Вера Ульянченко: «Киевская область привлекательна для инвестиционной деятельности»




Вера Ульянченко, губернатор Киевской области
фото: ПРЕСС-служба киевской ОБЛАДМИНИСТРАЦИИ

CP: Будет ли проведена переоценка и инвентаризация земель Киевской области?
Переоценка и инвентаризация земель Киевской области не проводилась с 2000 года, поэтому мы провели по данному вопросу коллегию областной госадминистрации.
Много времени прошло с того момента, когда первые землепользователи получили землю в аренду на 49 лет. Сейчас они практически перестали платить арендную ставку, а земля переоформлена на других лиц. Заинтересованность в беспорядке и отсутствие средств привели к тому, что никто не делал переоценку земли, а каждый сельский голова или землеустроитель имел свою подпольную инвентаризацию. Обладминистрация понимает это и старается изменить ситуацию. Для этого существуют разные возможности. В первую очередь, объединение усилий районных землеустроителей и обладминистрации. С местными органами самоуправления это сделать намного сложнее. После конституционной реформы они решили, что являются полными хозяевами своей территории. Сегодня достаточно быстро раздают землю, но никто не отвечает за последствия. К примеру, в некоторых районах, в частности, Бориспольском, Вышгородском, Макаровском, Броварском, будут построены коттеджные городки – так называемые садовые товарищества, под которые предоставлена земля, но социальной сферы там практически не будет.
Сегодня, к сожалению, облгосадминистрация каких-то серьезных рычагов влияния на этот процесс практически не имеет. Мы не знаем, когда сельские, поселковые советы принимают решения по земле. Этого не знает даже областной совет. Раскрываются подобные вещи только через райадминистрации, когда, получив в аренду большой участок земли сельскохозяйственного назначения, владельцы обращаются для переведения его в другую категорию – под застройку. Именно здесь мы видим все моменты передачи: где и чья заинтересованность.
Интересная ситуация складывается и с судами, решения которых, казалось бы, должны быть инструментом влияния власти. Но, к примеру, недавно на заседании коллегии глава Васильковской райадминистрации продемонстрировал решение суда, в котором сказано: «Обязать главу Васильковской райадминистрации принять решение в пользу владельца земли». До тех пор, пока имеет место разбалансированность ветвей власти, и пока нет единой политики по земельным вопросам, мы ничего не можем сделать.
У нас существует мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, но на самом деле действует огромный подпольный рынок земли, на котором фигурируют те же чиновники, в частности, на уровне районной администрации. Мораторий на продажу земли давно нужно было отменить. Пока мы примем это решение, земли не останется. Создается впечатление, что мораторий – продуманная акция.
Сегодня в Киевской области в радиусе 80 километров от столицы у нас практически нет земли. Мы не можем предложить нормальный земельный участок инвесторам, поэтому вынуждены обращаться к владельцам или принимать участие в перекупке.
Сейчас у нас работает совместная с областным советом комиссия по инвентаризации земли. Люди поняли, что мы будем очень жестко реагировать на нарушения. Планируем провести несколько выездных коллегий непосредственно в районах.
CP: Можно ли ввести минимальные ставки на землю?
Нет, ставки ввести нельзя, так как землю оценивают местные советы. Мы ставим перед райадминистрациями условие, чтобы земля не отводилась под садовые товарищества, а выставлялась на конкурс проектов. Для этого нужно, чтобы каждый населенный пункт имел упорядоченные границы и генеральный план развития. Конечно, сейчас есть много нарушений. В судах рассматривается более 70 исков по земельным участкам, и 70% из них – бесперспективные дела.
Есть у нас и другая форма работы с владельцами земель. Мы имеем огромные участки, которые остаются незадействованными вот уже 5-6 лет, так как хозяева ждут максимально возможного повышения арендной ставки. Когда мы находим хорошего инвестора, то стараемся убедить такого владельца входить с ним в совместное предприятие, чтобы земля использовалась и работала. Конечно, это не везде будет иметь успех, но иногда такой вариант возможен.
CP: Какова динамика привлечения инвестиций в экономику Киевской области?
Киевская область очень привлекательна для инвестиционной деятельности. Мы начинали в 2003 году с $25 миллионов в год, а сейчас, по итогам 9 месяцев, имеем $184,4 миллиона инвестиций. Наиболее крупные инвесторы: ОАО «Ветропак Гостомельский стеклозавод» – $11,6 миллиона; ОАО «Продагросервис» – $10,4 миллиона; иностранное предприятие «Кока-Кола Бевериджис Украина Лимитед» – $8,2 миллиона; ООО «Аскания-Флора» – $7,5 миллиона; ООО «Интерфом» – $7,1 миллиона.
Сейчас мы ведем переговоры по нескольким серьезным инвестиционным проектам. В частности, с компанией IKEA, которая не смогла найти участок в столице, поэтому пришла в Киевскую область и начала серьезную работу по изучению земельного участка на Окружной дороге, недалеко от супермаркета МETRO. На нем IKEA намерена построить большой торгово-развлекательный центр, для которого необходимо приблизительно 50 гектаров земли. Общая сумма инвестиций в проект должна составить $200-250 миллионов.
Еще один интересный проект – строительство бесплатного автобана вокруг Киева. В частности, венгерская компания «Виодом» готова подключиться на стадии проектирования и инвестировать в него $2 миллиарда. Как известно, эта компания имеет около 180 мусороперерабатывающих заводов, которые в Европе признаны одними из лучших. У нас «Виодом» планирует вложить деньги в проект строительства дороги и, одновременно, в строительство мусороперерабатывающего комбината.
