Ричард Л. Гелфонд: «IMAX предоставляет зрителю возможность ощутить себя частью истории»




Ричард Л. Гелфонд, сопредседатель и управляющий директор корпорации IMAX
фото: Олег Герасименко

CP: Расскажите об истории компании IMAX. Когда она была создана и какой путь в своем развитии прошла?
Компания IMAX была создана в 1967 году в Канаде и в 2007 году отмечает свое 40-летие. Изначально технология IMAX использовалась в музеях, научных и образовательных центрах разных городов и стран – Вашингтоне, Гонконге, Германии и т.д., и была известна, в первую очередь, среди профессионалов. Около 14 лет назад мы вместе с моим коллегой решили купить компанию IMAX, увидев в ней не только научный или прикладной потенциал, но и колоссальные возможности в сфере коммерции и развлечений. В итоге, было решено перевести компанию в более глобальное коммерческое русло и заняться сферой развлечений, для чего была разработана специальная технология и стратегия развития. Так, сегодня для реализации проекта совершенно нет необходимости в строительстве отдельного здания, – система может устанавливаться в зале любого мультиплекса.
CP: Чем, по вашему мнению, обусловлен интерес к IMAХ в мире? Можно ли говорить о том, что IMAХ является конкурентом обычных кинотеатров?
По моему глубокому убеждению, технология IMAX не конкурирует с обычными кинотеатрами. Скорее наоборот – она привлекает в мультиплексы новую аудиторию. Ведь сегодня, в связи с развитием технологий домашних кинотеатров, многие люди предпочитают смотреть фильмы дома на DVD и перестают ходить в кино. Что касается IMAX, то, благодаря своей уникальной технологии, этот кинотеатр просто поднимает людей с диванов. Поход в кинотеатр превращается в настоящий кратковременный отпуск, и для многих это незабываемые и ни с чем не сравнимые ощущения, поскольку IMAX предоставляет зрителю уникальную возможность ощутить себя частью истории, которую он смотрит, а не просто наблюдать за ней со стороны.
CP: Какой стратегии развития придерживается ваша компания? Меняется ли она в зависимости от страны и региона? Рассматриваете ли вы франчайзинг в качестве одного из вариантов развития сети?
Относительно стратегии развития компании следует отметить, что мы не используем франчайзинг как один из способов развития сети, а продаем лицензию на использование технологии компаниям, с которыми заключаем партнерские отношения в каждой новой стране. Франчайзинг предполагает полный контроль компании-франчайзера над действиями франчайзи. В случае с лицензией мы предоставляем оборудование, наше имя и наши фильмы. А дальше локальный партнер отправляется в свободное плавание, ориентируясь в специфике конкретного рынка, самостоятельно определяя ценовую политику. Ведь нельзя сравнивать специфику работы и управление кинотеатром в Украине, Аргентине или Китае. В каждой стране маркетинговые стратегии и методы привлечения аудитории совершенно разные.


Сегодня IMAX – один из самых динамично развивающихся брэндов в мировой индустрии развлечений
фото: IMAX

CP: Как давно компания присутствует на европейском рынке? Какова стратегия выхода компании на рынки европейских стран? Какие регионы и страны Европы интересуют сегодня IMAX в первую очередь?
На европейском рынке наша компания присутствует чуть более 30 лет. Особенно хочется отметить присутствие компании на рынках Англии, Франции, Германии, Испании. Позже компания направилась в страны Восточной Европы. За последние 8 лет мы открыли кинотеатры в Праге, Будапеште, Бухаресте, в разных городах Польши, России и теперь готовимся к открытию IMAX в Украине. Согласно общей стратегии компании, мы движемся на Восток. Экономика стран Восточной Европы за последние 10 лет изменилась в лучшую сторону, что позволило нам развивать бизнес в этом регионе. Рынок этих стран готов к продукту нового уровня, а зритель готов платить больше, поскольку стоимость билета в кинотеатры IMAX как правило на 30-40% выше цены билета в обычный кинотеатр.
Стратегия развития компании IMAX предполагает выход на новый рынок любой страны с открытия одного мощного и крупного кинотеатра. Например, в Польше мы открыли кинотеатр в Варшаве. Он оказался очень успешным. На сегодняшний день у нас уже есть пять кинотеатров в Польше. Открытие кинотеатра IMAX в Москве также имело огромный успех. Только за первый год его посетило более 300 тысяч зрителей. В Украине первый кинотеатр откроется в Киеве в конце 2007 года. В случае успеха в Украине планируется открыть 7-8 кинотеатров.
CP: Как давно компания интересуется украинским рынком и когда было принято решение об открытии IMAX в нашей стране?
IMAX – второй западный брэнд после Coca-Cola, зарегистрированный в Советском Союзе в 1986 году. Украинский рынок интересовал нас давно, но выходим на него мы только сейчас. Подтолкнул нас к этому шагу успех IMAX в Польше и России. Мы долго искали партнера в Украине и в прошлом году наконец заключили соглашение с компанией «Триумф». Нам нужен партнер, разделяющий наши взгляды, идеи, располагающий необходимыми ресурсами и связями.
CP: На каких условиях вы сотрудничаете с партнером в Украине?
Согласно контракту, подписанному с компанией «Триумф», в течение 2 лет в Украине должно открыться два кинотеатра IMAX, первый из них – в Киеве. Вопрос о расположении второго кинотеатра еще не решен. Партнер имеет право развивать бизнес на всей территории страны, придерживаясь концепции компании. Я надеюсь, он будет сотрудничать с операторами и девелоперами в разных городах Украины.
Относительно финансовых условий, компания-партнер осуществляет разовый платеж за лицензию, затем каждый год отчисляет определенный процент от кассовых сборов.


