Ударим качеством по кризису!

По данным Госкомстата, полный объем украинского рынка строительных работ за первое полугодие 2009 составляет всего 43-44% от объема того же периода 2008 года фото: ИВАН РУДЮК Основные из них – желание девелоперских компаний экономить даже в большей степени, чем в докризисные времена, сокращение бюджетов проектов недвижимости, которое серьезно ограничивает подрядные организации в выборе материалов и технологий. Кроме того, не секрет, что не все строительные компании на украинском рынке отличаются исключительно профессиональным подходом к выполняемым работам. Как показывает опыт других стран, последствия этого процесса могут оказаться самыми печальными. Один из «свежих» примеров – в Таллинне (Эстония) через три дня после введения в эксплуатацию крупнейшего в стране торгово-развлекательного центра Solaris, которое состоялось 10 октября, рухнул подвесной потолок в одном из залов кинотеатра. По данным местного издания Postimees, причиной происшествия стала авария в канализационной системе центра. К счастью, обошлось без жертв, принимаются соответствующие меры по обеспечению безопасности посетителей ТРЦ, который вновь откроет свои двери через несколько недель. Благо, в Украине не было подобных печальных прецедентов. Однако, к сожалению, основания для беспокойства все же имеются. Каким образом кризис оказал влияние на качество строительных работ и материалов на украинском рынке, мы поинтересовались у самих игроков рынка. Андрей Клименко,
генеральный директор Reynaers по Украине и странам СНГ
Андрей Клименко фото: REYNAERS КОММЕНТАРИЙ «По данным Государственного комитета статистики Украины, полный объем украинского рынка строительных работ за первое полугодие 2009 составляет всего 43-44% от объема того же периода 2008 года (имеются в виду все виды строительства: частного, коммерческого и жилого, включая также строительство дорог, метро, каналов, железнодорожных путей и проч.). То есть, согласно официальной статистике за этот период, по сравнению с показателями прошлого года объемы уменьшились на 56-57%. Безусловно, можно утверждать, что качество строительных работ на украинском рынке в кризисный период улучшилось. Поскольку объектов строительства стало меньше, в распоряжении инвестора сейчас есть большой выбор из компаний-подрядчиков. Соответственно, требования заказчиков к качеству стали значительно выше и жестче. Заказчики сейчас имеют возможность полностью диктовать свои условия, и подрядным компаниям приходится этим требованиям соответствовать. Кроме того, инвесторы сегодня гораздо тщательнее выбирают материалы для строительства и часто стараются вникать в нюансы. На рынке не осталось места для неоправданного и непродуманного выбора. Заказчики, имея на руках большой выбор предложений по строительным материалам, ищут наиболее оптимальное и выгодное для них решение в соотношении цена-качество. Влияние качества строительства и материалов на инвестиционную привлекательность объекта всегда было достаточно весомым, а в кризисное время усилилось. Продавая или оценивая объект недвижимости, инвестор делает акцент на использовании продукции мировых известных торговых марок, пользующихся хорошей репутацией на рынке (например, в отношении сантехники, лифтового оборудования, фасадов и окон, вентиляции). Использование известных брэндов однозначно повышает инвестиционную привлекательность объектов. Разумеется, кризис существенно повлиял на всех игроков строительного рынка Украины в целом и сегмента светопрозрачных конструкций, в котором работает наша компания, в частности. Небольшим компаниям сейчас достаточно сложно, крупным игрокам, как правило, немного легче. Некоторые компании, не имеющие в наличии достаточных внутренних резервов для преодоления кризисного периода, вынуждены сворачивать свою деятельность. Кроме внутренних ресурсов ключевую роль играет также грамотный менеджмент, особенно в условиях кризиса. Небольшие компании, при условии правильного управления и четкой стратегии, могут вполне неплохо справиться со сложившейся ситуацией на рынке. Отсутствие грамотного управления и продуманной стратегии, даже крупного игрока, может привести к плохим финансовым показателям и вынудить его свернуть свою деятельность.
