Решения по организации рабочих мест для офисов формата open space




фото: Office Solutions Ukraine

Выбирая решения по части подведения силовых и слаботочных коммуникаций к рабочим местам, необходимо учитывать ряд моментов:
Среда для подвода коммуникаций (стены, пол, потолок). На выбор среды влияет большое количество объективных и субъективных факторов – от ограничений, налагаемых конструкцией здания, до регламента мер по уборке помещений. И если в офисах с кабинетно-коридорной системой прокладка коммуникаций производится вдоль стен по периметру помещения, то в офисах open space силовые и слаботочные коммуникации приходится вести, как правило, через потолок и пол. В конечном счете, выбор среды для прокладки коммуникаций определяет спектр и стоимость решений, используемых в конкретном офисе, а также функциональность и удобство эксплуатации.
Дизайнерские решения. В целом, решения по подводу коммуникаций могут быть условно разделены на две группы: проектные и дизайнерские (последние зачастую применяются только в VIP-зонах офиса). Как правило, оснащение рабочего места зависит от статуса сотрудника, и ценовой уровень используемых решений может значительно отличаться. Для проектных решений, в первую очередь, важна стоимость организации одного рабочего места, для VIP решений – дизайнерские аспекты (форма, цвет и т.п.).
Количество рабочих мест в одной точке офиса. Этот показатель зависит от функционального назначения рабочих мест, формы мебели и т.п. Повышение плотности рабочих мест за счет объединения их в кластеры (рабочие места, территориально организованные в группу), а также за счет использования одной единицы решения для нужд нескольких рабочих мест (зачастую от 1 до 4-х) ведет к понижению стоимости организации одного рабочего места.
Конфигурация рабочего места. Зависит от его функционального назначения. Наиболее распространенной конфигурацией является комбинация из трех силовых розеток и двух информационных портов (RJ45), обеспечивающая возможность подключения компьютера и телефона на рабочем месте, чего в большинстве случаев достаточно для эффективной офисной работы.
Большое значение имеют следующие вопросы:
– Частью чего являются системы для подвода коммуникаций – инфраструктуры здания или офиса? И хотя физически разделить инфраструктуру здания и офиса невозможно, но организационно это сделать необходимо.
– Кто определит требования к данным системам – арендатор или арендодатель?
Разрубить этот гордиев узел возможно при использовании прединсталлированных решений. Их способность удовлетворить интересы как арендатора, так и арендодателя посредством быстрой организации необходимого количества рабочих мест в нужных точках помещения, сэкономить время освоения офисного пространства арендатором, логично разделить затраты на инфраструктуру офиса в значительной степени перевешивает сложности, связанные с внедрением данных решений.
Концепция бизнес-центра предполагает решение вопросов организации подвода коммуникаций к рабочим местам службами арендодателя. Однако информация о расположении перегородок, рабочих мест и т.п. отсутствует, поэтому стандартные статичные решения, требующие жесткой привязки к местам установки, применять очень сложно. В целом, существует несколько вариантов организации подвода коммуникаций к рабочим местам в строящемся бизнес-центре:
– Привязка к сетке колонн. Без этого элемента строительство здания невозможно, и колонны могут служить «точкой отсчета». Логически возможно разделение площадей бизнес-центра на «квадраты» (зоны обслуживания). Если объединить 9 колонн в 1 квадрат, то, при стандартном расстоянии между ними в 6 метров, площадь квадрата составит 144 м2 (12х12). По санитарным нормам, на этой площади возможно размещение 24 человек (144 / 6).
– Возможность подвода коммуникаций для организации рабочих мест к любой точке принятого «квадрата». Решение состоит из двух частей: 1) запотолочная точка подключения (точка консолидации для слаботочных сетей и шинопровод, монтажная коробка и т.п. для силовых); 2) прединсталлированная потолочная сервисная стойка с количеством обслуживаемых мест от 1 до 4-х. Наиболее удобным является размещение точки подключения в центре группы из 9 колонн.


