НСМ: построить – не главное, главное – правильно построить

Commercial Property №2 (2) октябрь 2003

В Киеве на сегодняшний день не так уж много девелоперов, стабильно работающих с целым рядом проектов коммерческой недвижимости. Среди них особо стоит отметить компанию HCM, которая сейчас, в частности, ведет реализацию крупного проекта офисной недвижимости на Подоле с рабочим названием «Ласточка». В результате вывода на рынок этого проекта в столице должен появиться большой объем новых качественных офисных и торговых площадей. О проектах НСМ рассказывает Вадим Кушников, руководитель отдела недвижимости компании HCM Property Management.

Текст: Александр Пивень

Вадим Кушников, руководитель отдела недвижимости компании HCM Property Management
фото: Александр Пивень

CP: Какие проекты офисной недвижимости находятся сейчас у вас в работе?

Сейчас наша компания развивает несколько проектов – это «Панорама», «Олимпик Плаза». Также на Подоле, между улицами Ильинская, Братская, Борисоглебская, где ранее полквартала занимала швейная фабрика «Ласточка», мы ведем строительство торгово-офисного центра. Кроме этих объектов продолжаем реконструировать еще одно здание на Подоле по улице Глубочицкой, 17, занимаемся проектированием офисного центра по улице Михайловской.

В ближайшее время компанией HCM готовится ряд жилых комплексов со всеми объектами инфраструктуры на Печерске и Оболони. Но пока не начаты строительные работы, говорить о них еще рано.

CP: Расскажите о проекте торгово-офисного центра «Ласточка».

Пока что этот объект не имеет своего окончательного названия. Рабочее же его название остается тем же, что было до реконструкции, – «Ласточка». Сейчас мы осуществляем реконструкцию с заменой всех необходимых коммуникаций, несущих конструкций и так далее. В первой очереди объекта мы выведем на рынок порядка 18 тысяч м2 офисных и торговых площадей. Вторая очередь «Ласточки» позволит увеличить мощность комплекса до 50 тысяч м2. Мы ведем работу поэтапно, но уже сейчас часть площадей готова к эксплуатации, остальные же находятся в завершающей стадии строительных работ. Также во второй очереди для объекта предусмотрено строительство подземного паркинга на 200 машиномест.


Торгово-офисный центр «Ласточка»
фото: Александр Микула

Все площади торгово-офисного комплекса «Ласточка» поступят в аренду. Ставка аренды для одного м2 офисных помещений составит $25, арендная ставка для одного м2 торговых помещений колеблется от $40 до $50. Выставлять площади «Ласточки» на продажу мы не будем. Это объяснимо – торгово-офисный центр очень большой, и если бы мы пошли на продажу помещений, то в итоге создали бы своего рода «коммунальную квартиру» со всеми присущими этому понятию проблемами. Такой подход, когда часть площадей сдается в аренду, а другая часть продается, неразумен: он сильно усложнил бы эксплуатацию комплекса.

CP: Может ли наличие сразу двух проектов на Подоле свидетельствовать о том, что вы считаете этот район зоной перспективного развития офисных проектов?

Именно так. Подол – это один из немногих экономически выгодных районов Киева. Иметь в таком месте как Подол производственные предприятия – просто грех. От «Ласточки» в нескольких секундах ходьбы находится Контрактовая площадь, рядом расположены государственные учреждения. Помимо того, Подол сам по себе интересен как старейший район Киева. Он и сейчас является одним из центров деловой и культурной жизни нашей столицы.

К тому же, по сравнению с центром, Подол менее загружен транспортом, что тоже немаловажно. В этом районе четко налажено транспортное сообщение; как раньше говорили, «на хорошем уровне социально-бытовая сфера», много магазинов, точек общественного питания, зон для отдыха.

CP: Расскажите, пожалуйста, об «Олимпик Плаза».

В «Олимпик Плаза» не будет ни одного квадратного метра офисных помещений, это исключительно торгово-развлекательный комплекс общей площадью около 90 тысяч м2, из которых 38 тысяч м2 площадей предназначены для сдачи в аренду под торговые помещения. В структуре «Олимпик Плаза» предусмотрено строительство паркинга, способного вместить 1500 автомобилей.<

Данный объект запланирован к сдаче в эксплуатацию в полном объеме в 2005 году. Для его разработки мы привлекали западных консультантов в части объема планировочных решений и зонирования. Ведь на западе культура строительства торгово-развлекательных центров имеет гораздо более длинную историю, нежели у нас. Соответственно нам есть чему поучиться у западных профессионалов.

CP: Считаете ли вы, что застройщики жилой недвижимости могут вскоре самостоятельно выйти на рынок развития офисных объектов?

Я думаю, что киевские компании-застройщики жилой недвижимости в недалеком будущем смогут строить и офисные центры. Ведь при общих тенденциях нашего рынка сейчас квартиры на первых и даже вторых этажах не пользуются спросом как жилая площадь. Соответственно, даже в жилом доме в данный момент первые этажи строятся с тем расчетом, что на них разместятся торговые площади, либо офисы. Поэтому нельзя говорить о том, что компании, строящие жилые дома не имеют опыта строительства офисов.

