Рынок бетона: в борьбе за потребителя

ПРОИЗВОДСТВО БЕТОНА Падение объемов производства товарного бетона в 2009 году в сравнении с 2008-м составило около 56% фото: «ДИКЕРГОФФ (УКРАИНА)» В период строительного «бума» на украинском рынке едва ли не каждая мощная строительная компания считала необходимым обзавестись собственным предприятием по производству бетона. Причина была очевидной: существующих производственных мощностей катастрофически не хватало, чтобы обеспечить товарным бетоном все стройплощадки, количество которых увеличивалось в геометрической прогрессии. Этот факт делал бизнес по производству бетона чрезвычайно выгодным. В период с 2006 по 2008 годы начали массово появляться предприятия по производству бетонных смесей, и к концу 2008 года их количество достигло порядка 380. С приходом кризиса ситуация на строительном рынке кардинально изменилась, и бетонные смеси перестали быть востребованными в том объеме, на который были запрограммированы производственные предприятия в докризисный период. В связи с этим, по данным компании «Дикергофф (Украина)», в 2009 году количество предприятий по производству бетона сократилось до 332. Однако их совокупные производственные мощности все равно превышали спрос, существовавший за счет немногочисленных строительных площадок. «Падение объемов производства товарного бетона в 2009 году в сравнении с 2008 составило около 56%, – комментирует ситуацию Юрий Перекопский, главный менеджер по производству и продаже бетона компании «Дикергофф (Украина)». – По итогам 2008 года совокупный объем произведенного товарного бетона составил 7,9 миллиона м3, в то время как в 2009 – всего 3,5 миллиона м3». Учитывая, что за первые три месяца 2010 года совокупный объем произведенных бетонных смесей составил всего около 451,5 тысячи м3, если ситуация на украинском строительном рынке не выровняется, падение объемов по итогам 2010 года составит еще около 48% по сравнению с 2009 годом. ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ Кризис не изменил состав крупнейших производителей товарного бетона в Украине. На сегодняшний день ими являются ОАО «Завод ЖБК им. Светланы Ковальской» (5 заводов: 4 – в Киеве, 1 – в Чернигове), ООО с иностранными инвестициями «Дикергофф (Украина)» (6 заводов: 3 – в Киеве и по одному в Одессе, Севастополе, Николаеве), ЗАО «Форум-ДС» (1 завод в Киеве) и др. ПРОБЛЕМЫ СБЫТА По итогам 2009 года падение объемов производства железобетонных изделий составило более 50% в сравнении с 2008-м фото: «ОБЕРБЕТОН УКРАИНА» Первой реакцией производителей бетона на кризис стало ужесточение ценовой конкуренции и борьба за заказчика. «В настоящее время производители товарного бетона пребывают в жесточайшей ценовой конкуренции, – констатирует Павел Копейкин, генеральный директор «Обербетон Украина». – В столице ситуация сильно накалена, потому что здесь работает много производителей при небольшом количестве строек. В регионах заводы выживают за счет частного строительства и единичных масштабных проектов». В условиях кризиса изменились также предпочтения потребителя: одни заказчики стали более требовательными к качеству продукции, однако главным фактором в принятии ими решения в пользу того или иного производителя все же выступает цена. Другие заказчики стали закрывать глаза на качественные показатели бетона, предпочитая производителей, реализующих продукцию на грани себестоимости. Стоимость бетона непосредственно зависит от цены его основного компонента – цемента. По итогам 2009 года снижение стоимости цемента составило порядка 10%, которое можно назвать беспрецедентным: в течение предыдущих трех лет цены на цемент стабильно росли. Так, по данным экспертов, рост достигал от 20 до 70% в год. Снижение стоимости товарного бетона по итогам 2009 года составило от 20 до 28%.
