Опалубочные системы и монолитное строительство





Что касается Украины, то, по словам Елены Ногтиковой, технолога компании «ПЕРИ Украина», «активное развитие данной технологии строительства в нашей стране началось только 5-7 лет назад, поскольку раньше предпочтение отдавалось иным технологиям, использующим преимущественно сборный железобетон, кирпич и блоки».
Однако, как отмечают эксперты, сегодня монолитное строительство – одно из самых перспективных в нашей стране, и объемы зданий, созданных по этой технологии, увеличиваются с каждым годом.
В целом, специалисты выделяют следующие преимущества монолитного строительства:
– Монолитные здания легче кирпичных на 15-20% благодаря меньшей толщине стен и перекрытий. Более того, за счет облегчения веса конструкций уменьшается материалоемкость фундаментов, и, соответственно, удешевляется стоимость их устройства.
– Существует возможность варьирования «шага» конструкции, тогда как в сборном строительстве все конструкции имеют размеры, кратные определенному модулю, а технология изготовления конструкций, выполняемых на заводе, не позволяет быстро изменить форму оснастки. Все это снимает определенные ограничения при принятии проектных решений.
– Производственный цикл осуществляется непосредственно на строительной площадке, что избавляет подрядчика от транспортировки сборных конструкций.


ОПАЛУБКА
Опалубка является неотъемлемым элементом технологического цикла в монолитном строительстве. Именно она во многом определяет сроки и качество возведения конструкций по данной технологии.
«Поскольку трудоемкость монтажных работ сказывается на общих сроках возведения конструкции, ощутимое преимущество имеют производители, ориентированные на постоянное усовершенствование своего продукта с точки зрения технологичности и удобства в применении. Это способствует также повышению качества строительства», – говорит Алена Третьякова, маркетолог компании NOE-Schaltechnik.
По словам Василия Стасюка, генерального директора компании «ГИПРО-М», «среди основных качественных параметров опалубки для монолитного домостроения необходимо назвать давление бетонной смеси, которое она выдерживает; конструкцию каркаса щитов (жесткость) и его обработку (порошковое перекрытие, лакокрасочная обработка либо цинкование); материал формующей поверхности и, как результат, – качество отформованной поверхности, удобство монтажа и демонтажа».


КЛАССИФИКАЦИЯ И ЦЕНА
По словам специалистов, опалубочные системы принято классифицировать, руководствуясь преимущественно требованиями к их применению. Так, например, существует опалубка для формирования стен, перекрытий, опорных и несущих элементов (колонн), тоннельная опалубка. Выбор типа опалубки определяется характером бетонируемых конструкций или сооружений, соотношением их геометрических размеров, принятой технологией производства работ, климатическими условиями и т.д.
В целом же, по словам специалистов, современные опалубочные системы можно классифицировать по:
– области применения (опалубка для стен, перекрытий, колонн, кольцевых стен с изменяемым радиусом; тоннельная и односторонняя опалубка);
– конструктивным особенностям (рамная и балочная опалубка);
– способу установки (стационарная, самоподъемная гидравлическая, подъемно-переставная, подъемная);
– размерам (крупнопанельная и мелкощитовая опалубка);
– применяемым для их изготовления материалам (сталь, алюминий, древесина, пластик).
Необходимо отметить, что в Украине примеры применения технологии самоподъемной гидравлической опалубки довольно редки. Впервые она была использована компанией «Основа-Солсиф» при строительстве офисного центра «Парус» в Киеве.
По словам Елены Ногтиковой, «для того, чтобы правильно рассчитать стоимость квадратного метра опалубки, необходимо предварительно ознакомиться с проектом здания, что позволит сформировать представление о том, какие именно элементы и системы следует применять при возведении данного объекта».
По словам Константина Морозова, специалиста по опалубке компании СП «Укрхозимпекс», «заказчик, заинтересованный в приобретении опалубки, должен предоставить для расчетов план типового этажа или участка, который он собирается бетонировать. Для определения количества и технических параметров используемых элементов необходимо произвести расчеты нагрузок, которые будет испытывать опалубка при бетонировании. Можно произвести расчеты вручную, однако эта работа достаточно трудоемка, поэтому фирмы, продающие опалубку, используют специальные компьютерные программы, например ELPOS, TIPOS и т.п.
Рассчитывая горизонтальную опалубку, необходимо исходить из допустимой нагрузки на стойку, а далее, зная размеры и высоту помещения, можно сделать расстановку стоек и раскладку балок. Для вертикальной опалубки нужно исходить из имеющихся размеров щитов и количества рекомендуемых соединительных и крепежных элементов».
В целом, специалисты выделяют следующие факторы, формирующие цену опалубки: стоимость материала, из которого производится конструкция (дерево, фанера, металл и его покрытие); наличие дополнительных элементов, упрощающих монтаж и демонтаж, обеспечивающих безопасность во время эксплуатации; страна-производитель (импортная продукция, как правило, дороже отечественной), а также конструктивные особенности системы. В зависимости от производителя и комплектации, один м2 собранной двухсторонней опалубочной системы перекрытия обходится в 60-150 евро, опалубка стен – 150-500 евро.
Что касается установки опалубки, то, по словам специалистов, монтаж современных опалубочных систем осуществляется квалифицированными кадрами вручную и при помощи строительного оборудования: кранов, подмостей, лесов.
«Так, в ряде случаев, например, при реконструкции зданий в центральных частях городов, где нет возможности использования крана, применяют облегченные опалубочные системы, монтаж которых полностью производится вручную. Бытует мнение, что легкие системы не очень прочны, но это не совсем так – несущая способность наших систем составляет 50-60кН/м2, а это отвечает стандартным потребностям. Жесткость рамы удается повысить за счет угловых вставок, изготовленных из специального сплава. Следует также выдерживать режим бетонирования», – говорит Алена Третьякова.


ПРИМЕНЯЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
Металл и дерево – это наиболее распространенные материалы, применяемые в изготовлении опалубки. Наибольшим спросом пользуется сталь двух видов: оцинкованная и гальванизированная (для последней требуется порошковое покрытие).
«Сталь обладает высокой несущей способностью, хорошей сопротивляемостью к деформациям поверхности, а покрытие, в свою очередь, не только защищает от коррозии, но и обеспечивает ее быструю очистку в процессе эксплуатации», – отмечает Елена Ногтикова.
По словам Алены Третьяковой, «помимо стали, для производства опалубочных систем применяется и алюминий, который значительно облегчает вес оборудования. Так, без изменения размеров щитов вес 1 м2 может быть снижен до 20 кг, что, в отличие от мелкощитовых систем, дает возможность экономить на количестве крепежа и временных затратах на монтаж.


Технология самоподъемной гидравлической опалубки впервые в Украине была применена при строительстве офисного центра «Парус»
фото: Олег Герасименко

Алюминий – легкий, прочный и устойчивый к воздействию агрессивной среды металл. Для улучшения демонтажных качеств профиль рамы защищают специальным покрытием».
«Алюминиевая опалубка легче стальной в три раза, что существенно уменьшает трудоемкость ее монтажа и дает возможность монтировать опалубку вручную, без использования специальной техники. Но в то же время алюминиевые элементы практически не подлежат восстановлению и больше подвержены деформации, чем стальные», – говорит Елена Ногтикова.
По словам специалистов, использование древесины для изготовления элементов опалубки обусловлено ее относительно низкой ценой. Для этих целей применяют преимущественно клееную древесину, поскольку клееные элементы обладают малой деформативностью и высокой прочностью.
Однако следует отметить, что древесина обладает и существенным недостатком – гигроскопичностью. Деревянные элементы впитывают воду из бетона, изменяя при этом свои размеры, также снижается их несущая способность, вследствие чего они деформируются.
При механических повреждениях деревянные элементы опалубки не всегда поддаются восстановлению, а значит требуется их частая замена. Для быстроизнашивающихся, часто заменяемых (так называемых расходных элементов) используют фанеру, клееную древесину и пластмассу.
По словам Константина Морозова, «фанера, применяемая для изготовления опалубки, также имеет существенные отличия, поскольку застройщик, которому необходимо бетонировать перекрытия на многоэтажном доме, будет использовать более качественную российскую (Кострома) или украинскую (Ровно). Такая фанера сможет выдержать около сорока циклов заливки на каждую сторону. Тот, кто строит небольшой коттедж, скорее всего, будет использовать китайскую фанеру, и в таком случае опалубка выдержит не более двадцати циклов заливки».
«Работая с крупными строительными компаниями, ориентированными на высотное строительство, мы отдаем предпочтение финской березовой фанере со специальным покрытием NOEform, позволяющей увеличить оборачиваемость поверхности одной стороны (не менее 100 циклов), а стоимость ее дороже всего на 15% производителей СНГ», – говорит Алена Третьякова.
В целом, по словам специалистов, каждый выбирает ту систему опалубки и те элементы, которые наиболее подходят ему по цене, качеству и наличию их в данный момент и в данном месте.
«Однако, при приобретении опалубки не следует забывать, что опалубочные системы должны отвечать предъявляемым к ним требованиям по конструктивной прочности, надежности и долговечности, иметь высокие механические свойства, а в зависимости от назначения опалубки должны еще соответствовать и требованиям по допустимым нагрузкам и прогибам», – говорит Елена Ногтикова.
По словам специалистов, увеличить срок службы опалубки, а также улучшить качество наружного слоя бетона можно с помощью очистки и восстановления. «Чистить опалубку особенно важно после каждого цикла бетонирования. Для увеличения срока службы и улучшения качества бетонной поверхности опалубку необходимо смазывать, используя для этого специальные формующие масла. Так как элементы опалубки изготавливаются из разных материалов, то и срок их службы различен. Формующая поверхность изнашивается быстрее, чем рама, во многих случаях ее возможно восстановить или заменить», – подытожила Елена Ногтикова.


