Обзор заседаний Архитектурно- градостроительного совета в Главном управлении градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды («ГЛАВКИЕВАРХИТЕКТУРА»)


ОКТЯБРЬ 2003 - НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР КИЕВА


Василий Присяжнюк, Главный архитектор Киева
фото: Наталия Лисняк

Василий Присяжнюк назначен Главным архитектором Киева, а также начальником Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды и заместителем киевского городского головы. До этого пост Главного архитектора Киева на протяжении 6 лет занимал Сергей Бабушкин.
Основные векторы дальнейшей работы Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Василий Присяжнюк озвучил на пресс-конференции, состоявшейся после назначения его на новую должность. Отметим, что с 1994 по 2003 год Василий Присяжнюк занимал должность заместителя главы Госкомитета градостроительства и заместителя главы Госстроя Украины, поэтому политику Госстроя, а также главы Киевской городской администрации он собирается проводить и на новом посту.
В качестве одной из первоочередных задач Василий Присяжнюк выделил комплексную застройку отдельных кварталов и микрорайонов жилыми домами и объектами инфраструктуры. Среди компаний, которые могут осуществить подобную стратегию, он назвал ХК «Киевгорстрой» и ГКО «Житло-инвест».
Основным требованием при утверждении проектной документации будет разработка градостроительных обоснований и проекта детальной планировки (ПДП) как целых районов, так и отдельных кварталов Киева. По словам Василия Присяжнюка за последнее время в городе не было утверждено ни одного ПДП района, а ведь именно на их основе должны приниматься решения по отводу земельных участков и их целевому использованию, а также решения о характере застройки данной территории. Главный архитектор столицы отметил, что он не обладает властью, достаточной для отмены решений Киевсовета по поводу выделения участков под некоторые объекты, вызывающие неоднозначные оценки. Вместе с тем, если в процессе ознакомления с утвержденными или готовящимися к утверждению проектами будут выявлены «болезненные нарушения», то Главное управление градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды готово пойти на то, чтобы рекомендовать Киевсовету пересмотреть свои решения по землеотводу.
В ближайшее время будет начата разработка ПДП центральной части города, в которой примут участие ведущие проектные институты и организации, в том числе «Киевпроект» и районные управления архитектуры. Говоря об источниках финансирования этих работ, Василий Присяжнюк отметил, что разработка ПДП районов должна поводиться за счет средств районных администраций, а градостроительное обоснование по отдельным проектам и ПДП отдельных кварталов и микрорайонов могут финансировать инвесторы, заинтересованные в освоении этих территорий.
Проекты строительства наиболее важных объектов в Киеве будут определяться на основе конкурсов, в том числе международных, а земля отводиться в соответствии с генпланом.
Что касается «околостроительных процедур», то в ближайшее время Главкиевархитектура намерена упростить процесс согласования проектов, сложность которого на сегодняшний день вызвана нескоординированностью отдельных законодательных актов, касающихся земельных вопросов, разделения функций местных и государственных органов, а также полномочий отдельных местных служб. По словам Василия Присяжнюка, Госстрой уже разработал проект Указа Президента, предусматривающего упрощение процедуры получения разрешения на строительство. Как только этот проект, одобренный профильными министерствами и ведомствами, будет принят, Главкиевархитектура приступит к упрощению схемы согласования проектов.
Также в планах Главного архитектора обновление состава градостроительного совета при Главкиевархитектуре, который будет «омоложен» и усилен специалистами градостроительного профиля, специалистами по городскому дизайну, по вопросам охраны исторической среды и памятников архитектуры. По словам Василия Присяжнюка, вопрос о ротации членов градсовета будет решен до декабря.


