Телекоммуникационные системы в БЦ: всегда на связи

Согласно классификации офисных помещений Киева, одним из 10 обязательных требований является наличие качественных телекоммуникационных услуг фото: «ВОЛЯ» Телекоммуникационные услуги являются жизненно важными для полноценного функционирования объектов офисной недвижимости. Их качество во многом определяет класс бизнес-центра и его привлекательность для потенциальных арендаторов. Например, согласно классификации офисных помещений Киева, одним из 10 обязательных требований является наличие качественных телекоммуникационных услуг. Вопрос качества телекоммуникационных систем актуален не только для бизнес-центров А и В класса, «владельцы бизнес-центров класса С также начинают уделять все больше внимания вопросам обеспечения арендаторов услугами качественной телекоммуникации, – говорит Игорь Сиротенко, директор филиала централизованной продажи услуг компании «Укртелеком». – Наличие в здании линейно-кабельной инфраструктуры, отвечающей всем требованиям отрасли связи, – это основа для предоставления услуг самого высокого качества». На начальных этапах развития профессионального рынка офисной недвижимости Киева была довольно распространенной практика привлечения в БЦ одного провайдера телекоммуникационных услуг на эксклюзивных правах. В результате сбоев, случающихся в работе каждого оператора, страдали арендаторы, лишенные альтернативы пользоваться услугами других провайдеров. Сегодня привлечение в бизнес-центр нескольких операторов является распространенной практикой на столичном рынке. Это объясняется, прежде всего, желанием владельцев БЦ предупредить подобные проблемы. Рассказывает Игорь Сиротенко: «Бизнес-центры с эксклюзивным присутствием одного оператора постепенно уходят в историю. Ни для кого не секрет, что перерывы связи могут возникать на сети любого оператора. В этих условиях владельцы объектов офисной недвижимости зачастую увеличивают надежность работы своих информационных систем путем организации резервных каналов связи, однако зачастую и такие меры не решают задачу надежности по всей территории присутствия предприятия». На сегодняшний день в крупных бизнес-центрах Киева, таких как БЦ «Парус», присутствует минимум 4-5 провайдеров. Что касается телевидения, то, по данным компании «Воля», зачастую эту услугу в таких объектах предоставляет один оператор. В целом рынок корпоративной связи является очень привлекательным для провайдеров телекоммуникационных услуг. Так, работа с сегментом бизнес-центров представляет большой интерес, в частности, для компании «Укртелеком», которая интересуется всеми новыми объектами офисной недвижимости, проектирующимися и строящимися в Киеве, которые являются ее потенциальными клиентами. ИНСТАЛЛЯЦИЯ Начинать работу над вопросом телекоммуникаций в здании желательно на этапе проектирования БЦ, однако, как отмечают эксперты, на практике операторы часто имеют дело с уже построенным объектом фото: «CP» По словам Игоря Сиротенко, проектирование и осуществление услуг связи происходит, как правило, тремя путями: посредством организации девелоперскими компаниями собственных специализированных отделов, привлечения операторов связи или привлечения сторонних организаций для осуществления данных услуг. Во всех трех случаях начинать работу над вопросом телекоммуникаций в здании желательно на этапе проектирования БЦ, поскольку проект прокладки коммуникаций должен готовиться параллельно с проектом здания. По данным Игоря Сиротенко, «на этапе проектирования следует изучить картограммы инфраструктуры «Укртелеком», прилегающей к пятну застройки, с целью оптимального размещения кабельного ввода в здание, слаботочных стояков, с целью согласования с нашей компанией точки врезки в существующую телефонную канализацию «Укртелеком», бронирования у нас всех технических ресурсов, необходимых для предоставления услуг связи в БЦ на момент ввода в эксплуатацию». Однако, как отмечают эксперты, на практике операторы часто имеют дело с уже построенным зданием. Например, компания «Воля» начала работу с БЦ «Парус», а также гостиницами «Премьер Палас», Radisson Blu и Hyatt Regency Kyiv на момент, когда объекты уже были сданы в эксплуатацию. ЦЕНА Затраты на подключение офисного центра к телекоммуникационным системам состоят из проектно-сметных работ (при этом большая часть работ связана с получением разрешения на доступ в канализацию компании «Укртелеком»), строительства магистрали, внутренней разводки, которая зависит от этажности и общей площади здания, а также количества офисных помещений. Если в случае с объектами жилой недвижимости 100% инвестиций составляют средства провайдеров, то в проектах БЦ собственными средствами может участвовать также заказчик. О практике финансирования работ компанией «Воля» рассказывает Алексей Акулов, руководитель департамента по работе с ключевыми абонентами компании «ВОЛЯ»: «Компания строит сеть в бизнесцентре за собственные средства, если срок окупаемости не превышает одного года. Реже мы принимаем подобное решение, если период окупаемости составляет до 2-х лет и речь идет о перспективном БЦ». ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ Экономический кризис не принес сильных потрясений крупным операторам телекоммуникационных услуг столичного рынка. «По нашему мнению, кризис в большей мере повлиял на результаты деятельности мелких игроков рынка связи, абонентская база которых является чувствительной к миграции абонентов из одного БЦ в другой, – комментирует Игорь Сиротенко. – В то же время крупные операторы в большей степени сконцентрировались на вопросе удержания абонентской базы. В итоге, они пересмотрели тарифы на предоставляемые услуги, что позволило нарастить абонентскую базу по отдельным видам услуг. В частности, это касается услуги выделенного доступа к сети Интернет». По данным компании «Воля», сейчас на украинском рынке Интернет-услуг появляются новые мелкие игроки, которые со временем будут поглощены крупными компаниями, осуществляющими в данный момент политику консолидации. В результате, по прогнозам экспертов, в ближайшем будущем на столичном рынке останется нескольких крупных операторов, которые будут предлагать комплексные услуги «из одних рук». При этом, по мнению Алексея Акулова, «преимуществом крупных игроков являются хорошо отлаженные бизнес-процессы, которые, безусловно, намного прозрачнее, чем у мелких локальных провайдеров».