«ПАККО»: «Главная задача корпорации – дальнейшее развитие наших сетей»
CP: Расскажите о структуре вашей корпорации: кто является ее учредителем, какие компании входят в ее состав, каковы основные направления деятельности. Учредителями «Корпорации ПАККО» являются частные лица, не принадлежащие к каким-либо политическим силам. В состав компании входят торговые сети под брэндами «Там Там», «Вопак», «ПАККО», а также дистрибьюторская компания «Волыньпак» и ресторация быстрого питания «Брама». Есть также партнеры, с которыми мы работаем по системе франчайзинга. CP: Каков ежегодный оборот торговых сетей, входящих в структуру корпорации? В 2004 году товарооборот компании составил $73 миллиона. В 2005 году мы вышли на показатель в $110 миллионов. CP: Сколько торговых объектов, в каких городах и форматах на сегодняшний день представлено в портфеле «Корпорации ПАККО»? Планируете ли вы выводить на рынок новый формат? На сегодняшний день в состав «Корпорации ПАККО» входит 20 супермаркетов «Вопак» (7 находятся в Луцке, 2 – во Львове, 2 – в Ровно, 2 – в Ивано-Франковске, 3 – в Ужгороде, 1 – в Ковеле, 1 – в Нововолынске, 2 – во Владимире-Волынском), 7 магазинов «ПАККО» формата cash & carry (1 расположен в Луцке, 2 – в Черновцах, 1 – в Ровно, 1 – в Тернополе, 1 – в Ковеле, 1 – в Нововолынске). Кроме того, в портфеле «Корпорации ПАККО» представлен луцкий гипермаркет «Там Там». Общая площадь магазинов составляет более 28 тысяч м2, количество задействованных в работе человек – более 2700. Мы намерены развивать существующие форматы в зависимости от потребностей рынка. Выводить на рынок новый формат пока не планируем. CP: Вы отдаете предпочтение реконструкции или строительству новых зданий для размещения торговых объектов вашей сети? Конечно, более интересный, на мой взгляд, вариант – это строительство новых зданий. Но из-за дефицита удачно расположенных земельных участков мы в основном проводим реконструкцию и ремонт уже существующих строений, так как это ускоряет открытие объекта.
Олег Крыжанивский, вице-президент «Корпорации ПАККО» фото: «КОРПОРАЦИЯ ПАККО»
CP: Есть ли в практике вашей компании примеры покупки отдельных магазинов или торговых сетей с целью их переформатирования и включения в вашу сеть? В 2003 году, когда мы начинали развивать сеть супермаркетов «Вопак», в Луцке были куплены и переформатированы под наши супермаркеты три небольших продуктовых магазина. Мы постоянно ведем переговоры по приобретению локальных сетей в Западной Украине. CP: Каковы ваши предпочтения относительно размещения торговых объектов – обособленно или в структуре ТРЦ? Чем определяется ваш выбор? Все определяется местом: объект может включаться в структуру ТРЦ, либо располагаться обособленно. Выбор месторасположения магазина с нашей стороны определяется, в первую очередь, интенсивностью транспортных и пассажиропотоков, наличием поблизости жилых массивов, административных зданий. CP: Рассматриваете ли вы возможность участия «Корпорации ПАККО» в девелопменте ТЦ/ТРЦ? Это одна из приоритетных возможностей для экспансии. Мы также ведем переговоры о совместной деятельности с другими девелоперами в разных регионах Украины. Гипермаркет «Там Там» открылся в Луцке 19 ноября 2005 года. Общая площадь объекта составляет 9600 м2. В ближайшее время запланировано строительство в непосредственной близости от гипермаркета (справа и слева) помещений общей площадью около 12 000 м2. Данные помещения будут отведены под развлекательный центр и торговлю товарами непродовольственной группы. Совместно с гипермаркетом эти объекты должны составить большой торгово-развлекательный центр. CP: Каким образом обеспечивается логистическое обслуживание ваших ритейл-объектов? Логистическое обслуживание обеспечивается дистрибьютором, либо напрямую производителем. Кроме того, продукция поступает из распределительного центра в Луцке. Все эти вопросы решает отдел логистики совместно с менеджером категории. CP: Расширение торговой сети требует