22.10.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗДАНИЯ НА МЕСТЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ДВУХЭТАЖНОГО ПО УЛ. О. ГОНЧАРА, 57-Б В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Арсенал»
Докладчик: Глеба В. Ю.
Заказчик: ООО «Світ Трейд ЛТД»
По словам автора проекта, архитектура нового здания выдержана в стиле стоящего рядом дома. В нем запланировано 6 этажей плюс два этажа мансарды, бо’льшая часть внутренней стены здания будет застеклена. Проект предусматривает организацию парковки на 10 машиномест, а также несколько гостевых стоянок.
Одним из существенных замечаний по данному проекту было то, что появление нового здания не рассмотрено в рамках квартала, в то время как это является обязательным требованием для каждого проекта. Только при условии разработки градостроительного обоснования, проект перейдет в следующую стадию работы.


22.10.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГРУППЫ ЖИЛЫХ ДОМОВ С ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПОМЕЩЕНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПО УЛ. ЩОРСА, 44 В ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ООО «Институт современного проектирования»
Докладчик: Хорхот Г. А.
Заказчик: Министерство обороны Украины
Практически вся территория, запланированная под строительство (2,6 га), закреплена за памятником национального значения – Печерской крепостью, одним из самых больших фортификационных сооружений в Европе. Сейчас, подобные объекты имеют исключительно историко-культурную ценность. Помимо них на участке существует достаточно хаотичная застройка, а также расположены воинские части Министерства обороны Украины. С началом воплощения проекта в жизнь, они будут выведены с данной территории.
По словам автора проекта, в ХХ веке к этой территории архитекторы обращались неоднократно. Одна из последних разработок датируется 1960 годом. Что показательно, работы совпадают в определении расположения доминантных, «видовых» точек района.
Новый проект в этом плане продолжает традицию предшествующих и предполагает создание трех крупных высотных акцентов. Сама застройка района будет вестись поэтапно. Первая очередь строительства предполагает 500 квартир (60 000 м2), паркинги на 760 машиномест, 14 000 м2 планируются под объекты общественной инфраструктуры. Вторая и третья очереди предполагают по 370 квартир с паркингами по 400 машиномест.
В процессе обсуждения проекта на заседании градостроительного совета один из самых важных вопросов был связан с сохранением памятников и охранных зон данной территории. Все эти моменты тщательно продуманы авторами проекта. Так, тюремный корпус предполагается восстановить и придать ему общественные функции, на месте бывшей казармы создать школу. Что касается памятников истории – валов, то строительство зданий предусмотрено таким образом, чтобы «не потревожить» их существование.
В целом, работа была одобрена, и при условии выполнения ряда условий (получение согласования Министерства культуры, разработка градостроительного обоснования) она будет обсуждаться уже в стадии проекта.


29.10.2003 - ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОРТОВ ПОД СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС С БЛОКОМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, ЭЛЕМЕНТАМИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОТКРЫТОЙ АВТОСТОЯНКОЙ НА ПЛОЩАДИ МИХАЙЛОВСКАЯ, 1 В ШЕВЧЕНКОВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ПП «АР-Студия»
Докладчик: Гершензон М. Ш.
Заказчик: Генеральная дирекция КГГА по обслуживанию иностранных представительств
Рецензент: Лишанский Е. Ю.
Проект предполагает строительство закрытого помещения клубного типа для работников Министерства иностранных дел и дипломатических представительств. В названии проекта было заявлено, что это реконструкция существующих кортов (старых, находящихся в плачевном состоянии), однако на самом деле проект предполагает строительство абсолютно нового спортивного комплекса, с двумя крытыми кортами, а также рядом вспомогательных помещений (вестибюль, раздевалка, сауна, ресторан, небольшое торговое помещение). Так как к самой территории разрешен подъезд только технического автотранспорта, гостевые автомобили планировали размещать на стоянке главного корпуса Министерства иностранных дел. Непосредственно спуск к комплексу предусматривался с помощью эскалатора, строительство которого было запланировано рядом с фуникулером. Эскалатор должен был не только доставлять посетителей в спорткомплекс, но и выполнять общественные функции.
В ходе обсуждения проект вызвал очень оживленную дискуссию. Во-первых, место, отведенное под строительство, находится на территории заповедника «Древний Киев» (в парковой зоне между Андреевским спуском и Владимирской горкой). Это обязывает к тщательной проработке архитектурно-планировочного решения здания (которое, кстати, в предложенном варианте вызвало целый ряд замечаний), чтобы оно максимально гармонизировало с окружающей природой.



