QubicaAMF: «Индустрия развлечений училась на своих ошибках»

Развлекательный центр «Мультипарк» в составе ТЦ «Экватор» (Ровно) ФОТО: QUBICAAMF Как бы Вы охарактеризовали рынок развлечений в странах СНГ в целом и Украины в частности? Когда он начал приобретать профессиональные черты? Активное развитие индустрия развлечений Украины начала не так давно. Сразу после распада СССР в 1991 году рынок развлечений испытал мощнейший спад из-за отсутствия финансирования. Через 7-8 лет инвесторы стали интересоваться кинотеатрами, детскими игровыми зонами, которые скорее представляли собой «детские комнаты», то есть, они были маленького формата и не подразумевали большого количества посетителей. С развитием рынка торговой недвижимости в 2004-2005 годах девелоперы стали осознавать важность развлекательной составляющей в структуре торгового центра. В торговых комплексах стали появляться многозальные кинотеатры, первые большие по площади развлекательные зоны. Самый активный этап развития индустрии развлечений начался около пяти лет назад, а именно в 2008-2009 годах. Уже тогда практически во всех новых торговых объектах в обязательном порядке была предусмотрена зона развлечений. Запрет игорных заведений, конечно, сыграл свою роль и вылился в переориентацию интересов инвесторов на детские центры развлечений. Сегодня мы видим ежегодное увеличение объема развлекательных площадей в структуре ТЦ. Форматы развлекательных центров становятся все более разнообразными, в них входят все больше развлечений. Конкуренция возрастает, и каждый развлекательный центр стремится выделиться, стать особенным. Это свойственно фазе активного развития рынка. Почему данный сегмент является перспективным и привлекательным? Прибыльность бизнеса во многом зависит от правильной концепции центра, ее грамотной реализации и эффективной модели управления. Профессиональные разработчики уже на этапе подготовки концепции и зонирования помещения просчитывают все до мелочей, распределяют потоки людей, расставляют оборудование таким образом, чтобы посетители обошли максимальное количество аппаратов и аттракционов (т.е. 100%!) и многое другое. Зачастую инвестор не готов самостоятельно управлять развлекательным бизнесом, но перспективность данного сегмента подталкивает его к привлечению компании-оператора. По нашему мнению, самым надежным решением будет обратиться к той же компании, которая спроектировала и построила центр, так как ей уже известны все детали проекта, экономические составляющие и прочее. Можно ли назвать профессиональным состав операторов рынка развлекательных услуг стран СНГ в целом и Украины в частности? В начале формирования индустрии развлечений операторы не имели опыта и учились на своих ошибках. Но с годами операторы окрепли, у них появился не только свой собственный опыт, но и мировой благодаря привлечению иностранных специалистов для управления и проведения обучений. Одной из таких компаний стала QubicaAMF. Мы вышли на рынок Украины в начале 2000-х годов. В 2007 году появилась сеть развлекательных центров «Турбина» под консалтинговым управлением компании QubicaAMF. Сегодня в сеть «Турбина» входит 11 объектов, среди которых шесть центров под брендом «Турбина», два детских центра «Мультипарк» и три ледовых центра с катком. Мы также начинаем развивать сеть боулинг-клубов в американской стилистике Lucky Strike. В конце 2012 года открылся первый клуб Lucky Strike в Херсоне и совсем недавно состоялось торжественное открытие второго клуба в Черкассах. На сегодняшний день рынок профессиональных операторов уже набирает обороты – появляется больше участников и больше интересных проектов. Роллердром в РЦ «Мультипарк» (Ровно) ФОТО: QUBICAAMF Можно ли назвать данную сферу инновационной в разрезе применяемых технологий и проектов? Насколько, в этой связи, она является капиталоемкой? Определенно можно. Рынок не стоит на месте – развиваются компьютерные технологии, различные тактильные симуляторы, др. Компания QubicaAMF в прошлом году представила новейший инновационный пинспоттер XLi EDGE, в 2013 году мы заявили о выпуске пяти новых продуктов, среди них – уникальная система развлечения игроков BES X, а также ультрасовременные консоли для игроков в форме планшетов. Производители менее технологичного оборудования, а именно игровых аппаратов и аттракционов, выпускают новинки гораздо чаще – 2-3 раза в год. Все новинки выставляются на крупнейших международных выставках в разных частях света (Америка, Китай, Европа, Россия). Насколько известно, компания специализируется на производстве оборудования для боулинга. Почему компания занимается