«ЗАКАЗЧИКИ СЕЙЧАС ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛНОСТЬЮ ДИКТОВАТЬ СВОИ УСЛОВИЯ, И ПОДРЯДНЫМ КОМПАНИЯМ ПРИХОДИТСЯ ЭТИМ ТРЕБОВАНИЯМ СООТВЕТСТВОВАТЬ» Конкуренция в нашем сегменте однозначно усилилась. Количество объектов сократилось существенно, а подрядчиков по-прежнему достаточно много, соответственно, конкурентная борьба стала намного более жесткой. На рынке сейчас преобладает в подавляющем большинстве случаев ценовая конкуренция. Но качество систем и оптимальный компромисс цена-качество по-прежнему очень важны. Что касается возможного появления новых игроков, в частности в сегменте светопрозрачных конструкций, я не располагаю данными о том, чтобы кто-то из иностранных компаний планировал в обозримом будущем выходить на рынок Украины. На украинском строительном рынке много специалистов высокого уровня, однако их услуги стоят дорого, и далеко не всегда компании готовы идти на такие расходы. Иностранные специалисты часто не хотят работать на украинском рынке, и чтобы привлечь их к реализации какого-то проекта, компании необходимо будет предложить солидный компенсационный пакет. С точки зрения вложения инвестиций, вряд ли целесообразно выходить сейчас на украинский рынок и вкладывать деньги в открытие офиса, персонал, технологии, логистику и прочее. Скорее, иностранные игроки могут заходить на рынок как инжиниринговые компании. В отношении применения на украинском рынке энергосберегающих технологий, хочется отметить, что их использование начнется только тогда, когда на них появится спрос. Эти технологии уже разработаны, и потребитель знает о них, однако при этом спроса на данный вид технологий в Украине сейчас практически нет. В этом сегменте именно пожелания и требования потребителей будут служить основой для формирования предложения. Энергосберегающие технологии стоят дороже. Я думаю, что востребованы они будут только тогда, когда стоимость энергоносителей повысится настолько, что инвесторы и владельцы зданий начнут оценивать сроки окупаемости энергосберегающих технологий и их экономичность в сравнении с оплатой потребляемых энергоресурсов. Когда выгода станет очевидной, тогда, предполагаю, на них появится спрос и в Украине. По оценке нашего головного офиса в Бельгии, после окончания кризиса и стабилизации экономической ситуации потенциал глобального рынка и украинского в частности по-прежнему будет большим, а сам рынок привлекательным для вложения средств. Негативное влияние кризиса на данный момент ощутимо в Южной Европе (Италия, Испания, Португалия) и в Великобритании. В Восточной Европе и странах СНГ кризис имеет более сильные последствия, и строительные отрасли этих регионов пострадали значительно. Это касается рынка России, Прибалтики, Польши. Однако Reynaers, несмотря на временные сложные кризисные условия, ориентируется на долгосрочную стратегию развития, и мы уверены, что после окончания кризиса перспективы украинского строительного рынка можно оценивать как очень хорошие. Несмотря на текущую кризисную ситуацию, Reynaers продолжает инвестировать в развитие компании на украинском рынке. Мы однозначно видим для себя хорошие перспективы в Украине и полагаем, что после окончания кризиса у нашего рынка по-прежнему будет отличный потенциал для дальнейшего развития». Евгений Третьяков,
директор «Укрбудконтракт»
Евгений Третьяков фото: «УКРБУДКОНТРАКТ» КОММЕНТАРИЙ «Компания «Укрбудконтракт», работая в различных сегментах рынка, отмечает повсеместное существенное расширение требований заказчиков к генподрядным организациям. Сегодня критерии и стандарты отбора генподрядной организации очень высоки, к тому же они постоянно меняются. Среди наиболее значимых требований, которые ужесточились с наступлением кризиса, можно назвать стоимость услуг, сроки реализации проекта, высокий уровень квалификации компании: персонал, собственные производственные мощности, наличие строительной техники, опыт реализации аналогичных проектов, возможность предоставления банковской гарантии, сопровождение проекта на всех этапах согласования. Следует отметить, что значимым конкурентным преимуществом является возможность генподрядчика выполнить проект за короткий период времени и по фиксированной цене. Это позволяет существенно сократить путь заказчика от вложения инвестиций до начала их окупаемости. Также немаловажным аспектом для клиентов является комплексный подход к реализации проекта. Интерес к компаниям, готовым в полном объеме реализовать проект, обусловлен возможностью снижения затрат на строительство. Если генподрядчик имеет в своей структуре проектное бюро и может выполнять функции генпроектировщика, это позволяет изначально принимать оптимальные архитектурные, конструктивные и инженерные решения, что позволяет экономить деньги заказчика. В том числе важен опыт генподрядной организации. Если компания уже реализовала десяток проектов, она может, исходя из стоимости объектов-аналогов, быстро ориентироваться в ценовой политике и предлагать наиболее оптимальные решения заказчику в реализации проекта в рамках запланированного бюджета.