Объемы производства элементов сборных конструкций для строительства из цемента, бетона или искусственного камня в Украине с 2003 по 2009 годы, тысяч м3
Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объем, тысяч м3 2492 2763 3204 3732 4597 3792 1610,8
Источник: Госкомстат Украины
ПРОГНОЗЫ Первой реакцией производителей бетона на кризис стало ужесточение ценовой конкуренции и борьба за заказчика фото: «ДИКЕРГОФФ (УКРАИНА)» Игроки рынка довольно осторожны в своих прогнозах касательно развития ситуации в сегменте производства бетона на 2010 год. Несмотря на сложную ситуацию в украинской строительной отрасли, эксперты все же ожидают роста объемов производства бетона по итогам нынешнего года на 10-13% по сравнению с 2009 годом. «Несмотря на то, что в 2010 году холодная зима негативно отразилась на объемах рынка бетонных смесей, мы ожидаем улучшения ситуации летом и выхода компании «Дикергофф (Украина)» на показатели 2009 года, – делится прогнозами Юрий Перекопский. – Однако следует учитывать, что строительная отрасль получила огромную «дыру» в потоке инвестиций, которая в будущем еще даст о себе знать, даже если строительство частично возобновится». ПРОИЗВОДСТВО ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ По данным экспертов, по итогам 2009 года падение объемов производства железобетонных изделий составило более 50%. «Полной остановки производства в сфере ЖБИ в 2008-2009 годах, к счастью, не произошло, отчасти потому, что продолжается реализация долгосрочных проектов, отчасти из-за сохранения агрессивной политики экспансии некоторых ритейл-операторов. Ряд девелоперов принимал решение об инвестициях в строительство очередного комплекса только благодаря возможности использовать «провал» рынка для значительного уменьшения себестоимости проектов», – описывает рыночную ситуацию Роман Гордеев, заместитель директора по производству и маркетингу компании «Бетон Комплекс».
Диаграмма. Объемы производства элементов сборных конструкций для строительства из цемента, бетона или искусственного камня в Украине по итогам 2009 – первых трех месяцев 2010 года, тысяч м3
Источник: Госкомстат Украины Одной из тенденций кризисного периода в сегменте ЖБИ стал рост спроса в сфере сборных жилых домов, себестоимость которых ниже при условии использования железобетонных конструкций. Так, по данным Павла Копейкина, «в строительстве зданий и сооружений использование железобетонных конструкций позволяет сэкономить до 10% инвестиций». Основными игроками в сегменте производства ЖБИ сегодня являются «Завод ЖБК им. Светланы Ковальской» (Киев), «Дарницкий завод ЖБК» (Киев), «Бетон Нова» (Дебальцево, Донецкая область), «Хмельницкжелезобетон» (Хмельницкий), «Новомосковский завод ЖБИ» (пгт Мелиоративный, Днепропетровская область), «Консоль-Бетон» (АРК), «3 Бетона» (Калуш, Ивано-Франковская область), «Обербетон Украина» («Житомирский завод ЖБИ» (Житомир), предприятие по производству ЖБИ в Новомосковске (Днепропетровская область)) и др.
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА В условиях сокращения спроса мелкие производители сборного железобетона сконцентрировались на частном строительстве. При этом, по словам Павла Копейкина, «к поставке конструкций на крупные объекты, в том числе под объекты Евро-2012, привлекаются только ведущие производители, поскольку условиям поставок и качеству могут соответствовать считанные производители». Основными методами конкурентной борьбы между производителями, проявившейся в кризисный период, стало увеличение точек продаж продукции конечному потребителю, а также расширение ассортимента. О методах борьбы за потребителя, которые практикует компания «Бетон Комплекс», рассказывает Роман Гордеев: «В связи с резким сокращением объемов строительства в корпоративном сегменте наша компания приняла решение увеличить долю продаж в сегменте малых архитектурных форм и частного строительства. Для этого был разработан и внедрен специальный план маркетинговых мероприятий. С целью захвата большей целевой группы и максимальной комплектации объектов заказчика изделиями нашего производства по принципу «под ключ», была расширена ассортиментная линейка выпускаемой продукции. Нашим большим достижением можно считать подписание в 2009 году договоров с двумя крупнейшими операторами на рынке ритейла строительных материалов – компаниями «Эпицентр К» и «Новая Линия», благодаря которым мы увеличиваем объем реализации нашей продукции конечному потребителю через сети гипермаркетов». По мнению Павла Копейкина, расширение ассортимента является важным аргументом в борьбе с конкурентами и кризисом: «Например, наше предприятие в Житомире выпускает практически всю линейку