Мост на Троещину построит Турецкая Enerji Yapi Group




Здесь расположится новый мост
фото: Сергей Хитрый

Как сообщил генеральный директор института «Киевпроект» Игорь Гордеев, технико-экономическое обоснование проекта строительства этого перехода, совмещенного для движения автотранспорта и поездов метрополитена, было утверждено Кабинетом Министров Украины еще в 1993 году. Однако, из-за отсутствия средств все эти наработки остались только на бумаге.
Согласно ТЭО, длина мостового перехода с шестью полосами для автотранспорта и двумя колеями для поездов метрополитена составит 7,1 километра, в том числе на искусственных сооружениях (опорах) будут находиться 4 километра. Переход соединит район северного левобережья столицы с центральной частью города на правом берегу. Подъездные пути к мосту с правого берега планируется создать на пересечении улиц Набережно-Луговой и Межигорской. Сам переход будет пересекать Гавань, Рыбальский полуостров, непосредственно Днепр, Труханов остров, реку Десенку, урочище Горбачиха, Русановские сады и завершится на бульваре Перова.
По словам Игоря Гордеева, общая сметная стоимость проекта в ценах 1984 года составляла около $200 миллионов, а на сегодняшний день она может составить около $500 миллионов. Александр Омельченко в свою очередь сообщил, что в Киеве остро назрела потребность в строительстве в ближайшие 5-7 лет двух мостов через Днепр – Подольского мостового перехода и автомобильно-железнодорожного моста. Но если по Подольскому переходу уже есть практические наработки, которые прошли предварительное согласование и утверждение, то мост автомобильно-железнодорожный «сегодня в стадии более дальней перспективы».
Александр Омельченко сообщил, что мэрия уже в 2003 году намерена приступить к инженерно-подготовительным работам – переносу инженерных сетей и объектов недвижимости, земляным работам. По его словам, в процессе подготовки проекта специалисты рассматривали несколько вариантов его осуществления и участия в нем украинской и турецкой сторон. В частности, в случае кредитования проекта турецкой стороной, участие мэрии будет заключаться только в предоставлении права и возможности пользоваться земельным и водным пространством. Одним из вариантов является осуществление проекта с участием обеих сторон. По словам Александра Омельченко, ориентировочный срок строительства, учитывая опыт турецких специалистов, может составить 36 месяцев.
Шабани Дишли отметил, что Enerji Yapi Group имеет положительный опыт в строительстве подобных объектов, в частности, в Казахстане. Вице-премьер подчеркнул, что Enerji Yapi Group приложит все усилия и профинансирует данный проект, а также осуществит его реализацию. «Как лицо, представляющее правительство Турции, могу с полной ответственностью заявить, что мы будем поддерживать этот проект и компанию Enerji Yapi Group и сделаем все зависящее от правительства, чтобы этот проект осуществился», – заявил он. При этом Шабани Дишли отметил, что в привлечении финансирования для подобных проектов очень важен формат гарантий, которые мэрия может предоставить. «Уверен, что после подписания ряда протоколов можно будет в кратчайшие сроки приступить к организации финансирования этого проекта. Естественно, речь идет о финансах, которые будут привлекаться не из Турции, а от третьих сторон, чем займется Enerji Yapi Group».
Александр Омельченко сообщил, что, согласно украинскому законодательству, в решении данного вопроса могут существовать два варианта. Первый – гарантии правительства через Национальный Банк Украины. Второй вариант – залог мэрии под собственность города, стоимость которой исчисляется несколькими миллиардами долларов США.
Шабани Дишли заявил, что подобного рода гарантии будут приняты финансовыми структурами и правительство Турции, со своей стороны, будет способствовать и помогать Enerji Yapi Group в привлечении инвестора по данному проекту, поскольку уже есть серьезные наработки для начала реального диалога. Вместе с тем, необходимо учитывать тот фактор, что западные инвесторы, как правило, обращают внимание на то, чтобы в результате строительных работ не пострадала окружающая среда. В частности, у японских компаний уважительное отношение к окружающей среде и природе является первым условием.
Александр Омельченко сообщил, что на стадии проекта, выводы которого утверждены правительством Украины, были сделаны и заключения экологических служб. А чтобы приступить к разработке рабочей документации, желательно уже предпринимать конкретные шаги.
Сулейман Мюфтигиль напомнил, что Enerji Yapi Group подключилась к работе над проектом мостового перехода в Киеве еще в 1997 году, принимала активное участие в его подготовке.
В 1998 году турецкой стороной была организована схема финансирования, в Киев приезжали представители японских финансовых групп, и практически кредит был готов. Однако, в тот момент не было закона о столице, и проект остался нереализованным, хотя в него было вложено много сил.
По словам Сулеймана Мюфтигиля, есть несколько вариантов осуществления проекта, в частности, на основе концессии под гарантии города. «Я верю, что с вашей поддержкой мы успешно осуществим этот проект, а при поддержке турецкого правительства мы чувствуем себя более сильными и уверенными», – отметил он. Отвечая на вопросы журналистов об условиях протокола, Сулейман Мюфтигиль заявил, что «еще рано говорить об условиях кредитования и финансирования – это было бы ошибкой. Единственное, что могу сказать, – уже пройденные шаги свидетельствуют о том, что организация финансирования возможна, причем в разных режимах. Это может быть концессия или привлечение кредитов. Подписанный протокол дает нам право в очень быстром темпе решить этот вопрос. Мы имеем некоторый опыт осуществления подобных проектов и уже провели несколько переговоров непосредственно по этому проекту».
На данный момент специалисты занимаются расчетами по определению стоимости проекта, которая, по предварительным данным, может составить от $300 до $500 миллионов.
Отвечая на вопрос, какие фирмы будут непосредственно осуществлять строительные работы, Сулейман Мюфтигиль сообщил, что это будет консорциум, включающий в себя несколько различных фирм, в том числе украинские и Enerji Yapi Group.