СЕРГЕЙ МАКОВЕЦ, IT-ДИРЕКТОР КОМПАНИИ OFFICE SOLUTIONS UKRAINE
Несомненно, планирование и реализация коммуникационных решений – один из самых важных этапов создания нового офиса. И зачастую все остальные решения – мебельные, дизайнерские – основываются на тех исходных, которые предоставляет то или иное помещение по части прокладки компьютерных и электрических коммуникаций. В своей деятельности нам довольно часто приходится сталкиваться с решением задач подобного рода, и выбор – реализовывать это стандартными средствами, или же прибегать к использованию специального оборудования и аксессуаров – зависит от множества факторов. При этом основным критерием выбора являются конкретные потребности компании, занимающей офис – сколько рабочих мест планируется на данный момент и в перспективе, насколько гибким должно быть решение, какими способами возможно прокладывать коммуникации в том или ином здании, есть ли в наличии фальшпол или фальш-потолок, которые могли бы значительно облегчить задачу.
Существует еще один достаточно важный аспект, который необходимо учесть при планировании офиса, даже если речь идет только о проведении IT-коммуникаций. Приняв решение о способе прокладки, очень важно помнить о том, насколько эстетичным будет такое решение, и возможно ли превратить то или иное оборудование в элемент офисного интерьера. Многие операторы зачастую забывают о дизайнерских аспектах нового офиса, и архитекторам приходится принимать наличие того или иного оборудования как данность. Но следует заметить, что с развитием IT-отрасли все больше производителей осознают важность момента эстетичности специального IT-оборудования, и сейчас на рынке присутствует множество решений, гармонично сочетающих в себе высокий уровень функциональности и изящный внешний вид. При этом для поставщиков мебели достаточно стандартным решением для организации рабочего места является встроенный модуль с двумя-тремя информационными портами и столькими же силовыми розетками. Данный модуль может стать не только стильным, но и полезным аксессуаром мебели, если предусмотрена возможность установки в него компонентов силовых и слаботочных сетей от нескольких представленных на рынке поставщиков и продуман способ подключения его к выводам силовых и слаботочных сетей, расположенных в полу (например, фальшпол).
Существует также мебель со встроенными каналами коммуникаций – в ногах рабочих столов, в разделительных экранах, «рукавах» подставок для ЖК-мониторов. Особой популярностью, по нашему опыту, пользуются и решения для конференц-залов с возможностью оперативного подключения портативных компьютеров, проектора и другой техники для проведения конференций.
Таким образом, чтобы добиться желаемого визуального эффекта и избежать коммутационных проводов по всему офису, изрядно портящих интерьерное решение, вопрос об использовании специальных устройств необходимо принять на ранних этапах реализации проекта. В случае, когда коммуникациями занимается специализированная IT-компания, мебель поставляет другая, прочее оборудование – третья, ключевым становится вопрос координации усилий, совместной работы на единый результат. Чем раньше будет налажен диалог, тем быстрее и качественнее удастся создать решение, максимально отвечающее потребностям клиента и отвечающее его вкусам и предпочтениям по части внешнего вида офисного помещения.


ПРЕДИНСТАЛЛИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ
Прединсталлированное решение состоит из конструктива, электроустановочных изделий, элементов их соединения в соответствии с электрической схемой и коммутационных шнуров с разъемными соединениями для подключения к сетям. Подготовленное таким образом изделие обычно обеспечивает потребности в коммуникациях от 1 до 4-х рабочих мест в нужной точке помещения и может быть легко и быстро смонтировано или демонтировано.
Важной является его стопроцентная готовность к работе, то есть, при наличии достаточного количества точек подключения, данное решение можно хранить в виде «горячего резерва» для расширения количества рабочих мест. Решения позволяют также оказывать дополнительные услуги арендаторам помещений в качестве средств для разворачивания временных рабочих мест во время проведения конференций, при расширении количества рабочих мест и т.п.
Точки подключения для прединсталлированных решений необходимо предусмотреть на стадии проектирования инфраструктуры здания. При этом, расположение точек подключения коммуникаций и их емкость должно учитывать количество пользователей и их локализацию в офисе. Соединительные шнуры прединсталлированных решений должны иметь достаточную длину для обслуживания запланированных зон.
Прединсталлированные решения позволяют на длительное время избежать трудностей с подведением коммуникаций к рабочим местам как в собственных, так и в арендованных офисах компаний. Очень часто в процессе обслуживания офисных площадей периодически возникает необходимость в увеличении или перемещении рабочих мест.
Рассмотрим пример применения потолочных сервисных стоек. В стандартном (непрединсталлированном) варианте их установки отсутствуют разъемные соединения, служащие для подключения/отключения решений к сетям здания. Перемещение такой стойки можно осуществить несколькими путями:
– поскольку конструктив фальш-потолка разбирать сложно, придется «продевать» стойку через него, что сделать очень сложно;
– разобрать стойку, демонтировать электроустановочные изделия и переместить их на новое место установки раздельно (трудоемко, занимает много времени, большая вероятность повреждения решения и подключаемых сетей + затраты на повторную сборку);
– «перекусывание» подведенных инсталляционных кабелей, оконечивание и соединение образовавшихся сегментов. Этот вариант похож на работу с прединсталлированными стойками, но проблемным в нем является соединение проводников при переносе рабочих мест на некоторое расстояние из-за необходимости увеличения их длины. Для сертифицированных (находящихся под гарантией производителя) слаботочных информационных сетей нарушение целостности сегментов и увеличение количества разъемных соединений требует прохождения повторной процедуры сертификации.
Подобная ситуация характерна для всего спектра решений, хотя в несколько других деталях, поэтому решать данные проблемы необходимо еще на стадии строительства.
На использование прединсталлированных решений влияют различные факторы. В большинстве проектов существуют ограничения, накладываемые особенностями объекта, инженерными коммуникациями, поставщиками других решений т.п. Здесь наиболее сложным является обеспечение совместимости используемых решений, их адаптация к реалиям проекта. Например, для потолочных сервисных стоек необходимы согласования: с заказчиком – в отношении стоимости и дизайна решений, с поставщиками мебели – по технологическим отверстиям для совместной установки стоек и мебели, с инсталляторами силовых и слаботочных сетей – по совместимости электроустановочных изделий и т.п.


