Рынок теплоизоляционных материалов: новые обороты развития

ОБЪЕМЫ РЫНКА Михаил Базовой, менеджер категории «Системы утепления» компании «Хенкель Баутехник (Украина)» фото: «ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК (УКРАИНА)» Рынок теплоизоляционных материалов, как и вся строительная отрасль Украины, ощутил негативное влияние финансово-экономического кризиса. В докризисный период объемы украинского рынка теплоизоляции росли ежегодно на 40-60%, однако со второй половины 2008 года начался активный спад в сегменте. По оценкам экспертов, в 2009 году объемы рынка ТИМ сократились практически наполовину. По словам Михаила Базового, менеджера категории «Системы утепления» компании «Хенкель Баутехник (Украина)», «рынок скрепленных систем теплоизоляции сократился на 35-40%. Однако, несмотря на то, что снижение динамики в сегменте скрепленных фасадных систем более заметно по сравнению с навесными вентилируемыми фасадами (НВФ), доля скрепленной теплоизоляции в общем объеме рынка растет. Это обусловлено, по мнению специалистов, в первую очередь дешевизной системы по сравнению с НВФ, а также возможностью экономии на материалах. Кроме этого, сейчас на рынке наблюдается практика замены предусмотренного проектом НВФ в целях экономии на скрепленный фасад, который значительно дешевле». Андрей Павлик, директор компании «Кнауф Инсулейшн Украина» фото: «КНАУФ ИНСУЛЕЙШН УКРАИНА» «В 2009 году наблюдался рост объемов продаж изоляции на основе базальтового волокна, который составил 15-20% по отношению к 2008 году, – рассказывает Андрей Павлик, директор компании «Кнауф Инсулейшн Украина». – Рынок стекловолоконной изоляции, напротив, сократился на 10-15%». По мнению экспертов, падение рынка ТИМ наиболее ощутимо в Киеве. Причина этому – существенное сокращение реализуемых в столице объектов недвижимости. «Рынок Киева просел более существенно, нежели регионов, в первую очередь потому, что ранее демонстрировал наибольший рост, – говорит Михаил Базовой. – Многие инвесторы, бизнес которых основан на привлечении кредитных средств, были вынуждены заморозить свои проекты по причине падения цен на такие объекты». КОНКУРЕНЦИЯ В 2008-2009 годах в связи с сокращением объемов строительных работ во всех сегментах коммерческой и жилой недвижимости существенно упал спрос на системы теплоизоляции, что спровоцировало ужесточение конкуренции между производителями и поставщиками. В связи с сокращением бюджетов строительных проектов, решающим фактором при выборе ТИМ выступала зачастую цена. Например, выбирая между навесными вентилируемыми фасадами и скрепленными системами теплоизоляции, застройщики отдавали предпочтение последним по причине более низкой стоимости. Андрей Бойко, исполнительный директор Rockwool по Украине, Беларуси и Молдове фото: ROCKWOOL Падение спроса и высокая конкуренция стали основными причинами снижения цен на теплоизоляционные материалы. По данным Андрея Бойко, исполнительного директора Rockwool по Украине, Беларуси и Молдове, стоимость некоторой теплоизоляционной продукции снизилась на 40%. При этом «дальнейшее изменение цен на теплоизоляцию будет зависеть от рыночной конъюнктуры – соотношения спроса и предложения, а также цен на сырье», – отметил эксперт. В результате падения спроса и высокой конкуренции компании-производители начали более гибко подходить к вопросам формирования продуктового ассортимента и выводить на рынок бюджетные, недорогие, предложения, – отметил Михаил Базовой. – Так, ассортимент компании «Хенкель Баутехник (Украина)» расширился, в частности, за счет экономичных розничных предложений под брэндом «Момент», которые представляют собой два отдельных продукта, предназначенных для приклеивания пенополистирола («Строительная смесь универсальная») и для приклеивания пенополистирола с возможностью выполнения гидрозащитного слоя («Смесь для армирования и приклеивания пенополистирола»). Оба продукта направлены, прежде всего, на розничного покупателя для работ на малых площадях при частном строительстве и ремонте». Помимо этого, компания «Хенкель Баутехник (Украина)» завершила формирование линейки для профессионального строительного