Торговая сеть «АТБ»: амбиции национального масштаба

Commercial Property №4 (32) апрель 2006

Днепропетровская сеть дискаунтеров «АТБ» компании «АТБ-маркет» по итогам 2005 года была признана крупнейшей ритейл-сетью Украины. На сегодняшний день количество объектов в сети составляет 137 в 25 городах Украины. О политике и дальнейших планах развития сети в интервью «СР» рассказала Ирина Копань, директор по маркетингу ООО «АТБ-маркет».

Текст: Наталия Лисняк

Один из объектов сети «АТБ» в Киеве

Фото: Наталия Лисняк

CP: Расскажите об основных направлениях деятельности «АТБ-маркет».

ООО «АТБ-маркет» – одна из компаний корпорации «АТБ», в состав которой входят кондитерская фабрика «Квітень», мясная фабрика «Березка», а также спортивный клуб «Восход».

Розничная сеть «АТБ-маркет» была основана в 1993 году. Свою работу она начинала в формате гастрономов. Торговая сеть компании носит название «АТБ». На сегодняшний день сеть насчитывает 137 магазинов в 25 городах Украины: Днепропетровск – 47, Днепродзержинск – 10, Донецк – 5, Запорожье – 9, Киев – 7, Кировоград – 4, Комсомольск – 1, Кременчук – 2, Кривой Рог – 10, Макеевка – 3, Мелитополь – 2, Мариуполь – 1, Николаев – 2, Никополь – 7, Новая Каховка – 1, Новомосковск – 3, Орджоникидзе – 1, Павлоград – 3, Полтава – 2, Сумы – 1, Черкассы – 6, Чернигов – 1, Феодосия – 1, Харьков – 7, Энергодар – 1.

CP: В каком формате позиционируются магазины сети «АТБ-маркет»?

Торговая сеть «АТБ» позиционируется в формате, адаптированном к украинскому рынку – дискаунтер или экономичный супермаркет. Этот формат предполагает демократичную ценовую политику и расширенный ассортимент.

CP: Вы отдаете предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения торговых объектов вашей сети?

Мы отдаем предпочтение строительству новых объектов. Встроенные магазины менее технологичны – в них могут быть не предусмотрены места для парковки, не созданы необходимые условия для выгрузки и приема товаров и многое другое.

В целом, для развития торговой сети применяется как реконструкция, так и строительство новых зданий. Магазины «АТБ» могут располагаться во встроенном, пристроенном помещении или отдельно стоящем одноэтажном здании, возможна также аренда площадей в ТЦ и ТРЦ. Кроме того, в нашей практике были случаи покупки отдельных магазинов и сетей.

Однако преимущество отдается отдельно стоящему зданию. Общая площадь одного торгового объекта нашей сети должна составлять не менее 500 м2, торговая – не менее 300 м2.

В каждом конкретном случае решение о форме присутствия магазина торговой сети принимается согласно результатам маркетинговых исследований, проведенных сотрудниками компании. Специалистами компании разработана маркетинговая формула оценки прогнозируемого товарооборота торговой точки. Согласно результатам проводимых маркетинговых исследований и расчетных данных принимается решение относительно размещения торговых объектов.

CP: Входит ли в планы дальнейшего развития сети использование механизма франчайзинга?

В краткосрочной перспективе использование механизма франчайзинга не запланировано.

CP: Какие источники финансирования вы используете для развития?

Мы стремимся к тому, чтобы основным источником финансирования развития была прибыль компании.

CP: Какие требования вы предъявляете поставщикам продукции в магазины сети «АТБ»?

Во-первых, обеспечение высокого и стабильного качества продукции; во-вторых, выполнение логистических требований; в-третьих, предоставление минимальных цен.

CP: На основе каких критериев вы отбираете подрядчиков для строительства и оснащения торговых точек сети?

Мы опираемся на три основных критерия выбора подрядчиков для строительства и оснащения торговых точек – надежность, сроки выполнения работ и качество.

Для строительства магазинов отбор подрядчиков производится на основе тендера. При оснащении магазинов торговым оборудованием, в первую очередь, предъявляются требования к качеству, надежности, простоте сборки (возможности быстрого переоборудования минимальными усилиями) и, самое главное, – к функциональности. Основные требования, предъявляемые к поставщику оборудования, – наличие оперативной возможности комплексного оснащения магазина, гарантия качества поставляемого оборудования, максимально низкая цена при сетевых объемах закупок, быстрое выполнение внеплановых поставок, наличие гарантийного обслуживания, доставка в любую точку Украины.

Ирина Копань, директор по маркетингу компании «АТБ-маркет»

Фото: «АТБ-маркет»

Как показала практика, соответствовать таким требованиям могут только лидеры украинского рынка торгового оборудования. Сегодня оснащение экономичных супермаркетов «АТБ» осуществляется по единым для всей сети правилам. Главное – поддерживать единый стиль магазинов сети. Это означает, что оборудование должно быть единым и взаимозаменяемым.

CP: Каким образом организовано логистическое обслуживание вашей сети?

Сеть магазинов обслуживается системой распределительных центров, что позволяет приобретать продукцию у поставщиков крупными партиями и удерживать предельно низкие цены на ее реализацию.

Интенсивный рост сети приводит к необходимости увеличивать мощности распределительных центров и, соответственно, объемы используемого для перевозки продукции транспорта. В связи с этим в ближайшее время компания планирует начать строительство нового распределительного центра площадью около 30 тысяч м2. Помимо экстенсивного развития логистической системы, планируется и интенсивное наращивание мощностей.

CP: Каковы дальнейшие планы относительно регионального развития вашей компании?

Торговая сеть будет активно расширять свое присутствие в тех регионах, где магазины «АТБ» уже существуют. Кроме того, планируется открытие магазинов в 20 новых городах центрального, восточного и южного регионов Украины.

До конца года запланировано открытие не менее 50 новых магазинов «АТБ».

CP: Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны столичных торговых сетей, активно развивающихся в регионах Украины?

Нет, скорее они ощущают конкуренцию в регионах.

CP: Как вы можете охарактеризовать перспективы отечественного рынка ритейл и ритейл-сетей

Концентрация рынка ритейл будет возрастать и, следовательно, будет увеличиваться конкуренция, причем как внутри форматов, так и между ними.