ПРИМЕРЫ
1. На одном из столичных объектов по просьбе заказчика был установлен фальшпол на стойках недостаточной для инсталляции люков высоты (около 60 мм). К качеству пола и его инсталляции нельзя предъявить никаких претензий, но, по достигнутой с заказчиком договоренности, поставщик полов не предоставлял решения для подвода коммуникаций к рабочим местам. Данная задача была поставлена перед компанией-электроинсталлятором как поставщиком электроустановочных изделий. Поскольку инсталлятор не смог найти на рынке люков с такой глубиной, было принято решение «углубляться» в перекрытие (естественно, при таком варианте о возможности перемещения точек выхода коммуникаций в будущем можно забыть). В итоге в установленные люки практически на 100% были проинсталлированы электроустановочные изделия. Несколько позже с похожей задачей пришлось столкнуться компании-инсталлятору слаботочных сетей.
2. При согласовании совместимости решений между вендорами (поставщиками мебели и стоек) был найден взаимоприемлемый вариант использования решений (габариты напольных сервисных стоек и их инсталляция под столешницей поставляемой мебели). К сожалению, по ходу развития проекта согласованный тип мебели был изменен на другой – с большей толщиной столешницы, а вопрос совместимости решений упущен. Проблема проявилась при совместной инсталляции решений, поскольку дополнительная толщина столешницы была смещена вниз и высота стойки оказалась выше нижнего края столешницы, что, естественно, не позволяло установить стойку под столом в соответствии с проектом. Понадобилась достаточно трудоемкая процедура уменьшения высоты сервисных стоек.


Пример прединсталлированных решений
фото: «Райхле и Де-Массари Украина»

3. Классические потолочные сервисные стойки устанавливаются за счет «распорки» между полом и потолком. Не всегда заказчик на стадии выбора решения может гарантировать выделение на поверхности пола и потолка технологических мест , необходимых для установки стоек (это связано с неопределенностью прохождения силовых, вентиляционных и других коммуникаций). В такой ситуации в одном из проектов были успешно использованы потолочные сервисные стойки с гибким отводом коммуникаций, не требующим упора в потолок. Суть решения состоит в том, что стойка фиксируется на тяжелом основании, аналогичном «неваляшке», а коммуникации в стойку заводятся через гибкий отвод (гофротруба, чулок и т.п.). В данном варианте решения необходима только одна напольная точка для фиксации стойки и гибкий отвод, позволяющий обогнуть возможное препятствие.


ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА
Как поставщик решений мы отслеживаем растущий спрос на весь спектр продуктов по организации рабочих мест на уровне 10-30% в год. Особенно динамично прослеживается тенденция к увеличению потребления таких товарных групп, как напольные люки, потолочные и напольные сервисные стойки (до 60% в год). В целом, рынок движется к комплексному подходу в решении задач организации рабочих мест, что связано с большим количеством согласований по совместимости решений от различных поставщиков, экономией на монтаже и т.п. Однако для этого единый поставщик должен обладать персоналом, компетентным в широком спектре вопросов, а также иметь достаточный вес в проекте для формирования техзадания по инженерным сетям.
В заключение хотелось бы отметить важность инвестиций в инфраструктуру рабочих мест. Люди являются решающим фактором успешного ведения бизнеса. Современный офис компании обладает значительным мотивирующим потенциалом для внутренних и внешних заказчиков. Настроение сотрудников, их способность эффективно работать обязательно отразится на уровне обслуживания заказчиков и, как следствие, на их лояльности к вашей компании.