Обзор заседаний Архитектурно- градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды («ГЛАВКИЕВАРХИТЕКТУРА»)


23.06.2004 – ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ ЭСКИЗНОГО ПРОЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ В СОСТАВЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА В ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ЧП «Архитектор Гершензон»
Заказчик: ЗАО «Международный выставочный центр»
ГАП: Гершензон М. Ш.
Докладчик: Гершензон М. Ш.



После победы Русланы Лыжичко на песенном конкурсе «Евровидение-2004» Киевская городская государственная администрация была озадачена вопросом, в каком концертном зале проводить юбилейный, 50-й, конкурс «Евровидение-2005». В результате было принято решение организовать его проведение в Международном выставочном центре, расположенном в Киеве на Левом берегу Днепра (ст.м. «Левобережная»). На данном заседании градостроительного совета обсуждалась концепция корректировки ранее рассмотренного и утвержденного проекта Международного выставочного центра.
По словам докладчика, проектная группа адаптировала здание к новым требованиям, предполагающим организацию здесь не только выставок, но и концертов. Адаптация проекта привела к его значительному удорожанию. Для проведения концерта в здании выставочного центра планируется построить второй павильон площадью 6000 м2.
Делегация Киевгорадминистрации уже изучила опыт проведения предыдущих конкурсов «Евровидения» в Турции и Прибалтике и ознакомилась с требованиями, которые предъявлялись к организаторам концерта в этих странах. Но официальные требования к Украине, по словам главного архитектора проекта, будут объявлены позже. Поэтому сейчас разрабатываются десятки вариантов размещения будущей инфраструктуры комплекса. Ключевые вопросы, подлежащие обсуждению на данном этапе, связаны с размещением большого количества людей внутри здания и проблемами транспортной развязки. Организаторы проекта еще не определили точное число зрителей, которые будут присутствовать на концерте. Эта цифра варьируется от 8 до 14 тысяч человек. Проект Международного выставочного центра, обсуждаемый на данном заседании, рассчитан на 8 тысяч зрителей.
Члены градсовета рассматривали несколько предложений, связанных с обеспечением подъезда к Международному выставочному центру. Среди них было предложение о проведении реконструкции транспортной развязки на ст.м. «Левобережная», строительство перехода через железнодорожные пути моста Метро и организация заезда со стороны моста тоннелем, связанным с целой системой тоннелей, о создании которой в Киеве приняла решение коллегия Киевской горадминистрации. Как сообщил докладчик, возле комплекса можно будет разместить 1000-1200 автомобилей, кроме того, в его структуре предусмотрено наличие паркинга вместительностью 300 машиномест.
Архитекторы сошлись во мнении, что в первую очередь следует решить вопрос о том, будет организация концертов в Международном выставочном центре разовым или постоянным мероприятием. Замечания членов комиссии касались также изменения внешнего вида новых и уже существующих павильонов выставочного центра. Было отмечено, что им следует придать более современный вид. Особенно остро встал вопрос о возможности проведения предлагаемой реконструкции транспортной развязки в назначенные сроки.
Определенного решения по данному проекту принято не было. Чтобы повысить эффективность разработчиков, было предложено создать две рабочие группы, одна из которых будет заниматься решением проблем транспортной развязки, а другая – проектированием внутренней структуры комплекса и его внешнего вида. Члены градостроительного совета приняли решение отправить проект на доработку.


23.06.2004 – ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ДОМА ПО АДРЕСУ: УЛ. ШЕЛКОВИЧНАЯ, 39/1 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО ПБФ «Ардок»
Заказчик: ООО «Житло-Буд»
ГАП: Брыль А. В.
Докладчик: Брыль А. В.
Рецензент: Бородкин Ю. М.



Площадка для строительства данного объекта расположена на территории Октябрьской больницы, а также примыкающего к ней участка и относится к мемориальной территории парка Богомольца. В целом площадка для проектирования составляет 5100 м2, из которых 4500 м2 отведено Октябрьской больнице, а 600 м2 передано заказчику. Как уже было отмечено в предыдущих номерах «СР», больница отторгает часть своей территории для того, чтобы за счет средств заказчика реконструировать свои здания, и рассматриваемый на данном заседании дом является лишь частью общего большого проекта по реконструкции и застройке участка Октябрьской больницы.
Участок, запланированный под строительство дома, расположен на крутом склоне с перепадом высоты в 12 метров. Проект, помимо строительства жилого дома, предусматривает создание паркинга и зоны благоустройства. Дом будет состоять из семи-, восьми-, девяти- и десятиэтажных секций. Вдоль здания планируют создать искусственную пешеходную улицу, что позволит решить одновременно проблемы пешеходной системы и рекреации.
В процессе обсуждения данного проекта члены градостроительного совета выдвинули ряд веских аргументов, отсрочивших его реализацию на неопределенные время. Территория предполагаемой застройки дважды определена как историко-мемориальный комплекс. В парке находятся редкостные породы деревьев и реликтовые растения, посаженные некогда академиком Богомольцем. Члены градсовета отметили, что в результате строительства будет снесено около 30 деревьев, на что не было дано позитивного вывода органов охраны культурного наследия, а тень от возведенного дома грозит парку уничтожением. По словам некоторых архитекторов, жильцы всего микрорайона выступают против строительства данного объекта. Ко всему прочему, заказчик был обвинен в незаконном отводе земли, поскольку, по слова членов комиссии, Институт физиологии не отдавал землепользователю территорию в 600 м2. В результате обращения Рената Кузьмина, прокурора Киева, в городской суд вопрос о судьбе участка будет решен процессуально-правовыми методами. Принятие окончательного решения членами градостроительного совета по этому проекту было отложено до урегулирования всех правовых и земельных вопросов.


