Обзор заседаний архитектурно -градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды


31.05.2006 - ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАТИВНО-ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА ПО АДРЕСУ: УЛ. БОЛЬШАЯ ЖИТОМИРСКАЯ, 2-А В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ООО «Архитектурный союз»
Заказчик: Министерство иностранных дел Украины
ГАП: Свистунов О.В.
Докладчик: Бабушкин С.В.
Площадь участка: 0,49 гектара
Этажность: 10
Паркинг: 82 машиноместа



По словам Василия Присяжнюка, проект строительства 10-этажного гостинично-офисного здания, расположенного в охранной зоне Софии Киевской, был выставлен на градсовет в связи с распоряжением киевского городского головы Леонида Черновецкого, согласно которому все проекты сооружений в районе Софийского заповедника должны пройти повторное рассмотрение. В настоящий момент на участке проектирования по ул. Большая Житомирская, 2-а уже построено три этажа офисного здания в соответствии с утвержденным ранее проектом. Помимо офисных помещений, в объекте запроектировано 289 гостиничных номеров, ресторан на 290 и кафе-бар на 160 мест, магазин и фитнесс-центр. Подземный паркинг вмещает 82 автомобиля. Общая площадь здания – 28 тысяч м2, максимальная высотная отметка – 39 метров.
Проект был согласован еще в 2004 году. Однако, в связи с массовыми протестами киевлян в марте 2005 года состоялось очередное рассмотрение уже согласованной работы с участием представителей памятникоохранных органов, Министерства культуры Украины и архитектурно-градостроительного совета, по результатам которого строительство было признано возможным, однако авторам рекомендовали понизить высотность здания. По словам Василия Присяжнюка, «прошел год, но авторы так и не представили обновленный вариант проекта». Он также проинформировал членов совета о том, что недавним письмом один из заказчиков проекта – Министерство иностранных дел – отказалось от данного участка и передало его в городской запас. Однако ООО «Ярославов Вал», которое по договору с Министерством иностранных дел исполняет функцию заказчика, продолжает строительство.
Как выяснилось, и на этот раз разработчики не внесли изменений в проект и не понизили этажность объекта. Докладчик объяснил это тем, что все замечания градостроителей, высказанные до окончательного согласования работы, были учтены авторами. «Но сейчас уже все согласовано, мы строим, надо соблюдать закон», – сказал Сергей Бабушкин. По его словам, снятие верхних этажей (где расположено 88 гостиничных номеров) экономически невыгодно для инвестора.
Все же члены совета в очередной раз высказались за то, чтобы понизить этажность проектируемого здания. «Сейчас строят третий этаж. Скорректировать проект еще не поздно. Один этаж мансарды точно лишний», – заявила Лариса Скорик. Она также остановилась на архитектурной составляющей работы и рекомендовала авторам пересмотреть верхнюю часть здания в эстетическом и масштабном аспектах. Понизить объект как минимум на два этажа рекомендовал Николай Жариков. Это мнение нашло поддержку в выступлениях Валентина Ежова и Руслана Кухаренко.
По итогам обсуждения, Василий Присяжнюк подчеркнул, что, пока есть возможность исправить ошибку, надо ее использовать. В итоге совет снова рекомендовал заказчикам совместно с проектировщиками скорректировать проект в течение месяца. В протоколе было отмечено, что на следующее заседание следует представить отображающие реальную картину развертки. Градсовет также просил Киевсовет принять письмо Министерства иностранных дел об отказе от земельного участка и при передаче его ООО «Ярославов Вал» установить требование понизить этажность здания.


31.05.2006 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДХОДА К ПОДОЛЬСКОМУ МОСТОВОМУ ПЕРЕХОДУ ЧЕРЕЗ ДНЕПР НА УЧАСТКЕ В РАЙОНЕ УЛ. НАБЕРЕЖНО-КРЕЩАТИЦКОЙ И ГАВАНИ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: АТЗТ «Киевсоюздорпроект»
Заказчик: КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева»
ГАП: Щур И.А.
Докладчик: Щур И.А.