направления, представленной специализированными продуктами для систем теплоизоляции, которые обладают повышенными характеристиками как с точки зрения рабочих свойств, так и технической составляющей всей системы в целом. На данный момент компания предлагает профессиональному рынку ряд продуктов под брэндом Ceresit, используемых при утеплении фасадов: растворную смесь для приклеивания пенополистирольных плит, усиленную микроволокнами смесь для приклеивания и защиты пенополистирольных плит, а также усиленную микроволокнами растворную смесь для приклеивания и защиты плит из минеральной ваты. ТЕНДЕНЦИИ На фоне сокращения объемов строительства крупных объектов жилой и коммерческой недвижимости (многоэтажные жилые дома, логистические центры, торгово-развлекательные комплексы и др.), выступающих основными потребителями теплоизоляционных материалов, одной из основных тенденций 2009 года стал рост спроса в сегменте индивидуального домостроения, которая сохраняется и сегодня. Рассказывает Андрей Павлик: «В данный момент присутствие платежеспособного спроса мы наблюдаем именно в сегменте индивидуального строительства, доля которого в структуре продаж ТИМ значительно выросла. Большинство граждан, которые занялись строительством собственного дома или дачи в докризисный период, от этих планов не отказались. Активный спрос был на так называемые «легкие» ассортиментные позиции, которые применяются в основном в сегменте частного домостроения в так называемых не нагружаемых строительных конструкциях – скатной кровле, перекрытиях по балкам, внутренних перегородках. В данном сегменте наиболее популярным материалом является стекловолоконная теплоизоляция, доля которой неуклонно растет». По мнению Андрея Бойко, спрос на теплоизоляционные материалы со стороны частных потребителей обусловлен введением новых норм оплаты потребления газа, согласно которым при потреблении газа более 6000 м3/год, тариф на газ увеличивается в два раза. «Многие домовладельцы задумываются об утеплении своих коттеджей, дач, ведь теплоизоляция является одним из самых эффективных способов сбережения энергии и ресурсов», – отмечает эксперт. ИГРОКИ РЫНКА По оценкам экспертов, в 2009 году объемы рынка ТИМ сократились практически наполовину фото: «CP» В кризисный период серьезных изменений в составе игроков сегмента ТИМ не произошло. По данным Андрея Павлика, на украинском рынке присутствует 4 лидирующих компании, реализующих продукцию, которая изготавливается на собственных заводах в Украине. «Кроме того, существуют небольшие производства регионального значения в Волынской и Одесской областях, которые, однако, существенно не влияют на показатели рынка в целом», – отмечает эксперт. Несмотря на кризисный период, некоторым крупным компаниям-производителям удалось осуществить ввод в эксплуатацию новых заводов. Например, в начале 2009 года корпорация «ТехноНИКОЛЬ» открыла завод по производству теплоизоляционных материалов на основе каменной ваты в Черкассах. Технологическая линия, установленная на заводе, обладает производительностью до 35 000 тонн утеплителя в год. Общая площадь производственных площадей завода составляет 20 000 м2. Проект реализован за счет средств российской материнской компании. В августе 2010 года состоялось официальное открытие завода по производству теплоизоляционных материалов компании «Термолайф» в Харьковской области. Площадь производственных цехов завода составляет 10 000 м2, мощность технологической линии – 30 000 тонн продукции в год. Поставки сырья для производства минераловатного утеплителя на заводе осуществляются из Ровенской области. В планах компании – наладить экспорт продукции на рынки стран СНГ до конца 2010 года. Временно отложила планы строительства нового завода в Украине компания Rockwool. «Мы намерены инвестировать в производство в Украине, когда рынок восстановится, – сообщил Андрей Бойко. – В настоящее время Rockwool осуществляет строительство завода по производству каменной ваты на территории России, инвестиции в первую производственную линию которого составят 110 миллионов евро. В августе 2010 года компания Rockwool также завершила сделку по приобретению завода на Урале».
