«Сушия»: «Арендодатели готовы работать по-партнерски»

Commercial Property №2 (150) февраль 2016

В СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ СЕТЬ РЕСТОРАНОВ «СУШИЯ» БЫЛА ВЫНУЖДЕНА ВНЕСТИ РЯД КОМПЛЕКСНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЧТО, ПО СЛОВАМ АНТОНА ХОДЫСЬКО, ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ СЕТИ «СУШИЯ», ПОМОГЛО СОХРАНИТЬ ПРИБЫЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА. БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНО О ТОМ, С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ СТОЛКНУЛАСЬ КОМПАНИЯ В ПРОШЕДШЕМ ГОДУ И КАК УДАЛОСЬ ИХ РЕШИТЬ, А ТАКЖЕ О ПЛАНАХ СЕТИ НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ, ЧИТАЙТЕ В ДАННОМ ИНТЕРВЬЮ.

Текст: Татьяна Антонюк


 

В 2015 году сеть «Сушия» открыла два новых ресторана в Киеве и Львове и закрыла три объекта в столице 

ФОТО: «СУШИЯ» 

Подведите, пожалуйста, итоги 2015 года для сети ресторанов «Сушия». С какими основными проблемами столкнулась компания в 2015 году и как удалось их решить? 

2015 год был для украинского ресторанного рынка не самым простым. Все его игроки ощутили последствия нестабильной экономической и политической ситуации в стране, и сеть «Сушия» не стала исключением. Прошлый год требовал гибкости в ведении бизнеса и принятия оперативных решений. Причин тому было много. Одна из них стала ощутимой в самом начале года – это резкий рост курса иностранных валют. Быстрое принятие ряда комплексных решений в этот период помогло сохранить прибыльность компании. Так, с целью минимизировать влияние этого фактора на деятельность сети «Сушия», которая имеет импортно ориентированную бизнес-модель, были внесены изменения в ценовую и ассортиментную политику. 

Также компания пересмотрела структуру закупок, нашла новых поставщиков, заключила прямые контракты с зарубежными импортерами, отказалась от закупок некоторых заготовок продуктов, расширив собственное производство. 

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, – это снижение качества некоторых продуктов в результате перехода поставщиков на более дешевое сырье. Мы не были готовы жертвовать качеством продукции, поэтому вывели из меню некоторые позиции. 

К концу 2015 года на рынке наметилась позитивная динамика, и в целом итоги года для компании «Сушия» можно назвать достаточно успешными. В прошлом году компания открыла новые рестораны в Киеве (в ТЦ «Апрель» по проспекту Леся Курбаса, 19-а) и во Львове (в ТРЦ Forum Lviv, ул. Под Дубом, 7-б). При этом по независящим от компании причинам в 2015 году было закрыто три столичных ресторана – в ТРЦ Gulliver на площади Спортивной, 1-а, по ул. Грушевского и Городецкого (состоянием на конец 2015 года сеть насчитывала 39 ресторанов в 12 городах Украины – ред.). 

Кроме того, в 2015 году продолжилось развитие сервиса «Точная доставка». На сегодняшний день услуга доставки от «Сушия» доступна не только в городах присутствия сети, но также в пригородах, количество которых уже составляет 17. Рост заказов сервиса «Точная доставка» составил 8,64% по отношению к 2014 году. В 2015 году к существующим каналам заказа доставки блюд «Сушия» – с помощью официального сайта, мобильных приложений и call-центра – добавилась возможность заказа через приложение для онлайн-банкинга «Приват24». 

 

Антон Ходысько, директор департамента развития сети «Сушия» 

ФОТО: «СУШИЯ» 

В прошлом году в Киеве закрылось около ста ресторанов. По Вашему мнению, сказалось ли уменьшение числа действующих заведений на уровне конкуренции? 

Я бы не связывал уровень конкуренции с количеством закрытых ресторанов, но с трансформацией рынка в целом. В прошлом году ресторанный сегмент переживал и продолжает переживать перемены. Изменился уровень покупательной способности, как результат – постепенно начала происходить смена категорий ресторанов. До 2015 года на рынке можно было наблюдать открытие заведений, которые были, скорее, похожи на хобби, нежели на прибыльный бизнес. Сегодня количество таких заведений существенно уменьшается, потому что даже состоятельные людей начали считать расходы и не готовы содержать рестораны, которые не приносят дохода. 

