Олег Овдий: «Киевпроект» берется за проекты, которые многим не под силу»




Олег Овдий, глава правления, генеральный директор АК «Киевпроект»
фото: Олег Герасименко

CP: Какова на сегодняшний день структура АК «Киевпроект»?
Управление акционерной компанией «Киевпроект» осуществляет общее собрание акционеров, высший орган управления – Наблюдательный совет, исполнительный орган – Генеральная дирекция. Сегодня АК «Киевпроект» – это 10 специализированных проектных институтов, в которых работает 1300 специалистов более чем 40 специальностей. Это дает возможность решать самые сложные проектные задачи, качественно и быстро выполнять широкий спектр работ.
CP: Какие важные градостроительные проекты выполняет организация и какие из них, по вашему мнению, всегда должны оставаться в ведении «Киевпроекта»?
Наша организация всегда выполняла такие важные градостроительные задачи, как разработку Генерального плана города и мониторинг его реализации, проекты детальных планов городской застройки, проектирование крупных общественных и жилых зданий, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры Киева. В стенах института разрабатывались такие проекты, как реконструкция универмага «Украина», проект Южного терминала центрального железнодорожного вокзала, Бессарабского квартала и др.
Мы гордимся тем, что выполнили такие знаковые для города проекты, как застройку главной улицы – Крещатика и главной площади – Майдана Незалежности (ранее – площадь Октябрьской Революции, до этого – площадь Калинина). Также с нашей помощью был воссоздан Михайловский собор и Успенский собор Киево-Печерской Лавры. В реконструкции филармонии мы решали не только инженерные вопросы, но выступали генпроектировщиками. Те же функции «Киевпроект» выполнял при проектировании железнодорожного вокзала, Бессарабского квартала, Михайловского монастыря. Таким образом, в ситуациях, когда нужно быстро и ответственно решить сложный комплекс проблем, реализовать крупный и сложный проект, за генпроектированием обращаются к нам. Из значительных объектов транспортной инфраструктуры можно назвать участие в проектировании Подольского мостового перехода, реконструкции Ленинградской, Почтовой и Харьковской площадей. Я уверен, что и дальше такие работы будут оставаться в ведении «Киевпроекта», поскольку в решении подобных вопросов альтернативы нашей организации нет.
Сегодня мы видим, что не только в Украине, но и на постсоветском пространстве, к сожалению, не сохранилось организации, подобной нашей, которая могла бы в комплексе выполнять сложные и объемные разработки.
CP: Как координируется работа вашей организации с городскими властями и частными структурами? Кто является основным заказчиком ваших услуг?
В портфеле нашей компании значительную долю составляют бюджетные заказы, за которые частные мастерские сегодня не хотят браться. Речь идет о малобюджетном жилье, детских садах, школах и других социальных объектах. Мы беремся за такие проекты, поскольку понимаем, что это необходимо городу.
Мы работаем на рынке проектных услуг по установленным правилам, согласно которым заказ на проектирование того или иного объекта получает организация, выигравшая тендер. Другой вопрос – как проводятся сегодня такие тендеры. К сожалению, до тех пор, пока в нашей стране не сформируются цивилизованные условия их проведения, выигрывать будут демпингующие компании. Однако зачастую, выиграв тендер, эти компании отдают нам на субподряд некоторые виды работ, которые и так исконно выполнялись нами.
CP: Одна из важнейших проблем Киева – транспортная инфраструктура, не поспевающая за стремительными темпами роста количества автомобилей на дорогах. Какие решения предложены вашей организацией, находят ли они отклик у властей?
В 2005 году нами была разработана Комплексная схема развития транспорта в Киеве, утвержденная в том же году на сессии Киевсовета. Сегодня это основной градостроительный документ, с которым должно согласовываться каждое решение. Однако, проблема состоит еще и в том, что в развитии транспортной инфраструктуры город опаздывает лет на 15, так как темпы автомобилизации превосходят все прогнозы. Никто не ожидал, что за последние несколько лет настолько увеличится количество автомобилей. Согласно Генплану, существующий на сегодняшний день объем транспортных средств в Киеве планировался только к 2012 году. Поэтому, как бы мы ни хотели улучшить состояние движения на улицах, это невозможно без решения глобальных транспортных задач: строительства Кольцевой дороги, реконструкции Малой окружной дороги и т.д., а это – минимум 1 миллиард гривен. Помимо этого, необходимо разработать комплексные решения для центральной части города, так как она уже исчерпала свои пропускные способности. Сегодня оптимальным выходом из сложившейся ситуации является организация одностороннего движения на основных улицах – Саксаганского и Жилянской. Этот же прием планируется использовать в следующем году на улицах Большой Васильковской и Антоновича. Еще одна важная задача – увести транзитный транспорт за пределы центральной части города, а это можно сделать, только построив тоннели, предусмотренные в транспортной схеме.
На сегодняшний день уже начата работа над Большой окружной дорогой, которая была учтена еще в Генплане. После завершения она даст ощутимый для города результат. В центральной части возможна не только организация одностороннего движения на некоторых улицах, но и более радикальные решения, например, запрет на спонтанный въезд (по примеру Лондона), для чего необходима устанавка автоматизированных пунктов контроля и взымание штрафов за нарушение этого запрета. Как показывает опыт развитых стран, только такие жесткие методы могут дисциплинировать водителей. То же самое можно сказать о паркингах. В Киеве сегодня не решен вопрос парковок, но основная причина того, что у нас в качестве парковки используются тротуары и улицы, заключается не только в недостаточном количестве стоянок, но и в менталитете водителей, не желающих оставлять машины в специально отведенных для этого местах и вносить установленную плату за такие услуги. Яркий тому пример – пустующий паркинг в Бессарабском квартале.
CP: Большинство известных киевских архитекторов, имеющих сегодня собственные мастерские, вышли в свое время из «Киевпроекта». Как вы к этому относитесь?
Действительно, практически все видные архитектурные мастерские Киева основаны нашими бывшими сотрудниками. Это архитекторы, прошедшие у нас очень хорошую школу. Именно здесь им были доверены значительные городские объекты, на которых они воспитывались. Благодаря этому опыту и, конечно же, собственному таланту, они достигли значительных успехов. Это нормально, когда «дети» вырастают и хотят самостоятельности. Вопрос только в том, чтобы при этом они уважали своих «родителей».