увеличения количества дистрибьюторских центров, емкости складов, улучшения логистической базы. Как вы планируете расти и развиваться в этих направлениях? «Корпорация ПАККО» располагает дистрибьюторским центром, ведь фирма, начиная свое развитие, была дистрибьютором по всем продуктовым товарным группам – пиво, кондитерские изделия, алкоголь, молочная продукция, рыба и др. Таким образом, дистрибьюция у нас достаточно развита. Сейчас корпорация работает по созданию отдельной структуры по логистике. CP: Планируете ли вы использовать механизм франчайзинга для расширения ритейл-сетей, входящих в вашу структуру? Да, мы планируем использовать механизм франчайзинга для дальнейшего развития нашего бизнеса. У нас уже есть подобные проекты. CP: Какие источники финансирования вы используете для развития? Для развития сети корпорация использует собственные финансовые ресурсы и кредиты банков. Мы работаем со многими банками, среди которых, к примеру, «ПриватБанк», «Надра» и др. CP: Какой объем инвестиций необходим для открытия одной точки вашей сети (в рамках каждого из форматов)? Каков срок окупаемости, согласно вашим планам? Объем инвестиций зависит от следующих факторов: состояние объекта (затраты на реконструкцию, ремонт или строительство), его площадь и формат. Дополнительные расходы могут быть связаны с позиционированием объекта, количеством производственных цехов. В среднем затраты на 1 м2 площади супермаркета составляют от $400. Мы рассчитываем на срок окупаемости до 5 лет. CP: На основе каких критериев происходит выбор подрядчиков для строительства и оснащения ваших торговых точек? Основные критерии – это история фирмы, ее репутация, гарантия выполнения работ в определенные сроки, качество выполненных работ, соответствие цены и качества предоставляемых услуг. CP: На основе каких критериев происходит выбор поставщиков продукции в магазины ваших торговых сетей? Корпорация ориентируется на имидж брэнда, товарооборот, прибыльность, а также на бюджет развития брэнда в нашей сети. Задача каждого брэнда – максимальная прибыльность на единицу торговой площади. В своей работе мы строго придерживаемся принципа управления категориями.
Первый гипермаркет «Там Там» «Корпорации ПАККО», Луцк фото: «КОРПОРАЦИЯ ПАККО»
CP: Входит ли в планы «Корпорации ПАККО» инвестиционная продажа магазинов собственных торговых сетей (или всех сетей в целом)? Пока мы этого не планируем. Подтверждением является развитие управляющей компании – «Корпорации ПАККО». В нее осуществляются серьезные инвестиции. Главная задача корпорации – дальнейшее развитие наших сетей и улучшение операционной деятельности. Для привлечения инвестиций возможна частичная продажа акций. CP: Планирует ли «Корпорация ПАККО» выход на столичный рынок? В планах корпорации есть выход на киевский рынок, который, скорее всего, будет осуществляться через развитие сети гипермаркетов «Там Там». CP: В каком направлении «Корпорация ПАККО» планирует развиваться дальше? Два основных направления дальнейшего развития – это сеть гипермаркетов «Там Там» в Украине (до конца 2007 года планируем довести их численность до 5) и сеть супермаркетов «Вопак» (в 2006 году мы планируем открыть 20 объектов в Западной Украине). CP: Ощущаете ли вы конкуренцию со стороны столичных торговых сетей, активно развивающихся в регионах Украины? Конкуренция есть, но доля столичных сетей в регионах невысока – от 1 до 5% в Западной Украине. На данный момент нет ни одной национальной сети, которая открыла бы в нашем регионе больше торговых объектов или площадей, чем «Корпорация ПАККО». CP: Какими вам видятся перспективы отечественного рынка ритейл и отечественных ритейл-сетей? Отечественный рынок ритейла ожидает увеличение торговых точек и площадей, ужесточение конкуренции, снижение торговых наценок, стабилизация ставок аренды, укрупнение сетей и покупка небольших сетей более крупными ритейлерами. Кроме того, следует ожидать выхода на рынок больших зарубежных торговых операторов.