Объем инвестиций для открытия одного кинотеатра IMAX составляет около $3 миллионов
фото: IMAX

Со своей стороны, мы вкладываем капитал в подготовку 3D фильмов. Каждый год мы готовим одну или две оригинальные картины.
Сейчас, например, готов фильм, в котором зритель может «плавать» под водой. Есть также космическое шоу под названием «Миссия на Мир». Все это развлекательные и одновременно образовательные, поучительные фильмы.
CP: Существуют ли у компании IMAX предпочтения относительно размещения кинотеатров – обособленно или в структуре ТРЦ?
Раньше это могло быть только обособленное здание. Теперь же мы имеем возможность интегрировать кинотеатр в большой мультиплекс. Это идеальный вариант размещения как для оператора, так и для владельца ТРЦ, поскольку, с одной стороны, позволяет увеличить стоимость билета, с другой – привлекает в ТРЦ большое количество посетителей. Многие из них едут издалека, чтобы увидеть новую технологию своими глазами, тогда как в обычный кинотеатр никто не станет добираться за 60 километров. В таком городе, как Киев, может быть два, максимум три подобных мультиплекса.
CP: На каком этапе компания IMAX входит в проект ТРЦ?
Наша команда начинает работу с девелоперами ТРЦ на ранней стадии строительства, в период разработки концепции и проектирования. Мы выбираем самое удачное место для размещения зала в ТРЦ, многократно пересматриваем планы, поскольку в этой технологии огромное значение имеет не только изображение, но и акустика. Оборудование устанавливается уже после завершения строительных работ.
CP: Как вы можете оценить потенциальную востребованность кинотеатров IMAX со стороны украинских зрителей?
Что касается востребованности кинотеатров IMAX со стороны украинских зрителей, то здесь далеко не последнюю роль играет экономика страны и уровень доходов населения. Город также имеет значение. Для того, чтобы кинотеатр был успешным, его годовой доход должен составлять $700 тысяч – 1 миллион. Поэтому при цене в $10 за билет посетить кинотеатр за год должно как минимум 100 тысяч зрителей. В связи с этим мы ищем рынки с необходимым количеством целевой аудитории и соответствующими доходами населения. Открытие кинотеатров IMAX в Украине возможно в городах с населением не менее 800 тысяч человек и соответствующим уровнем доходности.
CP: Какой объем инвестиций необходим для открытия одного кинотеатра IMAX? За какой период окупаются вложения?
Объем инвестиций для открытия одного кинотеатра IMAX составляет $3 миллиона. Срок окупаемости зависит от уровня посещаемости кинотеатра. В Северной Америке, например, он составляет от 3 до 5 лет. Относительно Украины я не могу назвать цифр, поскольку не владею ими. Эта информация известна нашему локальному партнеру.


ТЕХНОЛОГИЯ IMAX
Технология IMAX представляет собой принципиально новый подход к кинопоказу. Формат пленки IMAX в десять раз превышает формат обычной 35-миллиметровой пленки и в три раза – формат стандартной 70-миллиметровой. Звук обрабатывается в соответствии с шестиканальной звуковой системой IMAX, которая, в отличие от обычной, передает звук совершенно реалистично, а использование лицензионной системы колонок обеспечивает его отличное качество независимо от расположения кресла в кинозале.
Трехмерные экраны IMAX высотой в несколько этажей покрыты слоем серебра и имеют небольшое искривление, которое простирается за область геометрического распознания, включающую часть периферийного зрения аудитории, и дает зрителям ощущение присутствия. Изображения расширяются специально спроектированной многоканальной стереосистемой IMAX, которая максимально воздействует на зрителя превосходной четкостью и качеством изображения.
Самый большой в мире экран IMAX расположен в кинотеатре Сиднея. Его размер составляет 35х29 метров. Средний экран IMAX имеет размер 18х24 метра.
В кинотеатрах IMAX, использующих поляризованную трехмерную технологию, каждый зритель должен надевать специальные очки с поляризованными линзами для просмотра фильмов в формате 3D.
До 1990-х годов фильмы IMAX снимались на специальные камеры IMAX, что отражалось и на количестве релизов, и на репертуаре. Сегодня технология цифрового преобразования фильмов из формата 35 миллиметров в формат IMAX DRM позволяет значительно расширить существующий репертуар кинотетаров за счет работы с голливудскими блокбастерами – «Гарри Поттер», «Человек-паук», «Властелин колец», «Аполло 13», «300 спартанцев» и др.
Фильмотека классических фильмов IMAX содержит более 200 лент. Образовательные и развлекательные фильмы позволяют зрителям посетить недоступные обычному человеку места, исследовать тайны науки и природы: заглянуть в Большой Каньон, проникнуть внутрь атома, забраться на вершину Эвереста, побывать на борту Международной космической станции или в глубинах океана.