Schuco Ukraine: «В центре внимания инвесторов сегодня – коммерческая недвижимость»

Стадион Schüco Arena, Билефельд, Германия фото: IS Какие радикальные изменения произошли на украинском рынке недвижимости в результате кризиса? Какие из них имели непосредственное влияние на бизнес компании Schüco в Украине? Кризис повлиял практически на все сферы деятельности, а что касается недвижимости, являющейся очень капиталоемким бизнесом, который напрямую зависит от ситуации на финансовом рынке, это, наверное, одна из самых пострадавших отраслей наряду с финансовым сектором. Радикальным изменением на украинском рынке недвижимости можно назвать смещение в сторону коммерческого сегмента. В частности, можно отметить, что сегодня больший объем инвестиций направлен именно на развитие коммерческих объектов – офисных зданий, гостиниц, торгово-развлекательных центров, многофункциональных комплексов и им подобных, по сравнению с жилой недвижимостью. Это обусловлено практически отсутствующим платежеспособным спросом на жилье, пропавшим доверием со стороны потенциальных инвесторов и, как следствие, низкой ликвидностью этих объектов. В самом сегменте жилой недвижимости также произошли изменения, в частности, сегодня инвесторы предпочитают апартаменты, входящие в состав МФК. Наша компания была готова к такому изменению на рынке, и мы можем предложить системы для любого рода объектов. Для некоторых из них, таких как гостиничные комплексы и офисные центры, у нас разработаны целые концепции, которые представляют собой системы децентрализованной вентиляции, системы ночного проветривания и многое другое. Каким планам компании в Украине не суждено было сбыться в связи с наступлением кризиса? Поскольку продукция Schüco используется в сфере строительства, влияние кризиса не обошло и нашу компанию. Конечно, есть много объектов, которые заморожены, которым вообще не суждено воплотиться, поэтому мы, как и многие другие компании, не являемся в этом плане исключением. Проект жилого комплекса Pandion Vista, Кельн, Германия, в строительстве которого применялись системы двойных фасадов с интегрированными системами вентиляции Schüco проект: SCHÜCO Расскажите об изменениях, которые внес кризис в работу компании на зарубежных рынках. Аналогичная Украине ситуация наблюдается практически на всех рынках бывшего СССР, Восточной Европы, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Стабильность показывает в основном Европа. Если взять Германию, то 2009-2010 годы на рынке этой страны были для Schüco очень успешными, в основном благодаря целевым программам правительства, направленным на стимулирование строительной отрасли и согласно которым, в частности, делался упор на реконструкцию бюджетной сферы – школ, детских садов, университетов, государственных учреждений. Какой период был самым сложным в работе компании за последние два года? Пожалуйста, прокомментируйте свой ответ. Самым сложным периодом для нас было начало 2009 года, когда мы полностью изменили принципы своей работы. Это было связано с переходом на прямые поставки клиентам продукции с наших складов в Германии и перераспределением функций сотрудников в связи с сокращением двух украинских представительств – в Одессе и Днепропетровске. Изменился ли состав заказчиков компании в Украине? Назовите эти данные в процентном соотношении. Нашими заказчиками в основном являются строительные и монтажные организации, состав которых вряд ли претерпел большие корректировки. Однако изменения коснулись портфеля заказов наших клиентов: в то время, когда строительство крупных объектов заморожено или их финансирование протекает очень медленно, загрузку производства и работу для монтажных подразделений обеспечивают частные заказы. Более того, некоторые компании, которые раньше игнорировали частные заказы в связи с большим количеством масштабных проектов, во время кризиса пересмотрели свою стратегию и стали уделять этому сегменту должное внимание. Какой из сегментов – коммерческая или жилая недвижимость – является основным заказчиком продукции и услуг компании Schüco в Украине на данный момент? На этот вопрос однозначно нельзя ответить, поскольку, как я уже говорил, сегодня инвесторы и девелоперы предпочитают строить комплексы смешанного типа: гостиницы + апартаменты, гостиницы + офисы, ТРЦ + офисы и т.