Во-вторых, многие члены совета высказали опасения, что при условии реализации данного проекта, это место станет закрытым для общественного пользования. Также были озвучены сомнения в отношении строительства эскалатора, которое, скорее всего, осуществится «только на словах». Даже если предположить, что он все-таки будет построен, то единственно теоретически возможное для него место на практике вызовет много неудобств (слишком близко расположены к друг другу два параллельных транзитных узла, к тому же под разным углом).
В процессе обсуждения выяснилось, что проект не согласован со службами государственного надзора (в частности, Государственной службой охраны, Управлением охраны памятников). Доработки также требует и вопрос транспортного движения.
Дополнительные вопросы и замечания вызвала функциональная направленность комплекса. Такое маленькое количество кортов (всего два) не может обеспечить нормального функционирования комплекса, оправдания затрат по его строительству. Также при существующей планировке зала и с предусмотренным в нем освещением, в теннис там играть будет невозможно. Таким образом, объект в представленном на совете варианте, не может нормально функционировать ни как закрытый клуб, ни выполнять общественную нагрузку.
Принимая во внимание то, что данная территория за объектом уже закреплена, дальнейшая работа над ним возможна только при условии выполнения целого ряда условий: определиться с функциональным использованием этого объекта, решить вопросы по архитектуре здания, проработать вопросы транспортных подъездов и отдельной стоянки. С учетов всего высказанного, проект был отправлен на доработку.


05.11.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА МУСОРОПЕРЕГРУЗОЧНОЙ СТАНЦИИ ПО УЛИЦЕ ВАКУЛЕНЧУКА, 4-А В ДАРНИЦКОМ РАЙОНЕ, ТАКЖЕ МУСОРОСОРТИРОВОЧНОЙ СТАНЦИИ ПО УТИЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ ПО УЛ. ЧЕРВОНОПРАПОРНОЙ В ГОЛОСЕЕВСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ОАО «Укргипробуд»
Докладчик: Темкин Б. Д.
Заказчик: ООО «Киевбытсервис» и ЗАО «Укравторесурсы»
В последнее время все актуальней становится проблема санитарной очистки Киева. Город испытывает насущную потребность в строительстве целого ряда мусороперерабатывающих заводов. На заседании градостроительного совета были представлены проекты двух из них. По словам автора проектов, территория под строительство мусороперегрузочной станции (2,7 гектара) на ул. Вакуленчука, находится в промышленной зоне Осокорки Дарницкого района, на пути следования спецтранспорта на мусоросжигательный завод «Энергия».
Строительство мусоросортировочной станции планируется и в отработанном карьере по ул. Червонопрапорной в Голосеевском районе. Участок площадью около 4 гектаров находится на пути следования спецтранспорта на свалку «полигон №5». На обеих станциях предполагается установка российского и французского оборудования, имеющего соответствующие сертификаты.
Первым в процессе обсуждения проектов выступил заместитель главного санитарного врача города Сергей Пастушенко. Он подчеркнул, что рассмотрение этих проектов является преждевременным. Участок, запланированный под строительство станции на ул. Вакуленчука, находится в 150 метрах от школы-интерната для умственно отсталых детей, и кондитерской фабрики. Участок на Червонопрапорной улице расположен напротив строящегося пивоваренного завода «Славутич». Городская СЭС не давала разрешения на отвод земли под эти станции, так как Минздрав не одобрил предлагаемую 200-метровую санитарную защитную зону для подобных предприятий. И даже если технологии этих станций позволяют строить их чуть ли не в жилых кварталах, то для этого необходимо получить украинскую сертификацию для данного оборудования. Дальнейшая работа по проектам отложена до тех пор, пока на законодательном уровне не будут приняты все санитарные нормы и требования относительно строительства подобных сооружений.