также разработкой и реализацией комплексных проектов создания и развития семейно-развлекательных центров? Исключительно специализация на боулинг-зонах не приносит желаемой прибыли? Компания QubicaAMF занимается боулингом уже 65 лет. Мы знаем о боулинге все. За историю нашего существования мы разработали тысячи проектов – от миниформатных клубов до очень крупных боулинг-центров на несколько десятков дорожек. QubicaAMF Worldwide уже несколько десятилетий успешно управляет собственной сетью боулинг-клубов. Но ведь рынок развлечений гораздо шире, в определенный момент QubicaAMF стала заниматься и созданием развлекательных центров. Сегодня в России мы сталкиваемся с ситуацией, что все чаще и чаще боулинг становится частью развлекательного комплекса, рассчитанного на несколько тысяч квадратных метров. В таком комплексе помимо дорожек обычно предусмотрены все виды развлечений для детей и взрослых – от игрового центра с аттракционами и автодромом и детским театром до тематических ресторанов и караоке-клуба. Инвесторы стремятся охватить как можно большую аудиторию и предоставить всевозможные виды развлечений на любой вкус. Поэтому, когда мы увидели спрос на проекты такого рода, то стали предлагать комплексные решения для развлекательных центров «под ключ». Учитывая востребованность подобных проектов и наличие у нас достаточно большого опыта в проектировании развлекательных центров на международном уровне, наши услуги сразу стали пользоваться популярностью. А тот факт, что наши проекты в Украине становятся очень успешными и получают международное признание, говорит о правильности решения по охвату этой ниши на рынках Украины и России. АЛЕКСЕЙ ШИРЯЕВ ФОТО: QUBICAAMF Год рождения: 1963 год Место рождения: Москва, Россия Образование: Московский государственный институт международных отношений Занимаемая должность: глава представительства QubicaAMF Worldwide, LLC в России и странах СНГ Карьера: МИД – Аспирантура Института Дальнего Востока Российской Академии Наук Семейный статус: женат Хобби: охота, стрельба. Расскажите о проекте семейно-развлекательного центра «Мультипарк», входящего в сеть РЦ «Турбина» в Ровно. Проект развлекательного центра «Мультипарк» был разработан и реализован компанией QubicaAMF. Общая стилистика центра – это джунгли. Наши специалисты работали над созданием дизайна помещения, чтобы придать ему яркость и уникальность. Центр занимает площадь около 1700 м2 в торговом комплексе «Экватор». В качестве целевой аудитории мы выделили детей в возрасте от 4 до 8 лет и подростков от 10 до 17 лет. Мы подобрали наиболее интересные и популярные развлечения для них: для самых маленьких посетителей «Мультипарка» действует большой детский лабиринт, для детей постарше предусмотрены большая красочная карусель и детские игровые аппараты, а для подростков мы открыли роллердром и автодром с шестью машинками, также для них действует игровой центр на полсотни аппаратов. Ну и, конечно, на территории центра открыт кафетерий, где можно отпраздновать День рождения или просто перекусить. Стратегическим партнером компании QubicaAMF, осуществляющим производство оборудования для развлекательных центров, Sega Amusements ФОТО: QUBICAAMF В каких украинских городах также планируется реализация подобных проектов? Сейчас мы взяли в работу очень амбициозный проект по модернизации крупного развлекательного центра «Джамбо» в Киеве. Клуб имеет большую площадь, центральная часть его отведена для боулинга (30 дорожек). Также здесь есть зона бильярда и пула, ресторан и караоке. Ранее «Джамбо» позиционировался как ночной клуб, ориентированный в основном на молодых людей. Мы планируем поменять целевую аудиторию с молодежи на семьи, то есть «Джамбо» станет семейным развлекательным центром с разнообразными программами для детей. Мы не будем раскрывать все подробности проекта, так что Вам нужно будет подождать и самим увидеть, что получилось в итоге. Если говорить о других проектах, то, как упоминалось ранее, мы также активно занимаемся развитием и консультационным управлением сети Lucky Strike. В отличие от «Турбины», заведения Lucky Strike – это уютные боулинг-клубы среднего размера, выполненные в традиционной американской ретро-стилистике. Как я уже говорил, в этом году мы открыли два клуба Lucky Strike в Украине – в Херсоне и Черкассах. В ближайшие год-два планируем открыть еще примерно четыре центра аналогичного формата под этим брендом. Остальные крупные проекты пока находятся на стадии обсуждения. Назовите несколько крупнейших и наиболее успешных проектов семейно-развлекательных центров, реализованных компанией