Новый инвестиционный магнит Харькова – промышленный парк «Рогань»


КОНЦЕПЦИЯ
Данный проект будет осуществляться в поселке Рогань Харьковского района. Он был выбран исходя из близости к областному центру, международному аэропорту «Харьков» (30 километров); наличия высококвалифицированной рабочей силы и логистических структур; прохождения газо- и электросетей, а также удобной транспортной доступности.
Промзона «Рогань» займет площадь в 2156 гектаров, на которой разместится около сотни промышленных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса для ведения производственной и других видов деятельности, а также инфраструктурные объекты (учебный, оздоровительный и бизнес-центры, коттеджно-гостиничный комплекс). Планируется отвести площадки для торговых комплексов, центра услуг, железнодорожной ветки.
Согласно концепции промзоны, основными сферами промышленной деятельности будут следующие: транспорт и логистика, строительство нефте- и газоперерабатывающих предприятий, очистных сооружений и систем; производство электрооборудования, цемента, обуви, кожгалантереи и алюминиевых профилей для строительства; транспорт, фармацевтика, оптика, издательское дело и полиграфия; химическая, текстильная, деревообрабатывающая, кожевенная, ювелирная и пищевая промышленности, строительство, а также другие виды промышленности в зависимости от заинтересованности инвестора и реципиента инвестиций.
Для изоляции площади промзоны от окружающих жилых зон предусматривается создание лесных барьеров, которые смогут обеспечить акустическую защиту и охрану окружающей среды. Предприятия на территории промзоны будут размещаться исходя из вида производства и объединяться в своеобразные комплексы на основе однородной отраслевой деятельности. Все они будут связаны специально разработанной транспортной сетью. Планируется также строительство складских и производственных комплексов с низким воздействием на окружающую среду.
В промзоне «Рогань» будет создан центр услуг, в котором разместятся мини- и супермаркеты, банки, выставочные и экспозиционные площади, конференц-залы, рестораны фаст-фуд, отель.
На дороге, соединяющей автомагистраль с промзоной, расположится таможенный терминал для автотранспортных средств. Он будет оборудован необходимой инфраструктурой для водителей и персонала: офисами, складами, площадками для маневра и парковки, баром, объектами общественного питания. Также запланирована зона обслуживания для автотранспортных средств (топливо, торговые помещения, паркинг).
Основными инвесторами строительства данного проекта, как сообщил Арсен Аваков, глава Харьковской облгосадминистрации, выступят итальянские предприниматели и государственные учреждения Италии («Симест», ИЧЕ – Институт внешней торговли Италии). В то же время не исключается участие и других иностранных и отечественных инвесторов.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
В конце июля 2005 года делегация Харьковской области провела в Риме переговоры о реализации проекта с представителями Министерства производственной деятельности Италии. Для внедрения концепции организации промзоны в Риме было создано Торговое представительство Харьковской области.
29 июля 2005 года Арсен Аваков и Адольфо Урсо, вице-министр производственной деятельности Итальянской Республики, подписали Договор о намерениях сотрудничества. Согласно договору, Харьковская область будет создавать максимально благоприятные условия для итальянских предпринимателей, заинтересованных в инвестировании в область, и содействовать разрешению возможных административных проблем, связанных с признанием итальянской собственности, в том числе и на уровне правительства Украины.
Как сообщил Виктор Коваленко, начальник главного управления внешнеэкономических связей и евроинтеграции Харьковской облгосадминистрации, для составления ТЭО промзоны привлечены американские компании BIZPRO и ICDV. Ожидается, что на составление ТЭО уйдет около полугода. У харьковских властей есть несколько кандидатур консалтинговых компаний, которые намерены работать по проекту промзоны. Определиться с партнером облгосадминистрация планирует до конца этого года. В декабре 2005 года Харьковская облгосадминистрация намерена презентовать проект промзоны «Рогань» в Риме.
Арсен Аваков сообщил, что решение вопросов с водопроводом, подачей электроэнергии, а в ряде случаев и складской инфраструктурой итальянская сторона будет решать за свой счет. После этого промзона будет разбита на отдельные сектора, и зарубежным промышленным предприятиям будет предложено разместить на них свои производственные мощности.