Вниманию членов градостроительного совета был представлен участок мостового перехода через Днепр, выходящий на ул. Набережно-Крещатицкую. Мостовой переход проработан в двух вариантах: эстакада высотой 8 и длиной 300 метров и тоннель той же протяженности. Вариант с тоннелем разработан в связи с техническими условиями органов охраны культурного наследия Киева. Во время презентации проекта докладчик выступил в пользу эстакадного варианта, ссылаясь на массу трудностей, которые возникнут при строительстве тоннеля на данном участке. По мнению Игоря Щура, главного архитектора проекта, эстакада имеет лишь один отрицательный момент – она видна из многих точек города. Именно по этой причине органы охраны памятников архитектуры и культурного наследия настаивают на необходимости провести тоннель под землей.
Недостатки тоннельного варианта – ресурсоемкость и дороговизна строительных работ. Из-за высокого уровня грунтовых вод (на участке протяженностью 200 метров конструкция будет находиться ниже этого уровня) потребуется строительство насосной станции для постоянной откачки воды. Последующие затраты на ее эксплуатацию ложатся на заказчика в виде 64 тысяч гривен в месяц, а ежемесячные комплексные расходы по всему тоннелю оценивают как минимум в 150-180 тысяч гривен в месяц. Кроме того, стоимость собственно строительных работ по созданию тоннеля обойдется городу в два раза дороже, чем эстакады: 40 миллионов по сравнению с 20,5 миллиона гривен. Помимо этого, основываясь на собственном опыте строительства двух тоннелей в столице, докладчик отметил невысокую надежность этих сооружений.
По мнению Евгения Лишанского, рецензента проекта, несмотря на ряд недостатков эстакады, в градостроительном отношении с ней можно согласиться. О качестве представленного архитектурного решения моста он также высказался одобрительно: «Оно убедительно и достаточно легко для этого места». При этом Евгений Лишанский отметил, что тоннельный вариант снимает все вопросы относительно наложения проектируемого сооружения на силуэт города, но существенно удорожает проект: «По эстакаде вероятность отклонения от заявленной цифры не настолько высока, как в тоннельном варианте. Тем более, заранее никто не предугадает, какие сюрпризы нам может преподнести геология при строительстве на этом участке тоннеля».
В ходе обсуждения представленных вариантов предпочтение градостроителей оказалось на стороне тоннельного перехода. Кроме аргументов в пользу сохранения старинного облика столицы, подземный вариант понравился членам градсовета тем, что он позволяет избежать распространения в окружающую среду автомобильных выхлопных газов. Критика эстакады касалась еще и транспортных проблем, так как в проекте не решены вопросы поворотов и обеспечения достаточного количества полос, что в перспективе неминуемо приведет к возникновению «пробок».
Подводя итоги обсуждения, Василий Присяжнюк, главный архитектор Киева, отметил, что оба представленных варианта имеют недостатки: тоннельный не дает ответов на ряд технических вопросов, а в эстакадном не продуманы развязки. В целом авторы так и не представили комплексной транспортной развязки и проблема Почтовой площади осталась нерешенной. Василий Присяжнюк не исключил возможности согласования эстакадного варианта, но отметил, что окончательное решение может быть получено лишь после качественных доработок представленных проектов.


31.05.2006 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЫХ (СТАРТОВЫХ) ДОМОВ И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ ВО ВТОРОМ МИКРОРАЙОНЕ ЖИЛОГО МАССИВА ПОЗНЯКИ В ДАРНИЦКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ТАМ «Г. Гуренков»
Заказчик: АО ХК «Киевгорстрой»
ГАП: Гуренков Г. З.
Докладчик: Гуренков Г. З.
Рецензент: Лапоногов С.И.
Площадь участка: 7 гектаров
Этажность: 22



В работе рассматривается вопрос создания комплексной концепции застройки Второго микрорайона Позняков жилыми домами с подземными паркингами и объектами соцкультбыта. В настоящий момент заказчику отведен участок площадью 7 гектаров. Строительство будет осуществляться в несколько этапов. Первая очередь предусматривает освоение пяти земельных участков общей площадью около 48,5 тысячи м2. На них запроектировано пять высотных жилых домов и 4-этажный подземно-наземный паркинг.
По словам докладчика, на территории проектирования расположена частная усадебная застройка и ветхие здания, частично проектирование захватывает территорию завода «Буревестник», остальные части площади в настоящий момент свободны от застройки. В центре микрорайона находится озеро. Авторы представили членам совета градостроительный расчет по социальным объектам. Общее количество парковочных мест, проектируемых в рамках первой очереди, – 850, площадь встроенных помещений – 5 тысяч м2.
В качестве положительной тенденции рецензент отметил реализацию распространенного в советское время принципа проектирования микрорайонами. В целом он одобрил композицию застройки, высказав некоторые замечания, устранимые на последующих этапах работы. В частности, отметил недостаточную плотность застройки и рекомендовал разместить дополнительные здания на свободных участках. В качестве рекомендации прозвучало также пожелание доработать пластику фасадов.
В ходе последующего обсуждения члены совета высказали ряд замечаний относительно расположения проектируемых зданий, инсоляции и устройства паркингов. Места для стоянки автомобилей предложили разместить под дворовыми пространствами, а на участках, отведенных для паркингов в представленной работе, расположить магазины и другие объекты социального и культурно-бытового назначения. В числе прочих замечаний – игнорирование разработчиками расположенного в центре микрорайона озера, которое требует тщательной проработки удобных подходов к нему и соответствующего размещения жилья.
Подводя итоги обсуждения, Василий Присяжнюк отметил, что сомнения относительно возможности согласования данной работы вызваны наличием большого числа замечаний членов совета. По его словам, 54 усадьбы, расположенные на территории проектирования, необходимо снести, а их владельцев переселить в новые дома. Несмотря на то, что проектом предусмотрено строительство квартир для этих людей, в его адрес прозвучало много критики.
В результате авторам рекомендовали доработать проект, в частности, архитектурное решение домов первой очереди, куда будут переселены жители усадеб.


