Слово издателя

Юрген Фрюшютц,
издатель «Commercial Property»
Дорогие читатели! Чем ближе к завершению года, тем сильнее проявляется желание анализировать и подводить итоги происходящего на украинском рынке, даже несмотря на такой не совсем приятный факт как ненасыщенность некоторых месяцев событиями. Подобным месяцем по большому счету стал ноябрь. Если судить в рамках всего 2009 года, наиболее активным сегментом коммерческой недвижимости на украинском рынке оказался торговый (подробный обзор которого по итогам года представлен в рубрике «Топ-тема») и его игроки – ритейл-операторы, которым посвящено сразу несколько материалов в ноябрьском номере «СР». В частности мы предметно пообщались с представителями прибалтийской компании Baltika Group, которая оперирует уже более 100 собственными магазинами в Европе. Речь идет о брэндах Monton, Mosaic, Baltman, которые знакомы украинским покупателям. На примере Baltika Group хочу отметить, что в отличие от некоторых украинских франчайзинговых групп, зарубежные ритейл-операторы, осуществляющие развитие брэндов собственными силами, ведут активную и, что очень важно, открытую информационную политику, смело общаются со СМИ. Несмотря на кризисные процессы, которые значительно ухудшили условия для развития ритейл-бизнеса на украинском рынке, международные ритейл-операторы, которые еще не были представлены в Украине, однако активно им интересовались, в большинстве своем не вычеркнули нашу страну из своих планов по развитию. Какую позицию заняли крупные операторы в отношении Украины, а также какие проблемы не позволяют начать им полномасштабное развитие – эти вопросы находятся в центре внимания статьи «Международные брэнды: борьба за украинского покупателя продолжается». Полезным элементом статьи является перечень крупнейших мировых брэндов с ключевыми фактами их деятельности. Два интервью номера посвящены торгово-развлекательным центрам, открывшимся в октябре в Украине, – ТРЦ Riviera Shopping City в Одессе и ТРЦ Dream Town в Киеве. Оба проекта являются знаковыми для украинского рынка по нескольким причинам. Во-первых, они реализованы в наиболее сложных для девелопмента условиях, во-вторых, их реализацию осуществили далеко не новички в девелоперском бизнесе, в-третьих, для некоторых международных ритейл-операторов магазины, открытые в одесском и киевском ТРЦ, стали флагманскими в Украине. Одной из положительных новостей ноября стало возобновление работ над некоторыми проектами коммерческой недвижимости в региональных центрах Украины. В частности обнадеживающие вести мы получаем из Одессы и области. Одним из активных проектов в этом регионе является мультифункциональный комплекс «Бриз», которому посвящен материал рубрики «Региональные рынки». Мы в свою очередь надеемся, что такого рода положительных новостей – о реализации проектов недвижимости – со временем будет становиться все больше и больше. Юрген Фрюшютц,
издатель «Commercial Property»