12.11.2003 - КОНСУЛЬТАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДПРОЕКТНЫХ ПРОРАБОТОК СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛИЩНО-ОТЕЛЬНОГО, ОФИСНО-ОТЕЛЬНОГО, ОФИСНО-ТОРГОВОГО, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА И ПЕРЕКРЫТИЕ НАБЕРЕЖНОГО ШОССЕ КРОВЛЕЙ С СОЗДАНИЕМ НА НЕЙ ПЕШЕХОДНОЙ И ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЫ В ПОДОЛЬСКОМ И ПЕЧЕРСКОМ РАЙОНАХ
Проектная организация: ООО «Крамалл-Студио», ООО «Архитектурная лига»
Докладчик: Лысенко Н. М.
Заказчик: Дирекция строительства путетранспортных сооружений
Рецензент: Демин М. М.
Проектом предусмотрена капитальная застройка части набережной протяженностью 2,8 километра. Над проезжей частью (6 полос для основного транспорта, плюс две – для общественного) по проекту предусмотрена надстройка перекрытий. Дома, предположительно, будут усадебного типа. Под «променадную зону» отводится эксплуатируемая кровля. Что касается объемов площадей, то авторами проекта под жилье были предусмотрены 56 тысяч м2, под офисы – 28 тысяч м2 и столько же под торговые помещения.
Масштабы предполагаемого строительства действительно впечатляют, поэтому вполне естественным был вопрос о финансировании проекта. По словам докладчицы, проект разрабатывался как предложение для инвесторов. Также она отметила, что авторский коллектив проекта заручился поддержкой Совета Европы.
Проекты по застройке набережной зоны Киева (в частности, от пл. Почтовой до Южного моста) рассматриваются на градостроительном совете не первый раз. Каждая из авторских групп выступает, как правило, инициативно, так как единых условий для проектировщиков по данной территории нет. Пока все попытки внедриться в нее с каким-либо строительством советом пресекались. Не исключением стал и этот проект, который вызвал очень оживленные дебаты, так как в очередной раз задел уже наболевший для Киева вопрос – как сделать набережную зону активной, действующей, полезной, но при этом не уничтожить то неповторимое, что заложено в ней природой и сохранено историей и людьми?



Пока сохранено. В противовес эмоциональным выступлениям многих членов совета об уникальности рельефа Киева, призывающим сохранить этот, пожалуй, единственный в мире зеленый склон, ведущий от центра города к самой воде, прозвучало как всегда рационально-скептическое высказывание начальника киевской государственной инвестиционной экспертизы Анатолия Карминского о том, что урбанизацию не сдержать и застройка этой территории все равно когда-нибудь произойдет. Это лишь вопрос времени. Как подтверждение этому, в конце обсуждения первый заместитель начальника Главкиевархитектуры Андрей Миргородский поделился информацией о том, что полгода назад предварительный проект застройки набережной был показан мэру Киева Александру Омельченко, который его одобрил в принципе. Уже определен и заказчик строительства. А в отношении данной территории сейчас нужно разрабатывать градостроительное обоснование, затем решать транспортные проблемы (по генплану развития города Набережное шоссе – это транзитная, пешеходно-транспортная магистраль), четко определить границы участка предполагаемой застройки. Известно также, что Главное управление экономики и развития горадминистрации (КГГА) объявило о проведении конкурса по превлечению инвесторов.


12.11.2003 - ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ТОРГОВО-СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПРОСПЕКТУ КРАСНЫХ КАЗАКОВ, 26 В ОБОЛОНСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: ПП «АР-Студия»
Докладчик: Хоменко И. П.
Заказчик: ЗАО «Сити-Маркет»
Рецензент: Лапоногов С. И.



