The Markthal: «Сикстинская капелла Роттердама»

Commercial Property №2 (150) февраль 2016

ЕЩЕ ДО ОТКРЫТИЯ В ОКТЯБРЕ 2014 ГОДА THE MARKTHAL В РОТТЕРДАМЕ (НИДЕРЛАНДЫ) – КОМПЛЕКС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ КРЫТЫЙ ПРОДУКТОВЫЙ РЫНОК, РЕСТОРАНЫ И КАФЕ, ЖИЛЫЕ АПАРТАМЕНТЫ, – ПРИВЛЕК ВНИМАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. ЭТОТ ПРОЕКТ СТАВИТСЯ В ПРИМЕР КАК ОБРАЗЕЦ УНИКАЛЬНОЙ ФУД-КОНЦЕПЦИИ И СОВРЕМЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОГО ВЫПОЛНЕНИЯ. НА СЧЕТУ ЭТОГО ОБЪЕКТА – МНОЖЕСТВО НАГРАД, СРЕДИ КОТОРЫХ – MAPIC AWARDS 2015 ГОДА В НОМИНАЦИИ «ЛУЧШИЙ ГОРОДСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПРОЕКТ» (BEST RETAIL URBAN PROJECT).

Текст: Оксана Бабенко

 

Под аркой The Markthal разместился огромный зал длиной 120 метров и шириной 70 метров, представляющий торговую часть комплекса 

ФОТО: IS 

ИДЕЯ И ВОПЛОЩЕНИЕ

Путь от идеи создания нового инфраструктурного объекта The Markthal в Роттердаме (Нидерланды) до его воплощения занял 10 лет, при этом само строительство объекта велось пять лет. Так, в октябре 2004 года городские власти Роттердама выбрали победителей конкурса на проектирование и строительство помещения первого в стране крытого рынка – архитектурное бюро MVRDV и девелоперскую компанию Provast (оба – Нидерланды). Муниципалитет ставил целью расширить имеющийся продуктовый рынок крытой территорией, а также увеличить количество жителей в историческом районе Роттердама – Бинненротте (Binnenrotte). 

Строительство The Markthal началось 19 ноября 2009 года, а торжественное открытие состоялось 1 октября 2014-го и стало знаменательным событием не только для города, но и всего королевства. Сама королева Нидерландов, Максима, открыла перед гостями и жителями города комплекс The Markthal, который уже стал городской достопримечательностью и получил неофициальное название «Сикстинская капелла Роттердама» благодаря художественному оформлению. 

 

По внешней стороне здания The Markthal растянулись ряды террас, из которых открывается вид на город 

ФОТО: IS 

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ

На создание The Markthal авторов вдохновили рынки в Стокгольме (Швеция), Барселоне и Валенсии (Испания). Так появился современный объект недвижимости, под крышей которого гармонично сочетаются жилой и торговый форматы. Общая площадь The Markthal составляет 95 000 м2. Комплекс представляет собой 11-этажное здание (без учета 4-х подземных уровней) в форме вытянутой подковы, по бокам которого разместились жилые помещения, а под аркой – огромный торговый зал. Подземное пространство комплекса также задействовано: три его нижних уровня используются частично под торговлю и склады для хранения продуктов, однако основную площадь занимает паркинг на 1200 машиномест. 

Проемы конструкции высотой 40 метров и шириной 70 метров во фронтальной и задней частях здания закрываются подвесными стеклянными фасадами, которые спроектированы с учетом сопротивления сильным ветрам. Стекла установлены с использованием натяжных стальных тросов. Фасад является подвижным и во время сильных штормовых ветров может прогибаться внутрь на 70 сантиметров. 

С фасада и торца здание отделано серым натуральным камнем, так же, как и тротуары вокруг него, чтобы не отвлекать внимание от внутреннего яркого оформления. 

 

Внутренняя арка The Markthal представляет собой изображение различных продуктов питания, а также цветов и насекомых, др., которое было напечатано на 4000 панелей перфорированной стали 

ФОТО: IS 

ДИЗАЙН

Особенностью комплекса The Markthal является его внутреннее оформление, над которым работали художники Арно Коенен и Ирис Роскам. Так, внутренняя арка представляет собой изображение различных продуктов питания – фруктов, овощей, а также цветов и насекомых, др., которое было разложено на блоки и напечатано на 4000 панелей перфорированной стали. Их совокупная площадь составляет около 11 000 м2. Таким образом, все внутреннее пространство арки покрыто красочными рисунками, которые, просвечиваясь сквозь стеклянный фасад, очень ярко смотрятся снаружи. Авторы назвали это творение «Рог изобилия». Таким образом художники хотели обратить внимание прохожих на высокое качество продуктов, которые продаются на рынке, а также вызвать у посетителей ощущение чуда. Как говорит Арно Коенен: «Если лечь на пол рынка, создается ощущение, что лежишь в траве, а сверху светит солнце». 

