«Олимпийские игры» по-украински


По словам Оксаны Момотюк, маркетинг-менеджера ООО НПФ «Реле», брэнд «Олимп» был заявлен фирмой «Реле» к своему проекту еще более года назад, поэтому она выразила недоумение по поводу сложившейся ситуации и выбора компанией «ЕлітЖитло» именно такого названия для позиционирования и продвижения на рынке своего объекта. Тем более абсолютно очевидно, что ООО НПФ «Реле» была первой в применении брэнда «Олимп» к своему объекту. В телефонном разговоре с журналистом «Commercial Property» Владимир Супрун, представитель компании «ЕлітЖитло» сообщил, что офисный центр «Олимп» на Спортивной площади будет введен в эксплуатацию ориентировочно в третьем квартале 2004 года. Однако, он не смог прокомментировать ситуацию с выбором именно такого названия.


Офисный центр «Олимп» на Спортивной площади
фото: Олег Сидоренко

В то же время, стало известно и о третьем проекте под названием «Олимп». В данном случае речь идет о предпроектном предложении по застройке территории ликвидируемого трамвайного депо им. Т.Шевченко площадью 3,37 гектара в квартале, ограниченном улицами Антоновича, Короленковской, Димитрова и Жилянской, разработанном «СНОП МАА» (Студией неординарного проектирования Международной академии архитекторов). В рамках застройки данного участка объектами жилой и торговой недвижимости планируется строительство жилого комплекса «Олимп» площадью порядка 250 000 м2 (около 3100 квартир) и высотностью от 10 до 35 этажей, а также торгово-бытового комплекса площадью порядка 40 000 м2, площадь паркинга – около 60 000 м2. Тем не менее, в этом случае, вероятно, можно говорить лишь о «рабочем названии» проекта, который пока рассматривается к застройке коммунальным предприятием «Житлоінвестбуд-УКБ». По предварительным данным, предоставленным КП «Житлоінвестбуд-УКБ», финансировать проект намерен некий иностранный инвестор.
Таким образом, вопрос с брэндингом упомянутых выше объектов недвижимости остается актуальным. В данной ситуации можно предположить множество путей решения, начиная от того, что в Киеве будут мирно сосуществовать два офисных центра под названием «Олимп» наряду с еще одним жилым, и заканчивая долгим судебным разбирательством, в ходе которого возможно решение о переименовании объектов и даже, в такт действующему законодательству Украины о торговых марках, компенсации девелопером(ами) владельцам торговой марки финансового и морального ущерба от незаконного использования брэнда (в случае, если одна из сторон подаст пакет документов на регистрацию торговой марки, и она будет зарегистрирована).
Киевский рынок недвижимости уже знает несколько прецедентов брэндовых конфликтов с названиями объектов коммерческой недвижимости, самым известным из которых, наверное, является ситуация вокруг гостиничного брэнда «Украина». Напомним, что еще в процессе девелопмента гостиничного комплекса по бул. Т.Шевченко (нынешнее название – Premier Palace) гостиничным оператором Premier Hotels была начата рекламная кампания по продвижению своего объекта на рынок под брэндом «Гостиница «Украина». Однако в свете последующего волевого решения киевских городских властей осуществить «ротацию» брэндов гостиниц, главной задачей которой являлось переименование бывшей гостиницы «Москва» (доминанты Площади Независимости), брэнд «Украина» перешел именно к этому объекту, а девелоперу и гостиничному оператору отеля по бул. Т.Шевченко пришлось в срочном порядке менять имя своего объекта, в раскрутку которого были вложены средства, измеряющиеся сотнями тысяч долларов США, на Premier Palace.
Мы попросили Михаила Дубинского, партнера юридической фирмы «Дубинский и Ошарова» прокомментировать ситуацию, сложившуюся в Киеве с офисными центрами под названием «Олимп», и ответить на ряд вопросов.
Михаил Дубинский, партнер юридической фирмы «Дубинский и Ошарова»:
В данной ситуации название «Олимп» используется как знак для товаров и услуг или торговая марка. Поэтому возникает вопрос: зарегистрировано ли название какой-либо из сторон? Допустим, одна сторона зарегистрировала свое название как знак для товаров и услуг и имеет соответствующее свидетельство. Согласно закону, она получает исключительное право пользоваться этим обозначением и право запрещать использовать его другим организациям. Таким образом, если одна из нескольких компаний зарегистрировала свое название или подала заявку на регистрацию, то она будет иметь существенное преимущество в борьбе, если таковая возникнет. Ситуацию, когда ни одна из сторон не имеет свидетельства о регистрации, можно рассматривать с точки зрения так называемого «конкурентного законодательства». Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» запрещает использовать наименования, которые ассоциируются с другим производителем, при условии, что этот производитель ввел их в оборот раньше. Тогда важно, какая из сторон первой начала использовать наименование, существуют ли между этими компаниями конкурентные отношения, действительно ли потребитель может перепутать их услуги. Это – компетенция Антимонопольного комитета Украины.
Таким образом, само по себе существование двух или нескольких зданий с одинаковыми названиями в общем возможно, так же, как возможно существование двух компаний с одинаковыми «именами». Вопрос стоит иначе: есть ли между ними конфликт? Если ответ утвердительный, то имеются и законные механизмы рассмотрения таких ситуаций.
CP: Насколько важна регистрация торговых марок для объектов недвижимости?
Регистрация торговых марок важна как для недвижимости, так и для любого вида бизнеса. Согласно Закону Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», товарный знак – это обозначение, благодаря которому товары и услуги одного производителя отличаются от товаров и услуг другого.
Поэтому если компания, позиционирующая офисный центр, хочет быть узнаваемой, то, конечно, для нее эта регистрация важна. Трудно представить себе компанию международного уровня с незарегистрированным названием. В некоторых вопросах мы находимся на более низком уровне понимания по сравнению с Западом.
CP: Какая часть владельцев офисных/торговых/жилых комплексов в Украине регистрирует свои брэнды?
Мы не ведем статистику по видам деятельности, поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. Во время регистрации знака указываются товары и услуги, для которых он регистрируется. Все эти товары и услуги, согласно международной классификации, разбиты на сорок пять больших классов, в которых есть все, начиная от конской сбруи и заканчивая интернетом. В большинстве случаев во время регистрации владелец указывает несколько видов товаров и услуг, если он ведет многопрофильную деятельность или планирует вести таковую в будущем. Потому что после регистрации знака, добавить в него уже ничего нельзя. Но проверять потом, какими именно видами деятельности занимается компания, ни в чьи полномочия не входит. В целом, на сегодняшний день в Украине зарегистрировано около сорока тысяч знаков. Кроме того, существует международный Мадридский договор о регистрации знаков, согласно которому можно получить регистрацию в Украине, подавая заявку в Швейцарии. По этой процедуре действует не меньшее количество знаков. Сколько из них относится к сектору недвижимости, сказать сложно, потому как никто такой статистики не ведет.
CP: Какова процедура регистрации торговых марок согласно действующему законодательству Украины?
Процедура регистрации не зависит от вида бизнеса. Она достаточно простая. Подается заявка (комплект документов), состав которой подробно описан в Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и подзаконном акте «Порядок подачи и рассмотрения заявки». То есть заполняется бланк, в котором указываются сведения о заявителе, прикладывается изображение знака (им могут быть слова, в том числе имена собственные, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и их комбинации), платится пошлина, и этот комплект документов сдается на экспертизу, которая состоит из нескольких этапов. Регистрируются не все обозначения, а только те, которые подлежат правовой охране. Существует много оснований для отказа, которые указаны в законе.


