Векторы развития столичной подземки

Commercial Property №1 (1) сентябрь 2003

О ближайших и стратегических планах развития киевского метрополитена журналистам рассказал начальник коммунального предприятия «Киевский метрополитен» Николай Шавловский. Он сообщил, что в 2004 году в Киеве будут введены в действие две новые станции – «Сырецкая» и «Бориспольская».


Станция метро «Житомирская»
фото: Александр Кутлахметов

Обе данных станции относятся к Сырецко-Печерской линии и продлят ее в двух направлениях: «Сырецкая» – в сторону Виноградаря (после станции «Дорогожичи»), «Бориспольская» – в сторону аэропорта «Борисполь» (после станции «Харьковская»). Параллельно будет вестись строительство ветки от станции «Бориспольская» до Харьковского депо метрополитена. Под ее сооружение уже выделены 9,7 гектара земли, ранее числившихся на балансе промышленной зоны Министерства обороны Украины. Участок от станции «Харьковская» до станции «Бориспольская» (также рассматривается название «Харьковская площадь») – мелкого заложения, он пройдет вдоль проспекта Н. Бажана до Харьковской площади (длина – 2,5 километра). Пока же по станции «Бориспольская» лишь завершается разработка проектной документации. Однако сдача ее в эксплуатацию уже в 2004 году реальна, поскольку станция планируется неглубокой – без эскалаторов. В инфраструктуре станции «Бориспольская» планируется создать пересадочный узел с кемпингом, где прибывшие иногородние пассажиры могут оставить свой транспорт и пересесть на метро для передвижения по Киеву.

На пусковом участке от станции «Дорогожичи» до «Сырецкой» на данный момент проложены 800 метров дистанции туннеля. Весь участок – глубокого заложения, он проходит под улицей Щусева (длина – 1,6 километра). Новая станция «Сырецкая» будет размещена на пересечении улицы Щусева с северным полукольцом железной дороги вблизи посадочной платформы «Сырец». В ее районе планируется строительство полноценной станции железной дороги для поездов пригородного сообщения, которая в комплексе со станцией метро образует крупный пересадочный узел. В дальнейшем участок от станции «Сырецкая» до станции «Виноградарь» (мелкого заложения, длина – 4 километра, количество станций – 2) пройдет под улицей Щусева – улицей Межевой – проспектом Правды. Сейчас он находится в проектировочной фазе, на нем также планируется строительство электродепо «Виноградарь».

Депо киевского метрополитена на Оболони, ст. м. «Героев Днепра»
фото: Сергей Хитрый

Николай Шавловский также рассказал, что, согласно июльскому распоряжению Александра Омельченко, проектный институт «Укрметротуннельпроект» сейчас завершает разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) сооружения еще одного моста через Днепр, который необходим для строительства четвертой линии метрополитена на Троещину. После рассмотрения ТЭО и его утверждения будет приниматься решение о строительстве «Подольской» линии, которая должна соединить центр и Подол с существующей линией скоростного трамвая на Троещине. Пока же в «актуальных проектах» числится пилотный участок данной линии метро на правом берегу – от станции «Глубочицкая» до станции «Вокзальная». Участок глубокого заложения пройдет от железнодорожного вокзала (пересадочный узел со станцией «Вокзальная» Святошинско-Броварской линии) через площадь Победы вдоль улицы Златоустовской до Лукьяновской площади (пересадочный узел со станцией «Лукьяновская» Сырецко-Печерской линии), его длина – 2,5 километра, количество станций с «Вокзальной-2» и «Глубочицкой» – 5. Станция «Глубочицкая», по предварительным данным, будет иметь выход на Татарку, решив, таким образом, большинство транспортных проблем этого жилого микрорайона.

Жителей Троещины пока может заинтересовать проект участка станция «Милославская» – станция «Левобережная». Наземный участок метро пройдет от улицы Милославской (на месте трассы скоростного трамвая, которая будет переоборудована), до массива Радужный (откуда далее возможны два ответвления – на «Левобережную» и к «Подольской» линии на правый берег по мосту) и далее вдоль полотна железной дороги до станции «Левобережная» Святошинско-Броварской линии. Длина участка от «Милославской» до «Левобережной» – 10,5 километров, количество станций с конечными – 8. В настоящее время участок проектируется.

Жилые массивы южной части Киева (в частности, Теремки) могут вскоре ожидать появления участка от станции метро «Лыбидская» до станции «Выставочный центр». Участок – мелкого заложения. Он пройдет под бульваром Дружбы Народов, проспектом 40-летия Октября, улицей Васильковской, проспектом Академика Глушкова. Его длина – 6,1 километра, количество станций – 4. В настоящее время проектируется. Новые станции появятся вблизи Московской, Голосеевской, Амурской площадей и Экспоцентра Украины.

Также стало известно, что подходят к завершению проектные работы по сооружению второго выхода на станции метро «Вокзальная». Предварительно открытие этого выхода было включено в «пусковой план» на 2005 год. В планах метрополитена также небольшая «косметическая» реконструкция станции «Крещатик», в ходе которой планируется заменить покрытие в «длинном переходе» на станцию «Майдан Независимости» и облицевать его мрамором. Кроме того, «в работе» находится второй выход на станции «Дарница». Одновременно со строительством выхода предполагается осуществить благоустройство подходов к станции, автобусных остановок.

КП «Киевский метрополитен» ныне ведет поиск инвестора для завершения строительства станции метро «Львовская брама» (под Львовской площадью), на которой уже построена вся подземная часть и платформы. Если инвестор будет найден в самое ближайшее время, эта станция может быть открыта в течение года с момента начала строительных работ по прокладке эскалаторных шахт.

Кроме того, Киевский метрополитен приступает к реализации проекта, в результате которого уже через полгода все подземные станции и дистанции пути метро станут доступными для сотовой связи всех операторов. Очень резонно, если учесть опыт венского, парижского, стокгольмского и других метрополитенов Европы. В них данная опция показала себя чрезвычайно успешной и финансово прибыльной для компаний-операторов подземок, позволив покрыть за счет средств мобильных операторов долю эксплуатационных расходов в несколько процентов. Для этого киевский метрополитен заключил договор с одной из телекоммуникационных фирм на «параллельное» использование щелевого кабеля, который проложен в тоннелях и на станциях для связи между машинистами и контрольными пунктами движения по дистанциям пути. Так, службы метрополитена используют связь на частоте 430-460 Мгц, а для мобильной связи будет использоваться частота 1700-1800 Мгц. На сегодняшний день мобильная связь доступна абонентам лишь одного оператора связи на пяти станциях – Крещатик, Майдан Независимости, Театральная, Дворец спорта и Площадь Льва Толстого (без учета станций Святошино-Броварской линии и дистанции пути Сырецко-Печерской линии на Южном мосту).

Более детальная информация о метрополитене Киева: www.metro.kiev.ua