ИСТОРИЯ 

В ходе строительства комплекса The Markthal на его участке были раскопаны дома, датируемые X веком. Впоследствии из этих находок была создана экспозиция под названием De Tijdtrap. Все экспонаты расположены вдоль эскалатора в центре комплекса: таким образом, чем глубже спускается эскалатор, тем более подробно его посетители могут ознакомиться с историей Роттердама. 

ЖИЛЬЕ 

Жилая часть комплекса The Markthal включает 228 апартаментов под продажу и аренду, расположенных с 3 по 11 этаж здания. Здесь представлены различные форматы квартир – от лофтов до двухъярусных пентхаусов площадью 80-300 м2. Квартиры расположены в боковых частях арки. По внешней стороне здания растянулись ряды террас, из которых открывается вид на город. Кроме того, апартаменты имеют окна, выходящие во внутреннюю часть комплекса, а пентхаусы, расположенные на верхнем уровне, – стеклянный пол. Таким образом, жители могут наблюдать за суетой торговли прямо из своих квартир. 

Окна жилых помещений оборудованы тройным остеклением, с высокой изоляцией от звуков и запахов. В соответствии с законодательством Нидерландов, все жилые помещения вынесены на внешнюю сторону здания, а служебные – кухня, прихожая, кладовые – во внутреннюю. Жители дома могут попасть в квартиры через шесть отдельных входов, ведущих к лифтам и лестницам. Из-за изогнутости здания лифтовая площадка этаж за этажом меняет размер и расположение. На первом этаже она расположена у внутреннего свода арки, на верхнем – выходит на внешний свод. 

 

В The Markthal расположено около 15 заведений общественного питания 

ФОТО: IS 

ТОРГОВЛЯ

Под аркой The Markthal разместился огромный зал длиной 120 метров и шириной 70 метров, представляющий торговую часть комплекса. Он вмещает 96 рыночных прилавков, ряды которых занимают практически всю внутреннюю площадь здания. При этом по всей территории хаотично разбросаны небольшие точки питания, где можно, присев у стойки, перекусить. Кроме того, рестораны расположены на первом и втором этажах в боковых частях здания с его внешней стороны, имея вход с улицы. В целом, в The Markthal расположено около 15 заведений общественного питания. Кроме итальянской (Jamie's Italian) и японской (Sumo) кухонь, здесь можно попробовать кухню басков (BasQ kitchen), посетить греческий, французский, а также бургер-рестораны, др.

 

The Markthal вмещает 96 рыночных прилавков, ряды которых занимают практически всю внутреннюю площадь здания 

ФОТО: IS 

The Markthal стал площадкой и для крупных ритейл-операторов. Среди известных локальных сетей, представленных в комплексе, – De Tuinen (сеть по продаже натуральных продуктов), Etos (бытовая химия и косметика), World of Drinks и Gall & Gall (супермаркеты алкогольных напитков), Albert Heijn (продуктовый супермаркет), др.

 

ФОТО: IS 

The Markthal, Нидерланды 

Месторасположение: Роттердам 

Заказчик: городской совет Роттердама 

Девелопер: Provast (Нидерланды) 

Архитектурное бюро: MVRDV (Нидерланды) 

Роспись стен: Арно Коенен (Arno Coenen) и Ирис Роскам (Iris Roskam) 

Общая площадь: 95 000 м2 

Количество торговых точек: 96 

Количество ресторанов и кафе: 15 

Количество апартаментов: 228 

Паркинг: более 1200 машиномест 

Этажность: 11 наземных и 4 подземных уровня 

Объем инвестиций: 178 миллионов евро 

Начало строительства: 19 ноября 2009 года 

Дата открытия: 1 октября 2014 года 

Сертификация: BREEAM Very Good 

Награды: Премия Немецкого Совета Торговых Центров за европейские инновации, 2016 год (GCSC Award for European Innovation); Архитектурная премия Роттердама, 2015 год (Rotterdam Architecture Award); Национальная строительная премия Нидерландов, 2015 год (Dutch National Building Award); Премия в сфере маркетинга, 2015 год (Rotterdam Marketing Award); Золотая награда Европейской премии в сфере паркингов, 2015 год (ESPA Gold Award); премия MAPIC Awards 2015 года в номинации «Лучший городской торговый проект» (MAPIC Best Retail Urban Project Award), др.