Но с другой стороны, на этот вопрос сложно ответить однозначно. Потому что просто построить – далеко не главное. Главное – грамотно определить параметры офисного проекта, правильно выбрать место, разработать концепцию. Необходимо, чтобы объект был удобен, продуман и, соответственно, востребован.

CP: Не боитесь ли вы конкуренции со стороны новых крупных проектов, которые девелоперы намерены вывести на киевский рынок в ближайшие 2-3 года?

Конкуренция – это двигатель прогресса, и я являюсь ее сторонником. Я считаю, что соперничество или какие-то соревновательные отношения между компаниями побуждают работать быстрее и качественнее.

Комплекс «Панорама»
фото: Михаил Антипов, ПП «ФОРМАТ»

CP: Тяжело ли вам было приобрести землю под свои объекты?

Скажем так, приобрести землю в Киеве под застройку не очень легко. Здесь есть определенные трудности, главная из которых – обширный перечень согласований. Ведь су ществует и архитектурный градостроитель ный совет, который рассматривает целесообразность и ценность того или иного предлагаемого здания, существует Управление охраны памятников истории, культуры и исторической среды КГГА, которое дает свое заключение. Также, кроме этих структур, существует еще целый ряд организаций и должностных лиц, следящих за пропорциональностью и органичностью использования той или иной площадки.

Еще одна трудность заключается в том, что центр Киева достаточно интенсивно застроен, и найти свободную территорию очень сложно. Если же на первый взгляд свободная и доступная площадка найдена, то она все равно, как правило, имеет свою «историю». Участок может быть закреплен еще практически «с советских» времен за каким-то предприятием или организацией, которые весьма инертны; либо закреплен за каким-то ранее пришедшим инвестором, который по определенным причинам не развивает площадку и по сей день. Однако с вышеперечисленными трудностями сталкиваются все, не только наша компания.

С другой стороны, если бы все было просто – пришел и тебе дали площадку – наверное, так было бы тоже неправильно. Тогда поток некомпетентных людей, чьи способности и деловые качества не проверены временем и рынком, просто захлестнул бы строительные площади Киева.

CP: Ваши объекты, за исключением, разве что «Панорамы» – это реконструкции. Считаете ли вы правильной ставку на такой сценарий развития офисной недвижимости?

Не совсем. Но, исходя из того, что в центре Киева на сегодня осталось не так уж и много свободных площадок, а еще меньше тех площадок, на которых можно построить, как говорится, «все, что душе угодно», приходится адаптироваться и заниматься реконструкцией.

CP: Привлекаете ли вы консультантов, маркетинговые компании и агентов по сдаче в аренду для реализации своих проектов?

У НСМ есть собственные специалисты по консалтингу и маркетингу проектов. Что же касается агентов, то мы с ними активно сотрудничаем. У нас есть где-то полтора десятка проверенных агентств по недвижимости, с которыми мы постоянно работаем. Выделять кого-то не хотелось бы. Но отмечу, что мы всегда открыты для общения со всеми компетентными специалистами рынка.

CP: Какие компании привлекались вами как генподрядчики и подрядчики в реализации проектов, или же вы осуществляете полный цикл работ самостоятельно?

Так или иначе, у нас есть целый ряд партнерских компаний. Начиная теми, что занимаются проектированием, до тех, что занимаются непосредственно строительством, субподрядными работами, инженерией, вентиляцией, телефонизацией. Эти компании проверены и временем, и делом.


ОТЕЛЬ «ОПЕРА» ОТ HCM
Компания HCM находится на завершающем этапе строительства нового отеля «Опера» по улице Богдана Хмельницкого, 53. В данный момент строительные работы ведутся на уровне восьмого этажа (всего в здании отеля будет десять этажей). По предварительным данным, окончание строительных работ запланировано на конец 2003 года. После этого начнется реконструкция прилегающих к объекту зданий. Компания HCM планирует ввести объект в эксплуатацию в третьем квартале 2004 года, после двух лет работы над проектом.


фото: НСМ

Отель полного цикла «Опера» будет представлять собой четырехзвездочный гостиничный комплекс, насчитывающий 145 номеров. Семь из них – номера категории «Designer suit» (номера с индивидуальным дизайном) – изюминка этой гостиницы. Они будут носить названия знаменитых опер: например, «Аида», «Иван Сусанин».
В отеле также будут предусмотрены номера категории «Business». По предварительным данным, цены на проживание в отеле, в зависимости от категории номеров, будут колебаться в пределах $150-500 в сутки. В гостинице будут размещены ресторан, лобби-бар, большой конференц-зал на 300 мест, паркинг на 34 автомобиля. Компанией НСМ объявлен тендер на поставку мебели в гостиничный комплекс. В течение ноября мебелью должны быть укомплектованы четыре тендерных номера.
Концепция гостиницы менялась несколько раз: первоначально она была задумана как небольшой отель на 35 номеров, затем было принято решение о его расширении, и сейчас окончательно реализуется проект реконструкции двух зданий и строительство нового корпуса. Отель «Опера», в представлении его создателей, будет уютным, вписывающимся в исторический и культурный контекст города. Вскоре в интернете появится сайт отеля «Опера»: http://www.hotel-opera.com.ua/