Среди других причин трансформации рынка – закрытие непрофессиональных ресторанов или смена их предложения меню ввиду роста стоимости импортных продуктов. Эта тенденция ярко проявляется в том сегменте, в котором работает компания «Сушия». 

Третьей причиной можно назвать активное развитие услуги доставки, при этом не только в Киеве, но и в региональных центрах страны. 

Какие форматы ресторанов были наиболее востребованными и прибыльными в прошлом году и почему? 

Актуальными и трендовыми сейчас являются различные форматы заведений, предлагающие в своем меню бургеры, а также несетевые, концептуальные проекты. Однако, на мой взгляд, самые успешные заведения – те, в которые вкладывается душа, потому что ресторанный бизнес является на 100% эмоциональным. 

На данный момент на рынке растет популярность размещения заведений общественного питания в структуре ТЦ/ТРЦ. По Вашему мнению, с чем это связано? 

Такая тенденция уже давно заметна и прогрессирует в Европе, и украинский рынок, похоже, наследует ее. Размещение заведений общественного питания в ТЦ/ТРЦ стало логичным ответом на запросы посетителей. 

Недостатком расположения заведений общественного питания в ТЦ/ТРЦ может быть высокий уровень конкуренции, к примеру, в зоне фуд-корта. Однако, судя по опыту компании «Сушия», такое агрегирование операторов общественного питания на одной площадке, скорее, создает синергетический эффект, и от него выигрывают многие заведения. Думаю, что подобный фактор может негативно влиять на малоизвестные бренды с неэффективной экономической моделью.

 

Состоянием на февраль 2016 года сеть «Сушия» насчитывала 40 ресторанов в 12 городах Украины 

ФОТО: «СУШИЯ» 

Какие условия сейчас предлагают арендодатели и насколько они совпадают с возможностями компании «Сушия»? 

Сегодня большинство арендодателей готовы работать по-партнерски и, на мой взгляд, больше предрасположены к переговорам, чем в докризисные времена. Общее положение на рынке не способствует росту спроса на коммерческую недвижимость и в большинстве случаев ограничивает «аппетиты» на развитие со стороны крупных операторов ресторанного рынка и не только. При этом сегмент коммерческой недвижимости продолжает развиваться, предложение есть, и нередко собственникам таких помещений приходится бороться за надежных и перспективных арендаторов. 

Кроме того, по моим наблюдениям, в последнее время собственники коммерческих помещений отдают большее предпочтение заведениям общественного питания, чем розничным операторам. Основные причины, на мой взгляд, связаны с распределением структуры затрат домохозяйств в Украине в непростых экономических условиях. Как показывают недавние исследования потребительских предпочтений и настроений, жители крупных городов с меньшим желанием и готовностью отказываются от развлечений, к которым можно отнести также и посещение ресторанов, чем от других расходов. 

Прокомментируйте планы компании на 2016 год. 

В 2016 год мы вошли с новыми амбициозными планами, которые уже начинаем воплощать. В феврале компания открыла третий ресторан «Сушия» во Львове (по проспекту Тараса Шевченко, 3). Запуск следующего ресторана запланирован на весну-лето в новом киевском торгово-развлекательном центре New Way по ул. Архитектора Вербицкого. 

Мы открываем новые рестораны, планируем расширять географию присутствия, развиваем доставку, разрабатываем концепцию обновления «Сушия 2.0». В рамках повышения стандартов сети, в партнерстве с Международной финансовой корпорацией (IFC), членом группы Всемирного банка, компания «Сушия» первой среди ресторанов Украины запустила комплексную полугодовую программу подготовки по пищевой безопасности. В рамках этого проекта эксперты международного уровня проводят комплексную диагностическую оценку сети, проверяют безопасность всех ресторанов «Сушия» и вносят рекомендации по усовершенствованию системы контроля пищевой безопасности. По окончании проекта следующим шагом станет международная сертификация FSSC 22000.