по улице Заболотного (все объекты – Киев).
Еще одним из направлений деятельности компании «Альтис-Гласс» является внедрение на украинский рынок стеклопакетов с энергосберегающими свойствами. Высокие показатели энергосбережения достигаются за счет использования стекол с низкоэмиссионными покрытиями. Наличие оборудования HEGLA /стол раскроя 6000х3210/ для раскроя ламинированного стекла (триплекса) позволяет предлагать на рынке стеклопакеты со свойствами, заметно повышающими уровень защиты от проникновения, общий уровень безопасности и шумозащиту. Линия по сборке стеклопакетов Lenhardt концерн Bystronic позволяет изготавливать стеклопакеты с двумя напыленными стеклами (максимальный размер стекла 2300х3500 мм).
Структурные стеклопакеты изготавливаются на отдельной линии для сборки стеклопакетов Peter Lizec GmbH в системах Aluprof, Reynaers, SСHÜCO со всеми требованиями (стекла обязательно должны быть закаленные или термоупрочненные) изготовителя систем.
В планы компании «Альтис-Гласс» на 2008 год входит организация производства ламинированного стекла, многослойных пожаростойких, бронированных, пуленепробиваемых стекол (максимальный размер 2600х4500 мм).
Кроме того, на начало 2008 года запланирован запуск филиала «Альтис-Гласс ЮГ» в Одессе с линией по сборке стеклопакетов Peter Lizec GmbH /2500х4200/ и столом для раскроя стекла Jumbo Size 3210х6000 мм.
Оснащенная современным оборудованием, компания своей задачей ставит выпуск сложных технологических изделий, отвечающих современным требованиям остекления фасадов и позволяющих выполнить самые смелые архитектурные замыслы.
Кредо компании «Альтис-Гласс» – производство качественных и эксклюзивных изделий из стекла.