д. Рынки каких украинских городов являются основным потребителем продукции компании в Украине? Изменилась ли эта ситуация в сравнении с докризисным периодом? Сегодня инвесторы предпочитают строить в Киеве, Ялте, Донецке. В сравнении с докризисным периодом резко снизились объемы строительства в Днепропетровске, Одессе, Львове, Харькове и других областных центрах. АЛЕКСЕЙ СВЕРЧКОВ Год рождения: 1973 Место рождения: Одесса, Украина Место жительства: Киев, Украина Занимаемая должность: коммерческий директор компании Schüco Ukraine Карьера: директор департамента маркетинга и продаж компании «БудМакс», заместитель директора по маркетингу и сбыту компании «Алютек» Семейный статус: женат, есть сын Хобби и увлечения: теннис. Планирует ли компания строительство в Украине завода по производству систем Schüco? Объясните свой ответ. Сегодня таких планов у компании нет. Особенностью систем фасадного остекления является огромная номенклатура товаров. Современная архитектура становится все более сложной и требовательной к разработчикам систем. Новые задачи заставляют нас искать большое количество новых решений, которые позволят воплотить в реальность любой архитектурный замысел. Это, соответственно, влечет за собой увеличение номенклатуры нашей продукции, ассортимент которой на сегодняшний день насчитывает более 80 000 артикулов. Такое разнообразие не в состоянии изготовить ни один завод в мире. Продукция Schüco производится на более чем 120 предприятиях, поэтому, выпуская в Украине какую-то часть ассортимента, мы не сможем предложить комплексное решение, а ограничивать наши возможности мы не собираемся. Над какими заказами сейчас работает компания в Украине? Среди недавно реализованных объектов или таких, которые будут введены в эксплуатацию в период 2010-2011 годов в Киеве, можно выделить следующие: офисный центр по Харьковскому шоссе (заказчик – корпорация «Реле»), где наша компания выполнила остекление фасадными конструкциями с наружными открываниями; остекление логистического центра компании STIHL, расположенного в Киевской области; МФК «Эспланада» («Европейский квартал») на Спортивной площади, 1 (заказчик – компания «Три О»), где мы завершаем остекление. Отмечу, что для этого объекта было разработано специальное решение, также здесь применялась система элементных фасадов. Продолжается работа над строительством гостинично-офисного центра по Столичному шоссе (заказчик – компания DeVision) и на других объектах. В Ялте наша компания продолжает остекление жилого комплекса «Солярис» (заказчик – донецкая компания «Камелот»), в котором применены оконные блочные системы BS (Block System), и работу на объекте жилого комплекса премиум-класса «Никитский Дворец» (девелопер – «Южный Берег»), где используются наши фасадные, оконные и раздвижные системы. Также в портфеле Schüco имеется целый ряд других знаковых объектов, которые находятся либо в стадии проектирования, либо в стадии разработки технического решения. Задействована ли компания Schüco в проектах, подготовка которых ведется в Украине к Евро-2012? Практически все гостиничные комплексы, которые мы остекляем, напрямую или косвенно попадают под программу Евро-2012. Гостиница Jumeirah Beach Hotel, Дубаи, ОАЭ, в строительстве которого применялась продукция компании Schüco фото: IS Назовите наиболее масштабные и знаковые зарубежные объекты, в которых принимала участие компания Schüco в 2010 году. Компания Schüco представлена в более чем 80 странах мира, где каждый год возводится огромное количество объектов, в которых используются наши системы. В частности, наши фасадные системы со встроенным открыванием применены в здании бизнес-школы «Сколково» под Москвой (заказчик – правительство России). Этот комплекс строений, уже введенный в эксплуатацию, удачно вписывается в ландшафт местности. Очень интересный