Свобода архитектуры Фрая Отто

Commercial Property №3 (140) апрель 2015

89-ЛЕТНИЙ ФРАЙ ОТТО (FREI OTTO) ИЗ ГЕРМАНИИ ИЗВЕСТЕН КАК ИДЕОЛОГ ЭКОЛОГИЧНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ В АРХИТЕКТУРЕ И НОВАТОР В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕМБРАННЫХ КОНСТРУКЦИЙ. ПАРАДОКСАЛЬНО, НО ФРАЙ ОТТО СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ПРИТЦКЕРОВСКОЙ ПРЕМИИ НАМНОГО ПОЗЖЕ СВОИХ БОЛЕЕ МОЛОДЫХ КОЛЛЕГ, ДЛЯ МНОГИХ ИЗ КОТОРЫХ ОН БЫЛ УЧИТЕЛЕМ И НАСТАВНИКОМ.

Текст: Анастасия Ковальчук

Шатровая крыша в Олимпийском парке в Мюнхене (Германия). ФОТО: IS 

«Для меня огромная честь быть лауреатом Притцкеровской премии. Я никогда ничего не делал для получения этой награды. Вся моя архитектурная практика и работы были направленны на создание новых типов зданий, которые смогут помочь бедным людям, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф. В то время, которое мне еще отведено, я буду заниматься тем, что и всегда – помогать человечеству», – так прокомментировал Фрай Отто извещение о том, что именно он стал лауреатом премии 2015 года. Однако до официального объявления результатов премии и награждения, которое должно состояться в мае, он, к сожалению, не дожил – Фрай Отто умер 9 марта 2015 года. Многие современные архитекторы, среди них – Заха Хадид, Ричард Роджерс, Ванг Шу, Ренцо Пиано, Сигэру Бан, Норман Фостер, считали его своим другом, учителем и наставником, а принципы, которых он придерживался еще на заре своего профессионального пути, являются одними из трендов современной архитектуры и, несомненно, будут иметь влияние и в дальнейшем. 

«Фрай Отто показал нам, что архитектура не должна быть обременена грузом своих традиций, но вместо этого быть свободной в выражении посредством простых, но в то же время инновационных форм – его архитектура была вдохновлена легкостью. Его необычные структуры изменили природу архитектурных форм ХХ века, а его учения об окружающей среде, интеллект и дальновидность установили определяющую архитектурную ментальность XXI века», – так написал о Фрае Отто Норман Фостер еще 10 лет назад, к 80-летию архитектора. 

БИОГРАФИЯ

 

ФОТО: IS 

Фрай Отто (Frei Otto) родился в Зигмаре (Германия) 31 мая 1925 года в семье скульптора и вырос в Берлине. В 1943 году он поступил в университет, где планировал изучать архитектуру, однако в сентябре этого же года был призван на военную службу и в течение года проходил подготовку пилота. В конце 1944-го Фрай Отто отправился на фронт пехотинцем, а уже в следующем году попал во французский плен, где пробыл два года, работая архитектором в лагере военнопленных близ Шартра. Именно здесь он научился строить различные типы конструкций с наименьшими материалозатратами. 

После окончания войны, в 1948 году Фрай Отто вернулся к обучению в Берлинском техническом университете (Technical University of Berlin) на архитектурное отделение. Здесь же спустя несколько лет он защитил докторскую диссертацию, посвященную подвесным перекрытиям (The Suspended Roof, Form and Structure), которая была переведена на польский, испанский и русский языки. Однако этому предшествовала учебная поездка в США в 1950 году, в ходе которой он ознакомился с работами архитекторов Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), Эриха Мендельсона (Erich Mendelsohn), Ээро Сааринена (Eero Saarinen), др. В это же время в Университете Вирджинии он изучал социологию и развитие городского хозяйства. 

В 1952 году Фрай Отто открыл собственное архитектурное бюро в Берлине. В 1955-м году он совместно с Питером Стромаером (Peter Stromeyer) спроектировал и построил три подвесных сооружения из хлопчатобумажной ткани для Федеральной выставки садоводства (Federal Garden Exhibition) в Касселе (Германия). Это была первая работа Фрая Отто, которая принесла ему признание и славу на национальном уровне. 