CP: На каких условиях инвесторы будут вкладывать свои средства в проект автобана?
Есть несколько вариантов. Инвесторы, которые собираются вкладывать свои средства и строить дорогу под контролем наших проектных организаций, будут возвращать их за счет инфраструктуры, проектируемой вокруг дороги. Она будет строиться отдельными участками. Первый участок длиной 13 километров соединит Ковельскую и Житомирскую трассы, второй (33 километра) – Житомирскую и Одесскую, Одесскую и Харьковскую, и так далее. Инфраструктура вдоль автобана будет проектироваться с учетом существующих населенных пунктов. Когда строительство дороги будет завершено, мы сможем пустить в объезд Киева грузопотоки с запада на юг Украины.
CP: Какая именно инфраструктура может быть создана вдоль нового автобана?
Это может быть все, что запланируют проектировщики, – жилье, гостиничные и бизнес-комплексы, логистические склады, автозаправки с полным спектром обслуживания.
Мы потратили 100 тысяч гривен из областного бюджета на первые проектные проработки. В 2007 году государственный бюджет выделяет для этих целей 20 миллионов гривен. Пока мы планируем, что проектирование будет осуществляться за государственные средства, а все остальное – за счет инвестора.
В 2007 году мы хотели бы начать строительство первого участка дороги длиной 13 километров. Согласно предварительным разработкам, Ковельскую трассу автобан пересечет на расстоянии 7 километров от Ворзеля, Житомирскую – в районе Бузового.
Общая протяженность Кольцевой дороги составит 206,1 или 213 километров, поскольку некоторые места могут пересматриваться, чтобы не задеть территорию жилых массивов.
Это наши первые проработки, которые могут измениться. Мы заинтересованы в том, чтобы максимально быстро спроектировать первые два участка.
Еще один серьезный инвестиционный проект – строительство международного грузового аэропорта в Узине, где в свое время был большой военный аэродром. Там же планируется построить гостиничный комплекс и большой логистический центр, необходимый возле грузового аэропорта.
Это будет исключительно инвестиционный проект, в котором наше участие ограничится только выделением земельного участка. Для этого необходимо соответствующее постановление Кабинета Министров.
Поскольку Украина находится на пересечении грузовых путей, к этому проекту проявляют значительный интерес международные авиакомпании. В частности, недавно мы встречались с представителями большого фонда из Сингапура, к нам обращались китайские авиакомпании, серьезную заинтересованность проявляла авиакомпания «Люфтганза». Назвать сумму инвестиций в этот проект я сейчас не могу, поскольку он находится на стадии проработки.
Сегодня рассматривается еще один инвестиционный проект, также связанный со строительством дороги, которая должна пройти через Вышгородский, Иванковский и Полесский районы до границы с Беларусью. Для нас это важно, поскольку эти два района пострадали во время Чернобыльской аварии и являются депрессивными. Они лишены нормальной промышленной зоны и дороги. Построив дорогу на границе с Беларусью, можно создать международный пропускной пункт в районе Вильчи, что принесет средства области и государству. Новая дорога вольется в существующую трассу, которая идет до Клайпеды (Литва). Это означает, что мы получим возможность соединить северные порты на территории бывшего СССР с портами на юге Украины. Протяженность новой дороги составит около 140 километров – от Вышгорода до выхода на белорусскую границу. Это будет трасса Одесса-Киев-Минск-Вильнюс-Клайпеда.
Сейчас в области начинается строительство логистических складов, к примеру, объектов международной компании «МЛП», которые будут расположены на площади 20 гектаров в Киево-Святошинском районе. Проект «МЛП – Чайка» – это первая очередь, инвестиции в которую составят $78 миллионов. В целом компания планирует вложить в проект $140 миллионов. «МЛП» внесет в фонд развития области 2 миллиона гривен. Часть этих денег мы потратим на лицей для слабовидящих детей в Боярке.
Также мы подбираем земельный участок для строительства логистических складов для британской компании «София Девелопмент» в Васильковском районе. Инвестиции составят 100 миллионов евро.
По просьбе дипломатических представительств в районе Обуховской трассы планируется создать несколько бизнес-центров.
CP: Какой объем жилья строится в области?
Объемы строительства жилья постоянно растут. В 2006 году мы планируем построить 540 тысяч м2 жилья, что на 80 тысяч м2 (или на 18% больше), чем в прошлом году. Но нас не устраивают такие темпы, поскольку в очередях стоит очень много людей, которых государство должно обеспечить бесплатным жильем, – это бюджетники, военнослужащие, «чернобыльцы».
Планируется строительство больших коттеджных городков для среднего класса с полной инфраструктурой. Но для этого нужно привлекать банки, которые могли бы предоставить кредиты.
Но самое главное – это строительство социального жилья в области. У нас есть земля, у Киева есть деньги – необходимо их объединить и предложить строительство социального жилья в городах-спутниках – Обухове, Вышгороде. В начале 2007 года мы намерены предложить программу такой застройки.
CP: Есть ли примеры «перетекания» инвестиций из Киева в область?
Да. Например, к нам пришла IKEA и французский ритейлер Auchan, и мы будем делать все, чтобы эти компании остались в Киевской области.
Сейчас начало поступать много предложений по жилищному строительству. К примеру, в области готова строить «Украинская инвестиционная компания».