Одно из замечаний по данному проекту было вызвано неправильной формулировкой названия. На самом деле речь идет о завершении строительства заброшенного более десятилетия назад здания для автотранспортного предприятия, которое теперь по заказу ЗАО «Сити-Маркет» будет перепрофилировано в супермаркет строительных материалов.
Форму нового супермаркета диктуют уже существующие 2 трехэтажных блока. В них, по замыслу автора, будут располагаться офисы фирмы «Сити-Маркет», стилобатную часть займет одноэтажный торговый зал. Проектом также предусмотрена стоянка на 160 машиномест. Учитывая расположение объекта в промышленной зоне, и то, что заброшенная стройка наконец-то будет «доведена до ума», проект был одобрен. Среди высказанных пожеланий было: организовать к супермаркету пешеходный проход от ст. м. «Петровка», тщательно проработать все вопросы, связанные с офисной функцией здания (вестибюльные группы, лестничные клетки), а также вместо стеклянного купола создать дополнительное внутреннее освещение торгового зала.


12.11.2003 - ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ УВЕЛИЧЕНИЯ МОЩНОСТИ ДО 70 МИЛЛИОНОВ ДАЛ ПИВА В ГОД И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИСТРОЙКИ К АДМИНИСТРАТИВНО-ЛАБОРАТОРНОМУ КОРПУСУ ПО УЛ. БОГАТЫРСКОЙ, 3 В ОБОЛОНСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: КП «Проект-сервис»
Докладчик: Моченый В. И.
Заказчик: ЗАО «Оболонь»
Рецензент: Тваровский В. М.



За всю историю завода «Оболонь» это уже второй проект по увеличению объемов производства за счет строительства новых производственных мощностей. По сравнению с первоначальной, после проведения данной реконструкции увеличение объемов производства планируется в 7-кратном размере. На заводе запланировано расширение дробильного и варильного цехов, цеха разлива, установка новой линии разлива, а также увеличение административно-лабораторного комплекса. Все оборудование будет поставлено из Германии.
По единогласному мнению членов совета, завод «Оболонь» на сегодняшний день является одним из самых лучших промышленных объектов в городе. А проценту использования территории завода под размещение объектов недвижимости (62 %) можно только позавидовать. Единственное замечание по проекту было от заместителя главного санитарного врача города. Он отметил, что от жителей Оболони часто поступают жалобы на запахи, исходящие с завода (солод). С условием решения данной проблемы проект был согласован.


12.11.2003 - ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ РЫНКА «СОЛОМЕНСКИЙ» С РАСШИРЕНИЕМ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ТОРГОВОГО ПАВИЛЬОНА С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ТОРГОВОГО КОМПЛЕКСА ПО УЛ. СОЛОМЕНСКОЙ, 24 В СОЛОМЕНСКОМ РАЙОНЕ
Проектная организация: КП «Стройальянс»
Докладчик: Мартыненко М. П.
Заказчик: ООО «Гарант»
Рецензент: Лапоногов С. И.



Это было повторное рассмотрение данного проекта. Во время первого обсуждения, которое состоялось в августе этого года, в адрес проекта был высказан целый ряд замечаний, которые теперь полностью учтены и доработаны. Так, была расширена стоянка с 85 до 205 машиномест. Правда собственно территория строительства этого сделать не позволяла, поэтому заказчик заключил договор аренды с находящейся рядом автостоянкой. Далее был рассмотрен вопрос о находящейся рядом детской площадкой, которую на предыдущем заседании автору было рекомендовано перенести в другое место. Однако, учитывая, что эта зона отдыха существует здесь давно, и что она уже вошла в ритм жизни проживающих в этом районе, было решено ее оставить, при этом реконструировав. В целом, проект был согласован и вскоре в Соломенском районе должен появиться новый торговый комплекс.