Сегодня, по словам Арсена Авакова, проектная группа определяет, где оптимально провести коммуникации, разместить железнодорожный тупик и т.д. Кроме того, на территории промзоны есть ряд земель, имеющих сельскохозяйственное назначение, которые следует вывести из этого статуса, переместить чернозем. Эти работы займут около года. По оценкам руководителя области, реальные инвестиции в промзону начнут поступать уже в начале 2006 года.
Сегодня в районе промзоны уже работает фабрика компании «Филипп Моррис», которая за свой счет подвела к производственной площадке газ, воду, электроэнергию.
В ближайшее время свое производство по выпуску комплектующих для персональных компьютеров в зоне планирует разместить тайваньская компания «Фоксконн». По предварительным оценкам, совокупные инвестиции в данный проект составят более $150 миллионов. Cейчас компания рассматривает возможные земельные участки, изучает вопрос поставки металла для производства продукции.
Один из ведущих мировых изготовителей сельскохозяйственной и дорожностроительной техники – компания «Комамотер» – также планирует разместить в промзоне свои производственные линии.
В августе 2005 года переговоры с областными властями относительно участия в создании промышленного парка провел еще ряд международных компаний. В частности, бельгийская компания Ahlers Logistic and Maritime Services, являющаяся одной из ведущих логистических компаний Европы, планирует построить здесь офисно-складской комплекс. Предполагаемая сумма инвестиций составляет 5-7 миллионов евро. В настоящее время компания находится на этапе выбора земельного участка.
Интерес к проекту промзоны проявила и компания Poste Italiane (итальянский аналог «Укрпочты»), планирующая осуществлять инвестиции в развитие телекоммуникационной и логистической инфраструктуры в рамках промзоны.


МНЕНИЯ «ЗА» И «ПРОТИВ»
Ирина Абрамова, секретарь Харьковского инвестиционного совета, считает, что по уровню необходимых инвестиций этот проект является для региона достаточно масштабным и амбициозным: «Он вполне реален и интересен для внешних и отечественных инвесторов по следующим соображениям. Внутренний рынок Украины и ее восточных промышленных областей является довольно емким. Харьковский регион обладает рядом преимуществ для эффективного ведения бизнеса: удобным расположением, наличием «кузницы» кадров и незадействованных квалифицированных кадров, развитой производственной, офисной и жилищной инфраструктурой, сбалансированной структурой промышленного производства и услуг. Заявленные преимущества сами по себе являются вполне достаточными при условии стабильности законодательства и неизменности правил игры. Харьков является вторым городом в Украине после Киева, который имеет два международных рейтинга на уровне суверенного. Интерес к инвестированию в Украину, в Харьковский регион и промзону «Рогань» в частности, обязательно усилится после получения страной и Харьковом международных рейтингов инвестиционного уровня».
В то же время, по мнению Ирины Абрамовой, нельзя не отметить проблематичность инвестирования в объекты промышленной инфраструктуры: «Инвестору это может быть неинтересно, поскольку прибыль от таких проектов не очевидна. Во всех странах создание инфраструктуры в промышленных парках финансирует государство, оно же и предлагает различные преференции для инвесторов. Неплохо было бы предоставить инвесторам льготы. На сегодняшний же день промышленному парку обещана поддержка только региональных властей. Однако на правительственном уровне обсуждается законопроект, которым предусматриваются определенные льготы индустриальным паркам. Под это определение подпадает и промышленная зона «Рогань». Промышленные зоны являются разновидностью свободных экономических зон (СЭЗ) и существуют, например, в Чехии, Венгрии, Польше. Территории активно конкурируют за привлечение инвесторов и создание новых рабочих мест.
Если опыт промзоны «Рогань» будет успешным по указанным критериям, его обязательно захотят тиражировать. Инициатива будет исходить, прежде всего, от региональных властей. Бизнес также может предложить создание такой зоны в привлекательном месте. Государство, решившись создать промышленные, индустриальные зоны, должно будет предложить инвесторам стимулы в виде налоговых льгот и иных преференций».
Леонид Рубаненко, заслуженный экономист Украины, высказывает несколько противоположное мнение: «Это очередной проект, каких в Харькове было немало, не отличающийся глубиной проработки. Сложно выделить какие-либо преимущества Рогани по сравнению с другими населенными пунктами области. Кроме того, стоит отметить, что без льготного налогообложения развитие данного проекта довольно проблематично».