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1937 году для градостроительного переустройства Киева в столичный город была создана городская архитектурно-проектная мастерская «Киевгорпроект» – родоначальница «Киевпроекта». На начальном этапе основу деятельности новой проектной организации составляли работы в области жилого и гражданского строительства по заказу горсовета и других учреждений.
Война прервала творческую работу коллектива «Киевгорпроекта». Его возрождение произошло в 1944, когда для восстановления разрушенной столицы было организовано Управление Государственных архитектурных мастерских (количество мастерских – 7).
В 1951 году для улучшения работ по проектированию и застройке Киева Государственные архитектурные мастерские были реорганизованы в Государственный институт по проектированию «Киевпроект» Киевского Горисполкома.
1977 год – Институт «Киевпроект» реорганизован в Главное управление проектных работ по жилищно-гражданскому и коммунальному строительству. В его составе созданы специализированные хозрасчетные подразделения: Управление изыскательских работ, Управление по проектированию инженерно-транспортных и коммунальных сооружений, Управление генерального плана, Управления объемного проектирования №№1, 2, 3. В том же году решением Исполнительного комитета Киевского городского Совета на Главное управление «Киевпроект» были возложены функции главной проектной организации по застройке Киева
В 1992 году для создания условий для перехода на рыночные отношения и обеспечение самостоятельной хозяйственной деятельности Главное управление по жилищно-гражданскому и коммунальному строительству «Киевпроект» реорганизован в Государственный коммунальный проектный комплекс «Киевпроект» (ПК «Киевпроект»).
Решением исполкома Киевсовета ПК «Киевпроект» поручено выполнять функции главной территориальной проектной организации по застройке Киева.
В 1993 году Государственный коммунальный проектный комплекс «Киевпроект» преобразован путем корпоратизации в Открытое акционерное общество «Киевпроект».
Впервые в Киеве, в соответствии с Законом Украины «О приватизации имущества государственных предприятий», КГГА принято решение о реорганизации предприятия с коммунальной собственностью в акционерное общество открытого типа.
Среди наиболее знаковых проектов компании – комплексная застройка главной улицы столицы – Крещатика, главной площади – Майдана Незалежности, здание КГГА и Украинский Дом, Дворец Спорта и аэропорт Борисполь, новые корпуса Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко, гостиниц «Украина», «Крещатик», «Турист», здание Конституционного Суда, Южный терминал железнодорожного вокзала, реконструкция Бессарабского квартала, Филармонии и Национального банка Украины. «Киевпроект» принимал участие в работах по восстановлению Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Михайловского Златоверхого монастыря и т.д.