В 1957 году он основал первый исследовательский Центр разработки облегченных конструкций (Development Center for Lightweight Constraction), который в 1964 году перенес в Штутгарт под названием Институт разработки облегченных конструкций (Institute for Development of Lightweight Construction), в 1969-м – собственную архитектурную мастерскую Atelier Frei Otto Warmbronn недалеко от Штутгарта, где он и его команда исследовали высокоэффективные методы строительства при использовании минимальных материалозатрат. С 1964 по 1991 год Фрай Отто работал профессором в Университете Штутгарта (University of Stuttgart). 

Фрай Отто является автором нескольких книг, среди которых – «Биология и строительство» (Biology and Building, 19721973) и «Древние архитекторы» (Ancient Architects, 1994). 

Фрай Отто является обладателем множества наград, среди них – Медаль Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson) в области архитектуры (1974), две Премии Ага Хана в области архитектуры (Aga Khan Award for Architecture), которые он получил за конференц-центр в Мекке (Саудовская Аравия) в 1980 году и Дипломатический клуб в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в 1998 году, Гран-при и золотая медаль Ассоциации немецких архитекторов (1982), Гран-при Союза немецких архитекторов и инженеров (1996), Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов (2005), Императорская премия в области архитектуры Японской художественной ассоциации (Japan Art Association) (2006), др. 

В СТИЛЕ FREI*

 

Под шатровой крышей Олимпийского парка разместились универсальный зал на 6000 мест, бассейн, трибуны стадиона на 80 000 зрителей, др. ФОТО: IS

Кратко стиль Фрая Отто можно описать так: минимум строения, максимум пространства. Однако за этим принципом стоит ряд других подходов и идей, которых архитектор придерживался в своих работах. Во-первых, это парящие, невесомые формы сооружений, которые Фрай Отто, являющийся пионером бионической архитектуры, черпал из самой природы. Именно поэтому в его проектах так легко просматриваются острия гор и скал, плавные и округлые формы волн, зонтикообразные цветочные формы. 

 

Тент Дипломатического клуба в Эр-Рияде (Саудовская Аравия). ФОТО: IS 

В отличие от тяжелой, монументальной архитектуры с громоздкими колоннами, каменной или кирпичной кладкой, которые в свое время были особо популярны в Германии, Фрай Отто отдавал предпочтение легким, свободным, открытым к природе и естественному освещению конструкциям. Воплотить эти идеи в жизнь архитектору помогли технологии, которые он не просто применял в своей работе, – он создавал и исследовал их сам. Речь идет о тентовых и мембранных конструкциях, и Фрай Отто является новатором и в данном направлении. Благодаря применению этих инженерных технологий Фрай Отто спроектировал и построил множество уникальных зданий. Так, он является автором проектов крупных шатровых, оболочковых, зонтико- и куполообразных конструкций, главными преимуществами которых является легкость и прозрачность. 

Практикуя целостный подход к архитектуре, Фрай Отто в своих работах учитывал мнения биологов, инженеров, философов, историков, др. Он был приверженцем эффективного и ответственного использования материалов и верил в то, что архитектура должна оказывать как можно меньше влияния на окружающую среду. Именно поэтому его конструкции не требовали большого количества материалов, были быстровозводимыми, энергоэффективными, но в то же время имели эстетически привлекательный внешний вид.

ЗВЕЗДНЫЕ ПРОЕКТЫ

 

Выставочная площадка Mannheim Multihalle в Мангейме (Германия). ФОТО: IS 

Работой, прославившей Фрая Отто на весь мир своей необычайной архитектурой с использованием мембранных и эластичных конструкций и повлиявшей на эстетику последующих строений архитектора, стал павильон Западной Германии на выставке Expo 1967 в Монреале (Канада). Возведенное всего за шесть недель, здание площадью 8000 м2 было выполнено из гибкого полиэстера, натянутого сетью стальных тросов при поддержке восьми хаотично расположенных колонн. Павильон, как и большинство работ Фрая Отто, был временным сооружением, однако опыт применения легких конструкций в дальнейшем станет визитной карточкой архитектора. 

