Торговая сеть «Ален»: на пульсе жизни Крыма




Наталья Рыжкова, специалист отдела развития торговой сети «Ален»
фото: «Ален»

CP: Расскажите более подробно о компании «Ален».
Компания «Ален» была создана в 1991 году в Севастополе. С момента основания ее деятельность была связана преимущественно со строительством и управлением сетью небольших магазинов (до 50 м2), а также оптовой торговлей продовольственными товарами и алкогольными напитками.
Сегодня торговая сеть «Ален» – это одно из крупнейших, перспективных и динамично развивающихся предприятий нашего города и единственная локальная сеть супермаркетов. Годовой оборот компании составляет более 200 миллионов гривен, а штат компании – 1200 человек.
CP: Насколько насыщенным является рынок торговой недвижимости Севастополя?
За последние несколько лет интерес девелоперов к Севастополю значительно возрос. На сегодняшний день в городе ведется строительство порядка 20 торговых объектов. На рынок выходят такие национальные сети, как «Фуршет», «Велика Кишеня», «Эко-маркет», «Эльдорадо», «Фокстрот» и др. Все они остро нуждаются в торговых площадях и даже возрастающее предложение все еще не покрывает их дефицита.
CP: Когда ваша компания открыла первый магазин? Как происходило развитие торговой сети?
Свой первый магазин площадью 80 м2 мы приобрели в 1996 году. В 2001 – наша компания полностью реконструировала помещение и открыла первый в Севастополе супермаркет «Океан», который стал крупнейшим торговым объектом города на то время (1000 м2).
В 2004 году в Севастополе открылся первый гипермаркет сети «Ален». На сегодняшний день торговая сеть состоит из 3 минимаркетов, 4 супермаркетов и одного гипермаркета. В августе этого года мы планируем открытие первого торгового центра по проспекту Октябрьской революции, во втором квартале 2008 года – открытие следующего торгового центра нашей сети по ул. Вакуленчука (общая площадь – 15 830 м2, 12 355 м2 из которой торговая площадь). Кроме того, в июне этого года познакомиться с нашей сетью смогут также жители Симферополя.
CP: В каких форматах компания развивает торговые сети? Почему была сделана ставка именно на них?
Выбор формата торгового объекта – это всегда оценка потребительского спроса, выявление потребностей целевой аудитории. Если еще несколько лет назад оптимальным форматом торговли для нашего города, как показывали маркетинговые исследования, считался супермаркет, то сегодня потребности покупателей выросли до торговых центров, где можно не только купить товары, но и приятно провести время. Покупатель стал более избирательным, чему наша компания, безусловно, рада.
CP: Вы отдаете предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения торговых объектов сети?
Принимая решение о создании нового торгового объекта, мы, прежде всего, выбираем целевой район размещения, а будет это строительство или реконструкция – вопрос второстепенный.
CP: Проводились ли маркетинговые исследования, предшествующие началу развития проектов торговых центров? Каковы их результаты?
Отдел маркетинга нашей сети постоянно исследует потребительский рынок города. И естественно перед каждым проектом проводится глубокий анализ потребительского спроса. Так было и с торговым центром по улице Вакуленчука. Маркетинговые исследования показали необходимость создания в целевом районе именно торгового центра.
CP: Расскажите более подробно о расположении торгового центра. Чем обусловлено такое расположение проекта?
Торговый центр по ул. Вакуленчука будет расположен в жилом массиве, непосредственно на пересечении транспортных магистралей городского значения, в Гагаринском районе, который занимает второе место по показателям товарооборота в Севастополе. Кроме того, участок находится в непосредственной близости от моря и городских пляжей. Население района составляет около 35 тысяч человек. Летом количество людей значительно увеличивается (в среднем на 40%) за счет приезжающих на отдых. Здесь также имеются свободные земельные участки, на которых в ближайшее время возможно строительство жилых массивов.
К тому же, торговый центр имеет хорошую транспортную доступность. Именно такие факторы, как удачное расположение в густонаселенном районе, близость к транспортным развязкам и удобный подъезд со стороны трассы, обусловили создание здесь торгового центра.
CP: Какова концепция проекта торгового центра по ул. Вакуленчука в Севастополе? Кто осуществлял ее разработку?
Концепция торгового центра по ул. Вакуленчука предполагает создание объекта формата Community Center – места совершения покупок товаров и потребления услуг повседневного спроса жителями и работниками района Стрелецкой бухты, а также прилегающих районов города.
Концепцией предусмотрено размещение в ТЦ супермаркета сети «Ален», нескольких якорных арендаторов и торговой галереи, в которой будут представлены операторы различных товаров и услуг. Кроме этого, в непосредственной близости от ТЦ, компанией «Ален» был разработан ряд мероприятий по восстановлению мемориального комплекса «Форт Литер «А-5» – памятника истории и фортификации начала ХХ века местного значения.
Разработкой концепции проекта ТЦ по ул. Вакуленчука занималась специально организованная структура нашей компании.
CP: Чем обусловлен выбор формата Community Center для данного проекта?
На сегодняшний день именно такие форматы, как ТЦ или ТРЦ, являются оптимальными для Севастополя. Доходы населения с каждым годом увеличиваются и людям необходимо уже нечто большее, чем просто покупка товаров. Community Center является наиболее перспективным форматом на ближайшие 4-5 лет, поскольку идеально подходит специфике нашего города и особенностям потребительской культуры.
CP: Какова этажность ТЦ? Известны ли поэтажные планы?
Торговый центр по ул. Вакуленчука, 20 будет состоять из трех уровней. На данный момент планировка и технологическая карта центра находятся в стадии разработки, поэтому говорить о них было бы преждевременно. Однако уже сейчас можно сказать, что на первом этаже расположится супермаркет сети «Ален» и небольшой объем площадей под аренду. Второй этаж предположительно будет представлять собой торговую галерею, якорными арендаторами которой станут супермаркет «Все для дома» и фуд-корт. Возможно также присутствие развлекательного оператора. В цокольном этаже будет размещен паркинг.
Набор арендаторов мы, вероятнее всего, доверим компании «Украинская Торговая Гильдия», как это было с ТЦ по проспекту Октябрьской революции.


