Таблица 1. 9 месяцев «вынашивания» нового облика рынка торговой недвижимости Украины | ||
Триместр | Название | Основные тенденции |
Первый До августа 2008 года Сентябрь 2008 года Октябрь 2008 года |
«На пике»: «Кризис где-то далеко и неправда» |
Рост рынка; амбициозные заявления о стремительном развитии сетей; превышение спроса на торговые площади над предложением в ТЦ; арендодатели – «хозяева положения»; постоянный рост арендных ставок; большое количество огромных бумажных проектов, даже в городах с населением от 200 000 человек. |
Второй Ноябрь 2008 года Декабрь 2008 года Январь 2009 года |
«Падение и паника»: «Как кризис? Никто не предупредил!» |
Резкое снижение товарооборота у ритейлеров; «замораживание» проектов ТЦ/ТРЦ девелоперами и планов развития сетей ритейлерами; падение спроса на торговые площади; остановка работы по проектам, строящимся на кредитные средства; паника и апатия большинства участников рынка; начало пересмотра арендных ставок – первые компромиссы. |
Третий Февраль 2009 года Март 2009 года Апрель 2009 года |
«Мобилизация»: «Ну кризис, ну и что?! Жизнь продолжается» |
Привыкание и приспосабливание к новым реалиям; оптимизация затрат; поиск альтернативных источников финансирования; начало процессов слияния и поглощения; избавление от «слабых звеньев»; миграция арендаторов из неуспешных ТЦ/ТРЦ; переформатирование магазинов и ТЦ/ТРЦ; переговоры (renegotiation) о новых условиях аренды. |
Схема 1. Взаимосвязь между экономической ситуацией в государстве и изменениями в сфере торговой недвижимости |
Таблица 2. Емкость торгового сегмента Украины |
Таблица 3. Изменение товарооборота ритейлеров* в IV квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года | ||
Оператор | IV квартал 2007 года | IV квартал 2008 года |
Гипермаркет | 100% | +31,5% |
Fashion-оператор | 100% | -2% |
Электроника | 100% | -37% |
Кинотеатр** | 100% | +10% |
Боулинг | 100% | -23% |
Таблица 4. Средние базовые арендные ставки в ТРЦ Киева (секции площадью 100-300 м2), 2005-2010 годы |