Ключевым элементом Олимпийского парка в Мюнхене (Германия), сооруженного специально для летних Олимпийских игр 1972 года, стала шатровая крыша. Это сооружение площадью более 70 000 м2, выполненное из акрилового стекла, впечатляет своей легкостью и прозрачностью. Фрай Отто разделил крышу на девять секторов, под которыми разместилось сразу несколько пространств, работающих независимо друг от друга, – универсальный зал на 6000 мест, бассейн, трибуны стадиона на 80 000 зрителей, залы для журналистов, др. 

Множество известных проектов Фрая Отто возникло в результате сотрудничества с другими архитекторами и бюро. Так, совместно с Buro Happold в 1975 году Фрай Отто соорудил Mannheim Multihalle – многофункциональную выставочную площадку с кафе и рестораном для Немецкой национальной садоводческой выставки (German National Garden Show). Все пространство зала, покрытое филигранной извивистой крышей из переплетенных деревянных балок, поразило своими масштабами и легкостью.

 

Интерьер Института разработки легких конструкций в Штутгарте (Германия). ФОТО: IS 

Проект Mannheim Multihalle нашел свое отражение в японском павильоне на всемирной выставке Expo 2000 в Ганновере (Германия) – совместной работе Фрая Отто и японского архитектора Сигэру Бана, лауреата Притцкеровской премии 2014 года. Своим фасадом и интерьером павильон мало чем отличается от предыдущей работы архитектора 1975 года, кроме примененного материала, которым стали картонные цилиндры вместо деревянных. Волнообразные сетчатые стены и крыша, сплетенные из множества картонных труб и напоминающие своим видом большую корзину, по всем параметрам отвечали теме выставки «Устойчивое развитие». Огромные цилиндры отличались не только прочностью, но и водо-, жаро- и сейсмоустойчивостью. Кроме того, балки имели стандартный размер и были простыми в монтаже, что позволяло в случае необходимости быстро заменить один элемент постройки на другой.

О ПРЕМИИ 2015 ГОДА

Японский павильон на выставке Expo 2000 в Ганновере (Германия). ФОТО: IS 

Церемония награждения Притцкеровской премии состоится 15 мая 2015 года в Маями (США) в концертном зале New World Center, разработанном Фрэнком Гери (Frank Gehry), лауреатом Притцкеровской премии 1989 года. Награда в $100 000 и бронзовая медаль будут вручены представителям Фрая Отто, который стал вторым в истории премии немецким архитектором, получившим наивысшую награду в области архитектуры. 

Жюри премии возглавляет Лорд Петер Палумбо (Lord Peter Palumbo), лондонский покровитель архитектуры, председатель совета попечителей Serpentine Gallery, бывший председатель Совета искусств Великобритании, бывший председатель фонда Tate Gallery Foundation. Также в состав жюри Притцкеровской премии 2015 года вошли (в алфавитном порядке): Алехандро Аравена (Alejandro Aravena), архитектор и исполнительный директор Elemental в Сантьяго (Чили); Стивен Брейер (Stephen Breyer), судья Верховного суда США, штат Вашингтон; Глен Маркутт (Glenn Murcutt), архитектор и лауреат Притцкеровской премии 2002 года, (Сидней, Австралия); Ричард Роджерс (Richard Rogers), архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2007 года (Лондон, Великобритания); Бенедетта Таглибу (Benedetta Tagliabue), архитектор и преподаватель из Барселоны (Испания); Ратан Н. Тата (Ratan N. Tata), почетный председатель Tata Sons, холдинговой компании Tata Group в Мумбаи (Индия); Кристин Файрайс (Kristin Feireiss), куратор архитектуры, писатель, редактор из Берлина (Германия); Юнг Хо Ченг (Yung Ho Chang), архитектор и преподаватель, Пекин (Китай). Марта Торне (Martha Thorne), замдекана по внешним отношениям IE School of Architecture & Design (Мадрид, Испания), является исполнительным директором премии.

*В переводе с немецкого языка frei значит «свободный»