Площадка, на которой в будущем может появиться полифункциональный комплекс недвижимости «Олимп»
фото: Александр Кутлахметов

Если по результатам экспертизы решение принимается положительное, заявителю выдается свидетельство на знак для товаров и услуг, которое действует на всей территории Украины в течение 10 лет и может быть продлено сколь угодно раз на этот же срок. Если принимается решение о невозможности регистрации – заявитель получает отказ. Бывают ситуации, когда он получает частичный отказ. Процедура регистрации длится достаточно долго. В общем, процесс получения свидетельства может занимать 2 года, но жестко установленных законодательством сроков нет. Это зависит от «наплыва»: количество экспертов постоянное, а количество подаваемых заявок меняется. Но в законе указано, что права на использование торгового знака действуют с даты подачи заявки.
CP: Какими правовыми последствиями чревато для владельца недвижимости использование незарегистрированного названия?
Правовыми последствиями нерегистрация названий не грозит, но можно выделить два основных негативных последствия. Во-первых, владелец будет незащищен. Если кто-то назовется так же, он не сможет этому противодействовать. Во-вторых, кто-то может зарегистрировать эту торговую марку на себя, а потом потребует переименовать объект, или же предложит его владельцу купить лицензию, но уже за совсем другие деньги. Формально ничто не обязывает владельца регистрировать торговую марку. Но ведь, купив машину, человек, уходя, закрывает двери и подымает стекла, хотя его тоже никто не обязывает...
CP: Были ли в вашей практике разбирательства по названиям/торговым маркам объектов недвижимости?
В нашей практике серьезных разбирательств в сфере недвижимости я не припомню. Исходя из своего опыта, я могу определить, какие виды бизнеса являются наиболее выгодными и, следовательно, где чаще всего происходят споры. Первые массовые регистрации, а затем и споры начались в сфере производства табачной, алкогольной продукции, лекарств. Затем – в легкой промышленности (одежда, парфюмерия, кондитерское производство). До недвижимости дело пока не дошло. Это говорит о том, что на рынке недвижимости, наверное, пока меньше субъектов и названий, чем на вышеперечисленных. Кроме того, рынок недвижимости более локален. Два «Олимпа» один Киев может и не выдержать, а Киев и, скажем, Симферополь – вполне. Чего не скажешь, например, о парфюмерии. Ко всему хочу добавить, что как и в любом бизнесе, товарный знак в сфере недвижимости является капиталом.