30.06.2004 – ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛОГО ДОМА ПО АДРЕСУ: УЛ. КРАСНОВА, 19 В СВЯТОШИНСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Арника»
Заказчик: ДП «Житлоинбуд»
ГАП: Стасюк Н. С.
Докладчик: Стасюк Н. С.
На участке, расположенном на углу улиц Н. Краснова и Беличанской, заказчиком уже построено три секции жилого дома. Вниманию членов градостроительного совета был представлен проект строительства еще одной секции с аналогичными фасадами, благодаря которой здание становится симметричным. Докладчик сообщил, что в существовавшей структуре здания произошли некоторые изменения: на первом этаже были построены ателье и кафетерий. В целом жилой дом состоит из 17 этажей, причем на шестнадцатом и семнадцатом этажах расположены двухуровневые квартиры. Площадь этажа составляет 500 м2. Площадка для отдыха находится за жилым домом.
Заезд на территорию участка осуществляется с улицы Серповой. Вопрос парковки решается двумя способами. Во-первых, разработчиками запроектировано открытие автостоянки непосредственно возле дома, во-вторых, в 700-х метрах от данного участка, на площади Победы, этим же инвестором создается еще одна автостоянка.
В целом проект не вызвал существенных замечаний. Основным пожеланием, высказанным в его адрес, было введение в верхнем ярусе здания цветовых элементов. С учетом выполнения замечаний проект был согласован.


30.06.2004 – ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПАССАЖИРСКОГО ВОКЗАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА СТ.М. «ДАРНИЦА»
Проектная организация: ДП «Киевдипротранс»
Заказчик: «Юго-западная железная дорога»
ГАП: Бабушкин С. В.
Докладчик: Бабушкин С. В.



В соответствии с распоряжением Киевской городской государственной администрации, «Юго-западная железная дорога» проводит проектирование и строительство пассажирского вокзального комплекса на ст.м. «Дарница». Строительство данного объекта призвано разгрузить действующий в столице центральный вокзал «Киев-пассажирский».
На обсуждение членам градостроительного совета был представлен проект Дарницкого вокзала, объединяющий три объема: главный вокзал, предназначенный для пассажиров дальнего следования (общая площадь 500 м2), пригородный вокзал (площадь 250 м2) и помещения для системного обслуживания пригородного вокзала. Над проектированием структуры нового вокзального комплекса работает несколько институтов. В основу их работы положены принципы оценки сложившейся транспортной схемы и перспектив ее развития. По словам докладчика, при проектировании учитывался и тот факт, что сейчас в сквере находится памятник исторического значения, под который существует отвод земли.
Подъезд к комплексу будет осуществляется с помощью общественного транспорта (трамвай, метро) и автомобилей. Как сообщил докладчик, в перспективе проектируется связь вокзала с линией метрополитена. Доступ пассажиров на платформы происходит посредством подземных тоннелей. Пригородный вокзал имеет свой автономный вход. Кроме традиционной инфраструктуры вокзала, в системе комплекса предусмотрено наличие залов для размещения официальных делегаций, помещений сервисной службы, залов для детей и инвалидов. Третий и четвертый этажи вокзального комплекса отведены под гостиничный блок, пятый – под блок ресторанов, а в подвальном этаже расположена зона фаст-фуд.
В адрес данного проекта был высказан ряд замечаний. В частности, было отмечено, что ТЭО выполнено без учета Генерального плана развития Киева, сумма строительных работ занижена, а расчеты количества потенциальных пассажиров необоснованны. Создание всего трех тоннелей вызвало сомнение в возможности удобного доступа пассажиров к посадочным платформам. Удаленность остановки трамвая от здания вокзала заострила необходимость решения проблем транспортной развязки. Возвращение к традициям прошлого столетия в трактовке фасада было воспринято архитекторами неоднозначно. Эта идея нашла как союзников, акцентирующих внимание на том, что Дарница – это «дачное» место, так и противников, призывающих придать зданию более современный вид.
Члены градостроительного совета посоветовали авторам разработать все возможные варианты застройки территории. Согласование ТЭО было отложено с целью доработки всех возникнувших в процессе обсуждения вопросов.


07.07.2004 – ПРЕДПРОЕКТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ВЕЛОТРЕКА В СОСТАВЕ КОНЦЕПЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЗАСТРОЙКИ КВАРТАЛА В ГРАНИЦАХ УЛИЦ ЧАПАЕВА, ГОНЧАРА, МИХАЙЛА КОЦЮБИНСКОГО И БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «АРБЕЛОН»
Заказчик: Украинско-Хорватское предприятие «Гипек»
ГАП: Банга М. А.
Докладчик: Банга М. А.
По словам автора проекта, на сегодняшний день велотрек является бюджетной организацией, его техническое состояние было определено как неудовлетворительное вследствие недостаточного финансирования. Свою задачу авторы проекта видели в объединении существующих на данном участке проблем и решении их в комплексе. Объект находится в среде исторической застройки и сам является памятником архитектуры. Общая площадь комплекса составляет около 2800 м2.
Поскольку велотрек расположен в небольшом углублении, схема его реорганизации, представленная на данном заседании градостроительного совета, заключается в поднятии велотрека на 7 метров и формировании нижнего эксплуатационного пространства, которое будет использоваться под стоянки автомобилей и торговые зоны. Проектировщики предлагают создать здесь двухуровневый паркинг на 300 машиномест, различные супермаркеты и магазины.
Кроме того, реорганизация объекта предполагает изменение элипсообразной формы велотрека на циркульную. Такой опыт был использован при строительстве велотрека в Варшаве в 1927 году. По словам докладчика, было доказано, что циркульная форма позволяет спортсмену развить максимальную скорость, не выезжая на обочину. В таком случае верхняя часть велотрека также подлежит эксплуатации, что дает возможность решить вопрос пожарной безопасности комплекса. На сегодняшний день уже ведется строительство первой очереди проекта, существует отвод земли под вторую очередь (жилые и офисные площади), а также продолжаются переговоры о подписании договора на строительство третьей очереди (непосредственно велотрек).
Рецензент проекта отметил, что уменьшение размеров велотрека вследствие изменения его формы, предложенное разработчиками, не является целесообразным, а повышение высоты комплекса приводит к тому, что здание перекрывает вид на парк Гончара.
Резкой критике со стороны архитекторов подверглись идеи создания в комплексе дополнительных парковочных мест, жилых и торговых площадей. Увеличение количества автомобилей приведет к повышению загазованности, а в строительстве жилья на этом участке нет необходимости (за велотреком расположен четырехсекционный жилой дом), подход к торговому комплексу будет затруднен.
Среди предложений членов градостроительного совета относительно дальнейшего функционирования велотрека можно отметить следующие: ввести в комплекс с велотреком помещения для организации выставок и экспозиций; сохранить и расширить функции данного объекта как спортивного центра, создав здесь современный фитнесс-центр и другие спортивные организации; наложить временный мораторий на данную территорию с целью создания в обозримом будущем международного центра, а строительство велотрека перенести на другой участок, cоответствующий всем необходимым требованиям.
По решению членов комиссии, проект был отправлен на доработку с учетом пожелания сосредоточиться на реконструкции велотрека, сохранив его спортивные функции и превратив объект в мощное спортивное ядро данного района. Кроме того, заказчикам предстоит решить материальные и правовые вопросы.


14.07.2004 – ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТЕЛЬНО-ОФИСНОГО КОМПЛЕКСА С ЖИЛЫМИ АПАРТАМЕНТАМИ ПО АДРЕСУ: БУЛ. ТАРАСА ШЕВЧЕНКА, 28-30 В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ТАМ «А. Пашенько»
Заказчик: ООО «Международный деловой центр»
ГАП: Пашенько А. В.
Докладчик: Пашенько А. В.



Градостроительный совет уже неоднократно утверждал проекты застройки данного участка. В 1994 году был подготовлен проект создания Международного делового центра. Однако, учитывая общую ситуацию в городе, заказчик принял решение отказаться от реализации предыдущего проекта и перепрофилировать комплекс в гостиницу. Как отметил автор проекта, в последнее время строительство офисно-апартаментных комплексов стало популярным во всем мире и пользуется большим спросом.
На данном заседании была продемонстрирована структурная схема будущей гостиницы, которая представляет собой 24-этажный объем. Объект заявлен как пятизвездочная гостиница на 260 номеров и 68 апартаментов. Общая численность паркинга составляет 455 машиномест. Первые этажи будут приспособлены под общественные функции гостиницы, на следующих семи предполагают разместить номера, а на верхних – апартаменты.
Замечания архитекторов касались слишком симметричной конструкции здания и возможности возникновения транспортной проблемы. Было внесено предложение переосмыслить планировочную структуру гостиницы. Члены совета рекомендовали авторам проекта максимально понизить высотность постройки, рационально использовать земельные площади. С учетом выполнения этих замечаний проект был согласован.