Одесская трасса превратится в платный автобан без ограничений скорости


Как сообщил журналистам министр транспорта Украины Георгий Кирпа, итальянская сторона готова предоставить беспроцентный кредит под проект автобана сроком на 40 (!) лет. Гарантией предоставления траншей кредитов итальянская сторона видит возможность развития и эксплуатации «сопроводительной структуры» автобана: СТО, отелей, прочих объектов сервиса. Не исключается и вариант взимания платы за проезд на нескольких участках будущего автобана (что является более выгодной практикой, принимая во внимание основные транспортные потоки и их активное примыкание-разветвление на различных участках трассы). Однако, в свете законодательной базы, наряду с платными участками инвесторам трассы придется проложить «альтернативные» бесплатные пути движения для автотранспорта параллельно автобану. Кроме того, итальянский инвестор выдвинул требование прямого участия в проекте посредством финансового контроля всех процессов, связанных со строительными работами.


Трасса Киев-Одесса в районе Киева
фото: Александр Кутлахметов

По оптимистическому сценарию, работы на трассе Киев-Одесса за средства итальянцев могут начаться уже весной 2004 года. Пока же украинская сторона за счет внутренних инвестиций уже выполнила на автотрассе работ на сумму более чем 1 миллиард гривен (преимущественно на участках от Киева до Умани). По некоторым данным, если кредитная линия Torno Internazionale окажется стабильной, о полном окончании работ можно будет вести речь уже к средине 2005 года. В итоге в Украине должна появиться автомагистраль европейского типа с трехполосным движением автотранспорта в обоих направлениях, пропускная способность которой достигнет 20-25 тысяч автомобилей в сутки. Также планируется, по примеру Германии, что на новосозданном автобане будет отменено действие положения правил дорожного движения о предельно допустимой скорости движения в 120 км/ч. Лишь временами, на отдельных участках, будут существовать ограничения скорости в 140-160 км/ч.
В 2003 году Верховная Рада Украины приняла Закон о реконструкции и эксплуатации на платной основе 282-километрового участка автомагистрали Киев-Одесса (от Жашкова Черкасской области до Червонознаменки Одесской). Данная автомагистраль входит в международный транспортный коридор №9 (Финляндия-Санкт-Петербург-Беларусь-Украина-Молдова-Румыния-Греция). Закон предусматривает также обязательное наличие бесплатной автомобильной дороги или отдельных полос движения вдоль платной дороги для альтернативного варианта проезда автотранспорта. Общая стоимость реконструкции трассы Киев-Одесса составляет от 2,16 миллиарда гривен. Оставшуюся потребность в кредитовании 25% стоимости проекта Минтранс намерен покрыть за счет внутренних займов. Срок окупаемости затрат, по предварительным данным, составит порядка 9 лет.
Согласно распоряжению Кабинета Министров Украины, «Укрзалізниця» уполномочена осуществить финансирование проекта путем выпуска облигаций с условием возмещения «Укравтодором» понесенных расходов до 2006 года. Государственное территориально-отраслевое объединение «Юго-Западная железная дорога» уже объявило о выпуске трехлетних облигаций общей номинальной стоимостью 500 миллионов гривен с ежемесячной выплатой купона по ставке 12% годовых. Лид-менеджером выпуска облигаций выступил Укрсоцбанк. Данные облигации, по словам Георгия Кирпы, смогут покрыть до 15% от общего объема необходимых на строительство автобана средств.


фото: Александр Кутлахметов

По словам главы правления ОАО «Государственный Сберегательный банк Украины» Николая Суганяки, заинтересованность в реализации данного проекта есть у «Сбербанка» (который уже утвердил решение о выделении 150 миллионов гривен), а также у «Укрэксимбанка», «Укрсоцбанка», банка «Аваль».
Данный проект является экспериментальным, так как в Украине до сегодняшнего дня не существует платных автомагистралей. Очевидно, что активное внедрение этой практики является, пожалуй, одной из реальных возможностей привести в должное состояние дороги страны.