Ванг Шу: синкретизм традиции и постмодерна

Уникальной чертой работ Ванг Шу является умение сочетать китайские традиции с современными архитектурными тенденциями фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE То, что отличает Ванг Шу от других его современников, можно охарактеризовать как умение сочетать, казалось бы, несочетаемое: китайские традиции с современными архитектурными тенденциями. Строения, которые на первый взгляд кажутся пустыми кирпичными коробками, на самом деле несут в себе дух культуры Китая – четкость линий, равномерность пропорций, приглушенность оттенков. Своими творениями Ванг Шу, несомненно, сумел приобщить китайскую архитектуру постмодерна к мировому архитектурному наследию, что дало толчок к его признанию во всем мире. Работы лауреата Притцкеровской премии 2012 года Ванг Шу открывают новые горизонты мировой архитектуры. Спроектированные им здания имеют уникальную особенность пробуждать в памяти прошлое, не обращаясь непосредственно к истории. Неизменным талантом Ванг Шу является то, что ему удается передавать в линиях и формах культурную непрерывность и коренные китайские традиции. В своих работах китайский архитектор использует переработанные строительные материалы, благодаря которым удается создать богатый текстурный и тактильный коллаж фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE В своих работах архитектор нашел решение проблемы современной китайской архитектуры: синкретизм традиции и постмодерна. Вместе со своей женой Лу Веню (Lu Wenyu) Ванг Шу основал Аматорскую архитектурную студию (Amateur Architecture Studio), основным архитектурным принципом которой стало преодоление разрыва между прошлым и настоящим. Его работы отличаются «вневременностью» и универсальностью, в них гармонично сочетается прагматичность сегодняшнего дня и традиционность китайского прошлого. Победителя Притцкеровской премии в нынешнем году 27 февраля 2012 года огласил Томас Притцкер младший (Thomas J. Pritzker), глава фонда Hyatt Foundation, который выступает организатором и спонсором данного мероприятия. Торжественная церемония награждения самой почетной в мире премии в области архитектуры состоится в Пекине (Китай) 25 мая 2012 года. Оглашая результаты голосования жюри, Томас Притцкер прокомментировал: «Тот факт, что жюри своим решением выбрало архитектора именно из Китая, свидетельствует о значительном шаге, который был сделан по направлению к признанию роли Китая в развитии мировых архитектурных идей. Более того, успех Китая в процессе урбанизации за последние десятилетия стал более существенным как для самого государства, так и для всего мира. Проблема урбанизации в том, что она должна гармонировать с местными нуждами и локальной культурой. Беспрецедентные возможности Китая для урбанизационного планирования и дизайна должны гармонично сочетаться с уникальными традициями его прошлого и потребностями будущего». Одним из уникальных творений Ванг Шу является исторический музей в Нинбо (Китай) – икона китайского урбанизма фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE Председатель жюри Притцкеровской премии, Лорд Палумбо (Lord Palumbo), поясняя выбор 2012 года, отметил: «Вопрос верного соотношения требований сегодняшнего дня и традиций прошлого достаточно уместен. Нынешний процесс урбанизации в Китае вызывает дебаты о том, должна ли современная архитектура страны придерживаться традиций, или же стремиться к тенденциям будущего. Как и любые великие архитектурные творения, работы Ванг Шу способны прекратить эти дебаты. Его творчество существует вне времени, оно укоренено в контекст и является универсальным». Особенностью архитектурных творений Ванг Шу является то, что им присуща строгость и временами даже некая монументальность, которая, тем не менее, создает чувство уюта, комфорта, приятного проживания и ежедневного пребывания в таких зданиях. Исторический музей в Нинбо (Китай) является одним из таких уникальных творений китайского архитектора. Музей является иконой китайского урбанизма, которая сочетает в себе как историческую составляющую, так и современные элементы. Широта внутреннего и внешнего пространства впечатлит самого требовательного посетителя. Экстерьер здания напоминает многочисленные окна, увешанные полураскрытыми голубыми металлическими жалюзи. Это создает эффект движения, и кажется, что здание живет своей жизнью. Квадратные надстройки в форме спичечных коробков, возведенных друг на друга, возвращают нас к истокам китайских культурных традиций, где квадрат имеет свое магическое значение. Одним из уникальных творений Ванг Шу является исторический музей в Нинбо (Китай) – икона китайского урбанизма фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE Своими работами Ванг Шу не раз доказал, что он знает, каким образом обойти трудности архитектурного дела и превратить их в преимущества. Его подход к строительству и критичен, и экспериментален. В своих работах китайский архитектор использует переработанные материалы, заостряя таким образом внимание на проблемах окружающей среды, экологии и ресурсонасыщения. Это