Проект торгового центра по ул. Вакуленчука, 20 в Севастополе
МАКЕТ: «Ален»

CP: На какое количество машиномест будет рассчитан паркинг и какая пропорция (соотношение м2/на одно машиноместо) будет в нем соблюдаться?
Важным показателем качества торгового центра считается наличие хорошо продуманного и удобного паркинга. В нашем центре паркинг будет расположен в цокольном этаже (-1 уровень) и сможет вместить 99 машин. По нашим расчетам, именно такое количество машиномест идеально удовлетворит потребности наших покупателей.
CP: Кто является архитектором проекта и кто выполняет функции проджект-менеджера?
Второй свой комплекс мы доверили компании «Свелио», которая разрабатывала наш первый торговый центр по проспекту Октябрьской революции. Поскольку с этой компанией мы сотрудничаем давно и у нас есть определенный опыт совместной работы, то эффективность взаимодействия значительно увеличивается. Они понимают, что нужно нам, а мы, в свою очередь, стараемся более четко излагать наши пожелания.
Функции проджект-менеджера выполняет Кирилл Байков, первый заместитель директора нашей компании.
CP: На каком этапе развития находится проект торгового центра? Когда начнутся строительные работы?
На сегодняшний день все проектные работы и комплексная экспертиза проектной документации уже проведены. Сейчас на месте идут подготовительные работы к строительству, но уже во втором квартале 2008 года планируется единоразовый ввод объекта в эксплуатацию.
CP: Развитием каких проектов планирует заниматься в будущем компания «Ален»? Какие потенциальные площадки рассматриваются сегодня?
Торговая сеть «Ален» открывает по одному или два торговых объекта ежегодно. Кроме торгового центра по проспекту Октябрьской революции, в этом году мы открываем свой первый супермаркет за пределами нашего города – в Симферополе. В будущем планируется расширять географию присутствия компании в Крыму, а затем, возможно, и за его пределами. При этом мы не станем ограничиваться только такими форматами, как супермаркет или торговый центр, – это могут быть и «магазин у дома», и гипермаркет, и пауэр-центр.


ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ПО УЛ. ВАКУЛЕНЧУКА, 20
Площадь земельного участка: 0,64 гектара
Общая площадь: 15 830 м2
GLA: 13 050 м2
Торговая площадь: 12 355 м2
Якорные арендаторы: продуктовый супермаркет сети «Ален», супермаркет «Все для дома»
Паркинг: 99 машиномест
Начало работы над проектом: декабрь 2006 года
Дата ввода в эксплуатацию: II квартал 2008 года
Объем инвестиций: $12 800 000