сборного железобетона, применяемого в строительстве. Исходя из пожеланий заказчика, мы разрабатываем и предлагаем конструкции из сборного железобетона практически любых размеров и форм, также достаточно часто предлагаем замену проектного решения здания, запроектированного в металле или монолите, на сборный железобетон, что зачастую более выгодно с точки зрения цены и сроков строительства». ГАЗОБЕТОН Расширение ассортимента стало одним из основных методов конкурентной борьбы между производителями ЖБИ в кризисный период фото: «CP» По данным компании «ЮДК», вплоть до 2008 года украинский рынок производства автоклавного газобетона демонстрировал стабильный рост, достигнувший объемов 1 миллион м3/в год. Из этого объема около 800 000 м3 приходилось на отечественных производителей, осуществлявших выпуск газобетона преимущественно на устаревших с технической точки зрения предприятиях, 200 000 м2 – на импортную продукцию стеновых блоков более высокого качества. «Реализацию проектов строительства современных заводов автоклавного газобетона на территории Украины стимулировал ряд факторов: значительный резерв расширения рынка за счет развития энергосберегающих технологий строительства, рост доли среди других стеновых материалов, рост потребления в целом, – комментирует ситуацию Хасан Башер, председатель правления компании «ЮДК». – В 2008-2009 годах в Украине появилось 4 новых производителя автоклавного газобетона, общая проектная производственная мощность которых составила около 1,8 миллиона м3/в год. Это торговые марки AAC («Завод строительных материалов №1» в Новой Каховке, Херсонская область), «Аэрок» (завод «Аэрок Обухов» и завод автоклавного газобетона в Березани, Киевская область), «Стоунлайт» (предприятие «Ориентир-Будэлемент» в Броварах, Киевская область), UDK GAZBETON (завод автоклавного газобетона в Днепропетровске компании «ЮДК»)». Падение объемов производства газобетона было менее критичным, в сравнении с рынком бетона. По оценкам компании «Аэрок», объем производства в 2009 году сократился ориентировочно на 15% по отношению к 2008 году, в свою очередь, по данным компании «ЮДК», – на 30%. «В 2009 году, по оценкам производителей, емкость рынка газобетона составила чуть более 700 000 м3. Из них более 400 тысяч м3 автоклавного газобетона приходится на новых производителей. При этом значительно сократился объем импорта, что объясняется как снижением цены автоклавного газобетона на украинском рынке, так и высоким качеством изделий новых локальных производителей, не уступающим зарубежным аналогам», – рассказывает Хасан Башер. Тем не менее, суммарная мощность предприятий по производству газобетона сегодня превышает текущую емкость украинского рынка, что вынуждает производителей бороться за покупателя, снижая цены на продукцию до уровня, порой близкого к себестоимости. Эксперты констатируют, что сегодня производители ведут довольно жесткую конкурентную борьбу. Падение спроса – далеко не единственная проблема, преследующая сегмент газобетона. Сложности создает плохая информированность потребителей о преимуществах газобетона как строительного материала, а также особенностях его применения. «Основная проблема – это техническая составляющая популяризации, – говорит Хасан Башер. – Многие архитекторы и проектировщики зачастую не обладают необходимой справочной и нормативной литературой для разработки проектов с применением автоклавного газобетона, строители не знают, как выполнять кладку блоков точных размеров на тонкослойные клеевые смеси, потребители не всегда задумываются об эксплуатационных затратах, отдавая предпочтение менее теплоэффективным стеновым материалам. Поэтому одной из задач деятельности предприятий-производителей автоклавного газобетона на ближайшие годы станет всесторонняя техническая поддержка, участие в разработке нормативной и справочной документации и постоянная работа над улучшением качества продукции и сопутствующего сервиса». ПРОГНОЗЫ Своим видением дальнейшего развития ситуации в сегменте производства газобетона делится Хасан Башер: «В ближайшей перспективе стоит ожидать незначительного повышения уровня спроса, который достигнет ориентировочно показателей 2007 года, и это уже можно будет считать позитивным моментом. Также можно прогнозировать незначительное увеличение цены на автоклавный газобетон, преимущественно из-за увеличения стоимости сырья и автоперевозок». По прогнозам компании «Аэрок», в 2010 году объем продаж автоклавного газобетона составит около 1 миллиона м3. «В то же время в 2011-2012 годах этот показатель может достичь 1,5 миллиона м3 газобетона», – прогнозирует Татьяна Ломоносова, руководитель отдела маркетинга компании «Аэрок».