«СЕГОДНЯ В УСЛОВИЯХ НЕХВАТКИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ И ДОРОГИХ КРЕДИТОВ, А ТАКЖЕ УЧИТЫВАЯ НЕКОТОРЫЕ СЛОЖНОСТИ В СОСТАВЛЕНИИ ПРОГНОЗОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ОКУПАЕМОСТИ ОБЪЕКТА, ПЛАТИТЬ БОЛЬШЕ,ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМИЗИРОВАТЬ ЗАТРАТЫ, НИКТО НЕ БУДЕТ» Когда речь идет о генеральном подрядчике, который нанимает субподрядчика, расходы автоматически увеличиваются, так как заказчику необходимо оплачивать услуги двух и более компаний. Сегодня в условиях нехватки финансовых ресурсов и дорогих кредитов, а также учитывая некоторые сложности в составлении прогнозов относительно окупаемости объекта, платить больше, если существует реальная возможность оптимизировать затраты, никто не будет. Особенно склонны к такому комплексному подходу иностранные инвесторы и девелоперы, которые стали скрупулезнее идентифицировать и просчитывать все возможные риски при работе на территории Украины». Александр Старовойтов,
директор строительного концерна MEGALINE
Александр Старовойтов фото: MEGALINE КОММЕНТАРИЙ «Влияние кризисных процессов на строительную отрасль Украины в целом негативное: сократились объемы производства стройматериалов, остановились заводы, инвесторы заняли выжидательную позицию, и только единицы ведут переговоры о новых проектах, строительство которых начнется не раньше первой половины 2010 года, то есть после выборов и нормализации политической ситуации в стране. Сегодня продолжают работу компании, имеющие независимое финансирование и не обремененные кредитными обязательствами. Больше всех пострадали компании, специализирующиеся на возведении объектов жилой недвижимости. Если говорить о влиянии кризиса на качество строительных работ на украинском рынке, то в данном случае можно выделить два аспекта: крупные строительные компании, которые работают над заказами иностранных инвесторов, в любых условиях (подъем или спад рынка) выполняют заказ на соответствующем уровне. Иначе работа не будет принята и оплачена соответствующим образом. В свою очередь компании, пытающиеся сэкономить на качестве, теряют заказчика.
«ВЫХОД НА УКРАИНСКИЙ РЫНОК ИНОСТРАННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ НЕВЫГОДЕН ДЛЯ ИНВЕСТОРА,ПОСКОЛЬКУ ЭТО ДОСТАТОЧНО ЗАТРАТНЫЙ ПО ВРЕМЕНИ И БЮДЖЕТУ ПРОЦЕСС» Зависимость инвестиционной привлекательности объекта недвижимости от качества строительства и материалов очевидна. Объекты, построенные с нарушениями стандартов качества, не могут быть инвестиционно привлекательными. Поэтому на этапе выбора генподрядной организации инвестор должен досконально изучить ее предыдущие проекты, оценить кадровые и производственные возможности. Снова-таки, строительные компании, которые дорожат своей репутацией на рынке, не допускают некачественной работы. Без изменений остались требования к высокому качеству строительных услуг, также сейчас больше внимания уделяется оптимальности цен на материалы и услуги. Без изменений остались сегодня требования заказчика к высокому качеству строительных услуг, кроме того, больше внимания уделяется оптимальности цен на материалы и услуги фото: ИВАН РУДЮК Есть положительные и отрицательные стороны кризисных процессов в отношении рынка строительных материалов. Если в докризисный период можно было найти необходимые материалы в течение нескольких дней, то сейчас этот процесс занимает намного больше времени, поэтому заказы необходимо делать заранее. Причина – заводы сократили объемы выпускаемой продукции и, соответственно, увеличились сроки поставок. Но при этом можно отметить повышение лояльности к заказчикам. Производители и поставщики дорожат каждым клиентом и в случае необходимости идут на уступки, предлагают дополнительные услуги, например, бесплатную доставку. Украинский рынок строительных материалов покрывает спрос по большинству наименований строительных материалов. Отдельные виды материалов, которые еще не производят в Украине, будут по-прежнему закупаться у иностранных поставщиков. Выход на украинский рынок иностранных строительных компаний на сегодняшний день невыгоден для инвестора, поскольку это достаточно затратный по времени и бюджету процесс. Определенное время займет изучение специфики работы на рынке, его игроков и, что немаловажно, менталитета. Однако это может произойти, если украинские строительные компании будут экономить на качестве. Выход на украинский рынок зарубежных инвесторов со своими строительными компаниями приведет к повышению уровня арендных ставок, стоимости товаров и др. В Украине уже давно применяются энергосберегающие технологии, конечно, не так масштабно как на развитых рынках. Использовать ли данные технологии или нет, зависит, прежде всего, от решения заказчика и сроков окупаемости, которые закладываются в проект. Использование энергосберегающих технологий подразумевает покупку дорогостоящего оборудования на этапе строительства объекта и экономию на электроэнергии, теплоснабжении или вентиляции в будущем. Основное направление заказов, на которые мы ориентируемся сегодня, – это строительство торгово-развлекательных комплексов, гипермаркетов, логистических и холодильных комплексов, заводов и цехов с применением технологий каркасного строительства. Также нам интересно строительство бизнес-центров и гостиничных комплексов».