Турецкие инвесторы: конкретные планы развития Киева


О необходимости заключения контракта по строительству нового Подольского мостового перехода в срок до 1 апреля 2004 года шла речь на встрече делегации турецких бизнесменов во главе с Государственным министром Турции Кюршадом Тюзменом с руководством Киевской городской администрации и мэром Александром Омельченко, которая состоялась в Киеве в конце февраля. Кюршад Тюзмен отметил: «этот проект для нас чрезвычайно важен, и консорциум, который был создан турецкой компанией Enerji Yapi, японской компанией и Украиной, является удачным примером трехстороннего сотрудничества». По словам Государственного министра Турции, для подписания окончательного контракта необходимо, чтобы мэрия Киева предоставила Сулейману Мюфтигилю, председателю правления компании Enerji Yapi, необходимые полномочия для организации финансирования проекта. Александр Омельченко сообщил, что решением этого вопроса занимаются два его заместителя – начальник Главного управления экономики и инвестиций КГГА Валерий Борисов и начальник Главного управления финансов КГГА Виктор Падалка. «Мы должны определиться, на каких правах будет получен кредит, в протоколе о намерениях предложены на выбор несколько вариантов. Нам нужно установить однозначно – будет ли это турецко-украинское предприятие, и тогда создается совместная дирекция для получения кредита. Второй вариант также имеет право на жизнь – кредит получает украинская сторона под гарантии мэрии. Такие гарантии на предыдущих встречах предлагались ценой земли и недвижимости, которые находятся в коммунальной собственности города. Третий вариант – весь мостовой переход длиной 7,2 километра с линией метрополитена в нижнем ярусе и шестиполосной автомобильной трассой в верхнем может быть частным проектом стороны, инвестирующей его», – отметил мэр Киева.
Сулейман Мюфтигиль сообщил журналистам, что группа турецких компаний и инвесторов хотела бы создать в Киеве деловой центр, но при этом не уточнил, идет ли речь о бизнес-центре, выставочных площадях или же о торговой экспозиции. Эту информацию конкретизировал Сефа Гемдениз, сопредседатель турецко-украинского делового совета и глава правления компании Burc. Он отметил, что проект реконструкции аэропорта «Жуляны» может быть рентабельным, если на прилегающей территории будут построены объекты коммерческой недвижимости. В частности, это может быть техноцентр в режиме свободной экономической зоны. «Если будет осуществлен такой проект при поддержке правительства, государственных органов, это будет очень хорошо, так как использование «Жулян» исключительно как аэропорта на внутренних авиалиниях – нерентабельно», – считает Сефа Гемдениз.
В свою очередь Василий Момот, генеральный директор коммунального предприятия «Международный аэропорт «Жуляны», уже предложил турецкой стороне использовать для строительства техноцентра земельный участок на территории аэропорта. Сефа Гемдениз отметил, что компания изучит это предложение. Он также сообщил, что 25 февраля турецкая делегация встречалась с министром транспорта Украины Георгием Кирпой. «Это совместный проект с Министерством транспорта, которое готово предоставить поддержку для воплощения этого проекта, для чего будет создана рабочая группа». В свою очередь мэр Киева отметил, что в рамках проекта реконструкции аэропорта, наряду с сооружением техноцентра турецкими инвесторами и строительными компаниями, могут быть построены гостиничный, ресторанный, спортивный и офисный комплексы.


Аэропорт «Жуляны»
фото: Олег Сидоренко

В интервью «СР» Василий Момот сообщил, что более года назад было принято совместное решение КГГА и Минтранса о необходимости развития и реконструкции аэропорта «Жуляны». «Специалисты компании Burc, изучив ситуацию, пришли к выводу, что только авиационная деятельность аэропорта не может компенсировать средства, которые необходимо вложить в этот проект. Мы также рассматривали возможность участия турецкой стороны в развитии инфраструктуры аэропорта. Так, одним из объектов является недостроенное здание аэровокзала, которое устарело технологически и уже не может использоваться по назначению. Турецкой стороне предложено обратить внимание на это сооружение и прилегающую к нему территорию». Василий Момот отметил, что это лишь предварительные предложения, но турецкая сторона согласилась изучить их. Комментируя заявление о том, что аэропорт «Жуляны» согласно Генплану должен до 2018 года быть вынесен за черту города, Василий Момот заявил, что официальных решений по этому поводу на сегодня нет. По предварительным расчетам на реконструкцию аэропортового комплекса необходимо около $42 миллионов на и столько же – на техническое переоснащение. Реализация проекта будет зависеть от того, сумеют ли найти взаимопонимание власти Киева и турецкая сторона.