АРЕНДА ОПАЛУБКИ
Сегодня на рынке опалубки среди компаний-производителей активно распространяется такая услуга, как аренда. Однако не все отечественные компании, занимающиеся производством или реализацией опалубки, предоставляют заказчику возможность ее аренды, многие специализируются исключительно на продаже.
В то же время, по словам специалистов, бурное развитие отечественного строительного рынка, рост конкуренции, появление новых фирм заставляет производителей и дистрибьюторов в борьбе за заказчика следовать новым рыночным тенденциям и включать в перечень предоставляемых услуг еще и аренду опалубки.
По словам Василия Стасюка, «соотношение аренды и продажи оборудования в разных регионах разное. Так, например, в Киеве это соотношение может быть 50х50, в то время как, например, в Одессе, почти 90% строительных компаний берут опалубку только в аренду. Наша компания в этом году тоже начала предоставлять такие услуги, поскольку это удобно заказчикам».


ОБЗОР РЫНКА
По словам Василия Стасюка, «в 2006 году тенденция роста рынка опалубочных систем продолжается, в пользу чего свидетельствует постепенное увеличение объемов строительства, явный неудовлетворенный спрос на новую, особенно жилую недвижимость, возрастающая популярность монолитно-каркасной технологии.
Однако, в этой статистике есть и настораживающие моменты, поскольку, по данным Министерства строительства, за 9 месяцев 2006 года объемы ввода в эксплуатацию зданий уменьшились, хотя доход строительных компаний вырос почти на 12%, очевидно, за счет роста цен. Поскольку строительный рынок во многом определяет развитие рынка опалубочных систем, любое падение объемов строительства со временем неизбежно отразится на производителях и поставщиках систем опалубки в Украине».
По словам специалистов, на сегодняшний день в структуре спроса на украинском рынке доминирует опалубка иностранных производителей, продукция которых чаще применяется в строительстве крупных, знаковых объектов со значительным объемом финансирования, в частности, высотных зданий, для заказчиков которых не последнюю роль играют качество, технологичность и сроки сооружения объекта. В других случаях применяется опалубка отечественного производства, которая дешевле по сравнению с зарубежными аналогами.
«Что касается соотношения иностранной и отечественной продукции, то, по нашим наблюдениям, за последние два года отечественные производители значительно потеснили иностранных коллег по цеху и в данный момент отвоевали себе в сегменте вертикальной опалубки почти 30% рынка, а в сегменте опалубки для горизонтальных поверхностей – 30-40%», – говорит Василий Стасюк.
В целом, как отмечают специалисты, наличие на рынке опалубки разных производителей и различных ценовых категорий дает заказчику возможность выбора в зависимости от своих финансовых возможностей и целей строительства.
В Украине монолитное строительство в основном распространено в столице и крупных региональных центрах, соответственно, там же зафиксирован наибольший спрос на опалубку. Среди областей Украины, лидирующих по показателям объемов потребления опалубки, специалисты выделяют Киевскую, Винницкую, Ивано-Франковскую, Днепропетровскую, Донецкую, Львовскую, Одесскую, Харьковскую и Луганскую.
Сегодня на отечественном рынке представлена продукция разных стран (Германии, Италии, Франции, Польши, Латвии, России, Украины и т.д.), разных компаний-производителей и в довольно широком ассортименте. Среди операторов, уже успевших зарекомендовать себя, специалисты отмечают Aluma Systems, Baumann-Mostral, Doka, Hunnebeck, NOE-Schaltechnik, PERI, Plettac, PILOSIO S.p.A., SGB, а также украинских операторов – компании «ГИПРО-М», «Павлоградспецмаш», СП «Укрхозимпекс» и т.д.
Наибольшей долей рынка из всех присутствующих компаний, по мнению экспертов, обладают два мировых брэнда – PERI (Германия) и Doka (Австрия).
Как отмечает Василий Стасюк, «среди основных проблем украинского рынка опалубки – зависимость производителей от цен на металл и энергоносители, отсутствие всякой поддержки со стороны государства и игнорирование интересов отечественного производителя». В качестве одной из основных тенденций рынка эксперт называет увеличение количества поставщиков и производителей опалубки, что ведет к еще большему обострению конкуренции.