QubicaAMF. Какой из них окупился наиболее быстро? Какой ориентировочный срок окупаемости семейно-развлекательного центра? Мы проектируем и строим развлекательные комплексы в России и Украине и других странах СНГ с 2007 года. На протяжении семи лет мы открываем по несколько развлекательных центров в год. Крупнейшим нашим проектом за это время стал открывшийся в 2012 году развлекательный центр «Турбина» в Сумах площадью 4200 м2. Специалисты QubicaAMF при поддержке наших стратегических партнеров – консультантов компании Sega Amusements – реализовали уникальную систему эффективного взаимодействия всех зон развлечений в рамках одного комплекса. Этим проектом мы особенно гордимся, так как он завоевал международную премию в сфере архитектуры и дизайна боулинг-центров от журнала Bowlers Journal в номинации «Лучшая развлекательная зона», оставив позади проекты из Германии и Нидерландов. Срок окупаемости центра зависит от сложности проекта, от местоположения объекта, платежеспособности населения и многих других факторов. Единого срока здесь нет – для каждого проекта мы индивидуально просчитываем окупаемость. Назовите объем инвестиций, необходимый в реализацию одного проекта семейно-развлекательного центра. Как данный объем отличается в зависимости от страны? Объем инвестиций зависит от проекта и от того, что заказчик ожидает получить на выходе. Инвестор может вложить средства в более дорогостоящее оборудование, выбрать большее количество менее дорогостоящих аппаратов либо потратиться на дизайн помещения – все это будет отражаться на общем объеме затрат и на сроках окупаемости проекта. Тут все зависит от целей и желания заказчика. Если ему нужен традиционный центр среднего формата без особых изысков, но стабильно приносящий прибыль, это одно, а если инвестору в связи с жесткой конкуренцией со стороны других центров необходимо обязательно выделиться, показать изюминку, привлечь посетителей чем-то необычным, это совершенно другое. Изначально мы исходим из правила «золотой середины» – оптимальное количество развлекательного оборудования (сочетание дорогостоящих и экономичных игровых аппаратов и аттракционов) и обязательно – дизайнерское оформление, но не чрезмерное. Мы озвучиваем объем инвестиций в диапазоне $1500-2000/м2 для развлекательного центра с аттракционами, аппаратами, боулингом, рестораном в тематическом оформлении. Компания QubicaAMF проектирует и строит развлекательные комплексы в России и Украине и других странах СНГ с 2007 года ФОТО: QUBICAAMF С какими производителями оборудования Вы работаете для наполнения семейно-развлекательных центров? Сотрудничество осуществляется на постоянной основе или под каждый новый проект компания проводит новые тендеры? Мы работаем с нашим стратегическим партнером – компанией Sega Amusements, которая является международным лидером в сфере игровых аппаратов. Совместно с консультантами японской компании наши специалисты подбирают лучшие аппараты и предоставляют несколько вариантов наполнения развлекательного центра, исходя из бюджета заказчика. При выборе оборудования мы обязательно учитываем пожелания клиентов. В любом случае у нас богатый ассортимент развлекательного оборудования от крупнейших международных производителей. Мы выбираем только самое надежное. Расскажите о планах компании на ближайшую перспективу. На рынках каких стран компания намерена сконцентрироваться? Мы планируем и дальше развивать направление проектирования и строительства семейных развлекательных центров. Тем более, как показывает опыт развлекательных центров в Сумах и Ровно, наши проекты в Украине весьма успешны. Сейчас нам также становятся интересными тематические парки под известными брендами, которые входят в моду в Украине и России, а именно разработка концепции Sega Park. На данный момент мы подыскиваем подходящий объект под реализацию этого парка. В 2011 году мы заключили стратегическое партнерство с компанией Sega Amusements, что позволяет нам рассматривать возможность участия в таком проекте. Кроме того, мы планируем увеличивать свое присутствие на тех рынках, куда мы уже вышли, а это почти все страны СНГ и ближайшего зарубежья. Мы работаем в России, Украине, Казахстане, Азербайджане и других странах СНГ. Но рынок Украины представляет для нас стратегический интерес. Назовите своих конкурентов на украинском рынке, рынках стран СНГ, на европейских рынках. У нас нет прямых конкурентов. Есть несколько компаний, которые предлагают похожую продукцию или схожие услуги. Наши клиенты получают от нас сервис, услуги, оборудование и цены напрямую от производителя без посредников.