07.06.2006 - ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО КОМПЛЕКСА СО ВСТРОЕННЫМИ НЕЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ И ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ ПО АДРЕСУ: УЛ. ПАТРИСА ЛУМУМБЫ, 12 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ЧП «Архитектурное бюро «Янош Виг и партнеры»
Заказчик: ЗАО «Познякижилстрой»
ГАП: Виг Я.Я.
Докладчик: Виг Я.Я.
Рецензент: Муляр Л.Х.
Площадь участка проектирования: 1,06 гектара
Этажность: 33
Паркинг: 390 машиномест



В работе представлены предпроектные предложения по освоению квартала в границах улиц Патриса Лумумбы, генерала Раевского и академика Филатова. По словам докладчика, в настоящий момент на участке проектирования расположены непригодные для использования сооружения. Согласно представленной концепции, в будущем здесь может появиться крупный жилой комплекс. Осваивать территорию предлагается в несколько этапов. В первую очередь на участке площадью 1,06 гектара планируется построить 8-секционный жилой комплекс в виде дуги. Площадь жилья в первой очереди составит почти 50 тысяч м2, встроенных помещений – 7,7 тысячи м2. В комплексе запроектировано 624 квартиры, в основном двухкомнатных, и паркинг емкостью 390 машиномест. Исходя из предварительного градостроительного расчета, размещение комплекса с такими параметрами требует строительства детского сада и школы. Авторы уже предусмотрели места для них.
Во второй очереди предлагается комплексная застройка жилыми зданиями соседней территории, принадлежащей практически неработающему винному заводу. Площадь этого участка составляет порядка 4,8 гектара, однако заказчик имеет отвод лишь под первую очередь строительства. Самая высокая точка запроектированной жилой территории – 33 этажа. Существующий перепад рельефа составляет 13 метров.
Сомнения в отношении целесообразности представленной высотности комплекса были высказаны в рецензии на данную работу. Анатоль Карминский отметил, что согласен с этажностью, которая задумана автором, но он сомневается, что заказчику удастся получить территорию под вторую очередь строительства. Если ее не будет, то этажность в проекте явно завышена. Большинство членов совета высказалось за понижение этажности, рекомендуя запроектировать жилую застройку 7-10-этажной. В числе прочих рекомендаций – проектировать первую очередь застройки таким образом, чтобы она могла функционировать независимо от реализации второй.
По итогам обсуждения совет рекомендовал проектантам ограничить максимальную этажность объектов, детальнее проработать вопрос размещения детского дошкольного и школьного учреждений, а также возможность улучшения дорожно-транспортной развязки в этом микрорайоне.


07.06.2006 - КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НСК «ОЛИМПИЙСКИЙ» ПО АДРЕСУ: УЛ. КРАСНОАРМЕЙСКАЯ, 55 В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: ОАО «КиевЗНИИЕП»
Заказчик: Национальный спортивный комплекс «Олимпийский»
ГАП: Шпара В.И.
Докладчик: Анищенко А.М.
Территория комплекса: 35,5 гектара