своеобразный вызов технологиям и качеству строительства не только в Китае, но и во всем мире. Благодаря переработанным строительным материалам, таким как части крыши или обломки разрушенных стен, Ванг Шу удается создать богатый текстурный и тактильный коллаж. В сочетании с качественно выполненной работой застройщика это дает эффект свежести и спонтанности на фоне традиционного Китая. Ванг Шу работал над проектами для разной целевой аудитории. Разработанная им концепция кампуса Ксиангшан (Xiangshan Campus) при Китайской Академии Искусств в Гуанчжоу (China Academy of Arts in Hangzhou) воплотилась в маленьком городке, коим и является данный кампус, удобный для проживания и обучения студентов и профессорского состава. Его особенностью является то, что внешние и внутренние соединения между зданиями, частным и общественным секторами, очень просторны, что предполагает их функциональное использование с любой целью. Одним из уникальных творений Ванг Шу является исторический музей в Нинбо (Китай) – икона китайского урбанизма фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE Стоит отметить заслуги Ванг Шу в сфере малой архитектуры. Его выставочный холл и павильон в историческом центре Гуанчжоу обозначены особенной естественностью, которая воплотилась в сдержанных грязно-серых тонах, ломаных формах дверных и оконных отверстий и стилизации под кирпич и бамбук. После получения известия о присуждении Притцкеровской премии Ванг Шу заявил: «Это действительно большой сюрприз. Это неимоверная честь для меня получить Притцкеровскую премию. Я вдруг осознал, что создал много работ за последнее десятилетие. Это доказывает, что упорный труд и настойчивость приводят к позитивным результатам». Жюри Притцкеровской премии отметило, что работы Ванг Шу отличаются «вневременностью» и универсальностью фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE Жюри Притцкеровской премии, которое выбрало лауреата 2012 года, возглавляет Лорд Палумбо, всемирно известный лондонский покровитель архитектуры, председатель совета попечителей Serpentine Gallery, бывший председатель Совета искусства Великобритании, бывший председатель фонда Tate Gallery Foundation, бывшее доверенное лицо архива Mies van der Rohe Archive в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США). Также в состав жюри входят (в алфавитном порядке): Алехандро Аравена (Alejandro Aravena), архитектор и исполнительный директор Elemental в Сантьяго (Чили); Карлос Джименез (Carlos Jimenez), профессор школы архитектуры Rice University School of Architecture и директор студии Carlos Jimenez Studio в Хьюстоне (Техас, США); Гленн Маркутт (Glenn Murcutt), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 2002 года из Сиднея (Австралия); Юхани Палласмаа (Juhani Pallasmaa), архитектор и профессор из Хельсинки (Финляндия); Ренцо Пьяно (Renzo Piano), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 1998 года, Париж (Франция) и Генуя (Италия); а также Карен Стейн (Karen Stein), писательница, редактор и архитектурный консультант из Нью-Йорка (США). Марта Торне (Martha Thorne), замдекана по внешним отношениям IE School of Architecture (Мадрид, Испания), является исполнительным директором Премии. БИОГРАФИЯ фото: THE PRITZKER ARCHITECTURE PRIZE Ванг Шу родился 4 ноября 1963 года в городе Урумчи (Urumqi), который расположен в западной провинции Китайской Народной Республики. Уже в подростковом возрасте будущий архитектор проявил особый интерес к настенному рисунку. Он получил образование инженера-теоретика в Институте Технологий в городе Нанкин (Nanjing Institute of Technology), где также прошел курс истории, литературы и философии Китая. После окончания института, Ванг Шу работал исследователем в области окружающей среды и архитектуры в Академии Изобразительного искусства Чжецзян в городе Нанкин (Zhejang Academy of Fine Arts). Годом позже он уже работал над своим первым архитектурным проектом – Молодежным центром площадью 3600 м2 в маленьком городе Хайнинг (Haining). В период с 1990 по 1998 годы в деятельности Ванг Шу наблюдалось затишье – он не получил ни одного полноценного заказа. В этот период архитектор занимался реконструкцией старых зданий, которые в скором времени были снесены ввиду стремительной урбанизации города. В 1997 году Ванг Шу вместе со своей женой основали Аматорскую архитектурную студию, которая уже на данный момент имеет широкую известность во всем Китае. Реализованный студией Ванг Шу в 2004 году проект Исторического Музея в Нинбо, где архитектор впервые использовал переработанные строительные материалы, стал по-настоящему знаковым в его творчестве. В 2000 году Ванг Шу получил должность профессора в Китайской Академии Искусств (Гуанчжоу), в 2003 году стал главой Департамента Архитектуры, а в 2007 – деканом Архитектурной школы при Академии. В своих многочисленных лекциях Ванг Шу не раз повторял: «Для меня архитектура спонтанна, поскольку она является содержанием каждодневности. Когда я вижу, что я построил «дом», а не «здание», я думаю о том, что он приближен к жизни, к нашей повседневной жизни».