Основные игроки украинского рынка минеральной ваты из каменных волокон, доля рынка
Название компании 2007 год 2008 год 2009 год
«Кнауф Инсулейшн Украина» (ТМ Nobasil) 3% 4% 5%
Rockwool (TM Rockwool) 65% 60% 34%
«ТехноНИКОЛЬ» (TM «TEXHO») 6% 15% 32%
DANKO (TM Danova) - 5% 14%
Другие 26% 16% 15%
Источник: «Кнауф Инсулейшн Украина»
Основные игроки украинского рынка минеральной ваты из стекловолокон, доля рынка
Название компании 2007 год 2008 год 2009 год
«Кнауф Инсулейшн Украина» (ТМ Knauf Insulation) 7% 15% 28%
ПИИ «УРСА» (TM URSA) 30% 35% 31%
«Сен-Гобен Строительная Продукция Украина» (TM Isover) 40% 30% 28%
Другие 23% 20% 14%
Источник: «Кнауф Инсулейшн Украина»
ТЕНДЕНЦИИ И НОВИНКИ Одной из основных тенденций 2009 года стал рост спроса в сегменте индивидуального домостроения, которая сохраняется и сегодня фото: «ХЕНКЕЛЬ БАУТЕХНИК (УКРАИНА)» В 2009-2010 годах производители выводили на украинский рынок новую комплектацию продукции, в частности, для обслуживания спроса со стороны частных застройщиков. «Как правило, это упаковки, содержащие меньший объем материалов и позволяющие утеплять небольшие площади без значительного количества остатков», – объясняет Андрей Павлик. Помимо этого, наблюдалась тенденция, когда производители отходят от практики продажи продукции со схожими характеристиками, делая акцент на отличительных особенностях. В частности, в ассортименте новинок важное место занимают продукты, основанные на инновационных технологиях производства, а также предложения, призванные удовлетворить растущий спрос украинцев на экологические строительные материалы. Например, компания «УРСА» в марте 2010 года представила новый экосбалансированный минераловатный теплоизоляционный материал PureOne, который не содержит формальдегид и не образует пыли. Компания «Кнауф Инсулейшн Украина» вывела на украинский рынок новое поколение минераловатной теплоизоляции Knauf Insulation на основании ECOSE Technology, при производстве которой не используются фенолфор-мальдегидные и акриловые смолы. Как отмечает Андрей Павлик, все продукты Knauf Insulation, которые изготавливались с применением продуктов нефтехимии, больше не выпускаются на заводах компании. «Knauf Insulation с ECOSE Technology является примером того, что экологические строительные материалы не обязательно должны стоить дороже традиционных, – говорит эксперт. – Уже сегодня мы констатируем рост спроса на новую продукцию, что свидетельствует о том, что уровень востребованности «зеленых» технологий в немалой степени зависит от способности производителей предложить актуальные не только по потребительским качествам, но и по стоимости материалы». БУДУЩЕЕ РЫНКА ТИМ В 2010 году на рынке теплоизоляции Украины отмечаются позитивные изменения: за первое полугодие объем рынка минераловатных утеплителей вырос порядка на 20-25% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По данным компании «УРСА», в первом полугодии 2010 наблюдается тенденция к оживлению рынка минераловатных материалов. В сравнении с первым полугодием 2009 рост рынка составил около 20%. Однако эти показатели еще не свидетельствуют о возобновлении активности в масштабах докризисного периода. Несмотря на все еще нестабильную экономическую ситуацию в Украине в целом и в строительной отрасли в частности, производители теплоизоляционных материалов остаются оптимистичными в своих прогнозах касательно дальнейшего развития сегмента. По данным Андрея Павлика, до конца 2010 года рост украинского рынка минераловатной изоляции составит 15-20% по отношению к 2009 году. Росту рынка теплоизоляционных материалов в ближайшей перспективе будет способствовать: – активное строительство частных домов; – потребность в утеплении существующих зданий – старых особняков и многоэтажных жилых домов; – строительство объектов коммерческой недвижимости в рамках подготовки Украины к Евро-2012 (стадионы, торгово-развлекательные центры, гостиницы и др.), которые получают приоритетный статус со стороны государства; – увеличение с 1 августа 2010 года розничных цен на природный газ для населения (в среднем на 50%); – принятие норм, обязывающих применять технологии утепления практически для всех новых возводимых объектов недвижимости.