объект Flame Towers (заказчик – компания Dia Holding) в Баку (Азербайджан), представляющий собой три башни в виде пламени. Каждая из башен высотой более 200 метров имеет свое назначение – гостиница, офисный центр и жилой комплекс. В стилобатной части находится торговый комплекс. Данный объект остеклен нашими элементными фасадами. Знаковым объектом был также кувейтский торговый центр Kuwait Trade Center, высота которого составляет 214 метров. Здесь применены элементные фасады Schüco, и, что примечательно, успешно решена задача отрицательных диагоналей. Еще хотелось бы упомянуть об объекте Pandion Vista (заказчик – компания Pandion AG) в Кельне (Германия). В этом жилом комплексе элит-класса, расположенном на берегу Рейна, использовались системы двойных фасадов с интегрированными системами вентиляции. Охарактеризуйте ценовую ситуацию на рынке фасадных систем. В каком ценовом сегменте позиционируется продукция компании Schüco? В условиях кризиса все заказчики стремятся сократить расходы на строительство, однако никто из них не готов жертвовать качеством. Компания Schüco своевременно отреагировала на рыночную ситуацию и предложила своим клиентам конкурентные цены, которые не сказались на качестве продукции. Этого мы смогли достичь благодаря сокращению расходов и оптимизации логистики. Мы позиционируем нашу продукцию в верхнем ценовом сегменте, и эти цифры связаны в первую очередь с теми задачами, которые мы осуществляем и которые для многих других компаний являются невыполнимыми. В частности, продукция Schüco применяется на объектах, где есть повышенные требования, начиная со статических нагрузок, тепло- и шумоизоляции и заканчивая дизайном. На объектах премиум-класса эти требования еще жестче, и зачастую именно там и применяются системы Schüco. Наблюдаются ли изменения в отношении украинских заказчиков к вопросу энергоэффективной продукции с момента выхода компании Schüco на украинский рынок? Как Вы считаете, чья это заслуга – государства, сознательности потребителей, отдельных компаний, др.? В наши дни тема энергосбережения становится все более актуальной, чему способствует ряд факторов, среди которых – рост цен на энергоносители, климатические изменения, рост осведомленности как потребителей, так и самих инвесторов. Поэтому трудно сказать, чья в этом заслуга. Не скрою, что я буду очень рад, если благодаря нашей компании кто-то задумался о вопросах энергоэффективности при проектировании или строительстве объектов. Большинство инвесторов сейчас сами эксплуатируют собственные объекты. Поэтому им как никому другому известно, во что потом «выливается» применение неэффективных с точки зрения энергосбережения материалов. Компания Schüco уделяет этим вопросам огромное внимание, в частности, у нас разработаны целые стратегии, такие как Energy2 или Концепция 20. Какая продукция Schüco пользуется сегодня наибольшим спросом в Украине и на зарубежных рынках? Мы не ограничиваем ассортимент нашей продукции в зависимости от стран, однако при этом она должна соответствовать нормам того или иного государства. В работе наша компания ориентирована в первую очередь на архитекторов и строителей, поэтому системы для остекления подбираются таким образом, чтобы удовлетворить все задействованные в этом процессе стороны. Мы не должны ограничивать архитекторов в их видении объекта, продукция должна быть удобна в переработке и монтаже, и самое главное – ее применение должно быть экономически оправданным. Каковы Ваши прогнозы относительно развития сегмента «оболочек здания» на 2011-2012 годы? Я уверен, что 2011-2012 годы будут более успешными, чем прошлый и настоящий. Как минимум, мы вернемся к докризисным показателям. В частности, уже сегодня отмечается увеличение количества проектируемых объектов, возобновляется работа на ранее замороженных строительных площадках. Поскольку к остеклению объекта строители приступают на финальных стадиях, а сам период от проектирования до остекления занимает в среднем три года, положительный эффект в нашей отрасли будет ощутим лишь спустя определенное время.