На заседании градостроительного совета в очередной раз была представлена концепция реконструкции бывшего «Республиканского стадиона», нынешнего Национального спорткомплекса «Олимпийский», разрабатываемая в связи с намерениями Украины принять матчи чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Из-за строительства высотных коммерческих объектов на Физкультурной площади и ул. Димитрова невозможно обеспечить безопасную эвакуацию со стадиона десятков тысяч болельщиков, поэтому градостроительный совет уже несколько раз откладывал окончательное согласование работы.
В создании концепции развития самого крупного в Украине спортивного сооружения принимало участие Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта, представители которого присутствовали на рассмотрении данного вопроса. Концепция реконструкции и реорганизации Национального спорткомплекса рассчитана до 2010 года и предполагает развитие на территории проектирования исключительно спортивной функции. Первая очередь реконструкции охватывает непосредственно спортивное ядро с перекрытием, организацией трибунного пространства и размещением паркингов. Согласно проекту, первый ярус трибун предполагается убрать, подтрибунное пространство использовать для создания VIP-зон, помещений для теле-, радиожурналистов и фотокорреспондентов, пунктов общественного питания. В подземных ярусах предусмотрены парковки для автомобилей VIP-персон первой и второй категорий. Сами трибуны реконструироваться не будут, так как замена мест для болельщиков осуществлялась относительно недавно.
В целом концепция реконструкции НСК предполагает создание универсального спортивного комплекса, который, в частности, будет включать учебно-тренировочный центр для национальных и юношеских сборных, крытый теннисный комплекс, здание общественных спортивных организаций параолимпийского комитета, комплекс для водных и многофункциональный зал – для игровых видов спорта. Предусмотрена реконструкция учебно-спортивной базы «Атлет», теннисных кортов, ледового катка «Крижинка» и отеля «Спорт». Концепция предполагает реорганизацию 6 разных государственных предприятий НСК «Олимпийского» в одно государственное предприятие. На улицах Леси Украинки, Антоновича и Большой Васильковской разработчики предусмотрели места для парковки автобусов болельщиков. Всего работой предусмотрено создание 1800 парковочных мест для автомобилей, из них 800 – под площадью стадиона.
Что касается схемы эвакуации болельщиков, то, по словам авторов проекта, по результатам сотрудничества с заказчиком торгово-развлекательного комплекса «Троицкий» на площади возле НСК появилась «практически утвержденная» схема, предусматривающая организацию трех основных зон эвакуации: в сторону ул. Жилянской, Эспланадной и Физкультурной площади, а также небольшого прохода в сторону ул. Димитрова.
Члены совета высказали ряд замечаний в отношении представленной работы. Анатоль Карминский, начальник «Киевгосэкспертизы», отметил, что авторы не представили в составе проекта рецензии, и выступил против «коммерциализации» этой территории. Николай Жариков настаивал на необходимости остановить строительство торгово-развлекательного центра перед стадионом, чтобы дать возможность грамотно разработать крупнейший украинский спортивный объект. Кроме того, он негативно оценил идею развития спортивной функции в существующей зеленой зоне. В ответ на это Лариса Скорик высказала мнение о том, что данная рекреационная зона может быть предназначена исключительно для активной спортивной функции: «Пассивного отдыха здесь нет, а выносить отсюда построенное уже нельзя».
Юрий Павленко, министр по делам семьи, молодежи и спорта, выступая перед членами совета, отметил, что ни правительство, ни Президент не имеют полномочий для того, чтобы запретить строительство на площади перед стадионом объекта, согласованного в установленном порядке. «Главное сейчас – закрепить за этой территорией исключительно спортивную функцию и обозначить основные направления ее развития», – сказал Юрий Павленко и попросил членов совета одобрить представленную работу, согласование которой тянется уже три года.
Подводя итоги обсуждения Василий Присяжнюк отметил, что градостроительный совет поддерживает идею развития данной территории как крупного спортивного ядра Киева. Вместе с тем, он еще раз подчеркнул необходимость разработки проектных предложений, которые отвечали бы требованиям по эвакуации болельщиков и были реализуемы на практике. Анатолю Карминскому и Евгению Лишанскому поручено подготовить рецензию на работу.


07.06.2006 - СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПАРКИНГОВ И АВТОСТОЯНОК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ КИЕВА
Основные данные по проекту:
Проектная организация: «Институт Генерального плана Киева»
ГАП: Курило Е.И.
Докладчик: Курило Е.И.
Заказчик: Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды



По заказу Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды институт «Киевгенплан» разработал схему размещения паркингов в центральной части столицы. В представленной работе центральная планировочная зона очерчена Московским проспектом, улицами О. Телиги и Довженко (до ст.м. «Шулявская»), железнодорожным полотном от Центрального железнодорожного вокзала до Лыбидской площади, бульваром Дружбы Народов до Днепра. На этой территории планируется разместить 45 подземных, полуподземных и наземных гостевых паркингов общей емкостью 30 тысяч машиномест. Основные конструкции предусмотрены вдоль мощных магистралей.
В числе первоочередных задач – строительство паркинга под бульваром Шевченко, улицами Владимирской и Прорезной. Сооружение паркингов предполагается также под Крещатиком, Львовской и Софиевской площадями. Несколько объектов запланированы в исторической зоне Печерска, а также неподалеку от станций метро «Вокзальная», «Шулявская», «Лыбидская», «Петровка», и «Тараса Шевченко».
Совет рекомендовал разработчикам выделить из предложенных 45 участков в разных районах Киева те, на которых строительство паркингов наиболее вероятно в ближайшее время. Также следует определить его очередность и места для организации открытых стоянок. Напомним также, что ранее Киевская городская государственная администрация приняла решение в 2005-2006 годах построить по 2 многоэтажных паркинга в каждом районе, чтобы освободить проезжие части и тротуары от припаркованных автомобилей. По оценкам Киевской городской администрации, в столице около 800 тысяч автомобилей.
В настоящее время авторы работают также над Схемой размещения многоэтажных подземных, наземных паркингов и гаражей в Киеве на период до 2020 года.


07.06.2006 - ДЕТАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА «НИЖНЯЯ ТЕЛИЧКА» В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ
Основные данные по проекту:
Проектная организация: КО «Центр градостроительства и архитектуры»
Заказчик: Голосеевская РГА, КП «Голосеево-стройинвест»
ГАП: Войко Н.Ю.
Докладчик: Войко Н.Ю.
Рецензент: Целовальник С.А.
Площадь участка: 212,42 гектара
Этажность: 25
Паркинг: 10 500 машиномест



В дальнейшем промышленная территория «Нижняя Теличка» будет развиваться исключительно как административная и общегородская зона, жилая застройка здесь исключена – так видят перспективы развития этой зоны авторы проекта, представившие детальный план территории в 212,42 гектара. Результатом комплексного анализа «Нижней Телички» стали несколько документов: помимо функционального зонирования, разработаны также план красных линий, инженерная защита территории, дорожно-транспортная схема. Авторы проанализировали участки всех имеющихся на территории «Нижней Телички» землепользователей (в основном – предприятия стройиндустрии), выделили санитарные зоны, зоны шумового дискомфорта, охранные зоны прибрежной полосы.
На территории проектирования, помимо правительственных и административных зданий, предлагается разместить объекты торгового и культурно-развлекательного назначения. Первые – возле строящейся станции метрополитена, вторые – вдоль набережной. Кроме того, здесь запроектированы яхт-клуб, образовательные, научные и выставочные комплексы. С учетом ограничений по этажности, максимальная высота размещаемых объектов в работе составляет 25 этажей. Этажность застройки постепенно понижается с приближением к зеленой зоне. На территории проектирования создается около 10,5 тысячи парковочных мест (в нескольких крупных коммунальных паркингах). По предварительным расчетам, здесь будет создано порядка 10 тысяч рабочих мест.
Как было отмечено в докладе, реализация первой очереди строительства начнется на тех участках, где расположены не функционирующие либо убыточные предприятия. Работающие заводы будут обеспечивать строительство необходимыми материалами. Реализация крупнейшего проекта по сносу промзон может начаться с западной стороны «Нижней Телички».
Рецензент проекта отметил тщательность, с которой авторский коллектив проработал все этапы данного градостроительного проекта. Вместе с тем он отметил, что проект сбивает с толку: «Сюда был намечен перенос административного и делового центра Киева, а представленная застройка похожа на жилое образование, хоть здесь и нет ни одного жилого дома». Рецензент рекомендовал детальнее проработать планировку территории, определить центральные и доминантные объекты.
С критикой в адрес работы выступил Руслан Кухаренко, высказавший замечания относительно градостроительной системы размещения зданий и магистралей, предложенного принципа формирования высотности проектируемого образования и функционального назначения территории. По его мнению, это должна быть полифункциональная территория, которая будет жить 24 часа в сутки, а не только административная, где жизнь заканчивается после семи вечера.
Анатоль Карминский отнес предложения авторского коллектива проекта к категориям «мечты» и «мифы». Он выразил сомнение в том, что крупные функционирующие предприятия удастся вынести с этой территории. Андрей Миргородский отметил, что без участия государства такие проекты не могут быть решены. Он выступил за то, чтобы утверждать ДПТ только после решения инвестиционных вопросов. Лариса Скорик выступила в поддержку выноса промзоны с территории Телички и высоко оценила уровень разработки представленного проекта.
Василий Присяжнюк поблагодарил авторов за солидную работу, отметив, что композиция и планировка территории не являются основными вопросами данного этапа разработки проекта. Во время дальнейшей работы он рекомендовал авторам предусмотреть на территории проектирования гостиничную функцию и обратить внимание на формирование линии застройки со стороны Днепра.