ПРОЕКТ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДОЛЬСКОГО МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА БЫЛ ВЫНЕСЕН НА ОБСУЖДЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО СОВЕТА
12 ноября проект строительства Подольского мостового перехода через Днепр обсуждался на заседании совета Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. Он был представлен проектной организацией ОП «Киевсоюзпутьпроект», заказчиком мостового перехода выступила Дирекция строительства специальных инженерных сооружений.
Генеральным планом развития Киева строительство Подольского мостового перехода было предусмотрено еще в начале 1980 годов. Однако до сих пор идея так и остается нереализованной. Причем с каждым годом необходимость появления нового моста становится все более ощутимой, так как активно застраиваются левобережные массивы, соответственно, растет поток автотранспорта и нагрузка на существующие мостовые переходы через Днепр, главным образом на Московский мост, который уже несколько лет функционирует на пределе своей пропускной способности.
Мост, который соединит Подол и Троещину, полифункционален: по нему пройдет четвертая ветка киевского метрополитена, а также автомагистраль. Причем, согласно проекту, новый мостовой переход будет двухуровневым. В отличие от Южного моста и моста Метро, планируется, что поезда метро будут ходить по нижнему уровню моста, а автомобильное движение будет осуществляться по верхнему. Линия метрополитена, которая пройдет по мостовому переходу, будет состоять из четырех станций. Она начнется от ст.iм. «Т.Шевченко», которая будет пересадочной. Последующие станции на линии запланированы как «островные»: «Рыбальская» и «Труханов остров», поэтому одной из проблем, с которой столкнулись проектировщики, являлась проработка проектных решений защиты инженерных сооружений метрополитена от затоплений. В дальнейшем линию метро, которая пройдет по новому мосту, состыкуют с уже существующей на Троещине линией скоростного трамвая посредством создания пересадочного узла.
При рассмотрении проекта был поднят вопрос о реконструкции инфраструктуры Рыбальского полуострова (снос некоторых сооружений и продолжение ул. Набережно-Рыбальской от пересечения с ул. Электриков до подъездных путей нового мостового перехода, с перспективой создания еще одного разводного моста через Гавань). К слову, в данное время компанией «Київгідрошляхміст» уже несколько месяцев ведутся работы по расширению проезжей части ул. Набережно-Рыбальской до трех полос движения в каждом направлении. Работы должны завершиться к весне 2004 года. Таким образом, будет устранена «проблемная зона» движения автотранспорта между пр. Героев Сталинграда и ул. Электриков, а также создана часть подъездных путей для нового мостового перехода.
Также на совете рассматривался вопрос прохождения транспорта по левобережной зоне, Русановским садам. К слову, с началом строительных работ запланирована ликвидация участков садоводов и дачников, их землепользователям планируется выплата компенсаций.
Тем не менее, открытыми пока остаются еще много вопросов, связанных как с собственно строительством, например, организацией подъездов к мосту со стороны Подола (в районе пересечения улиц Набережно-Луговой и Межигорской) и бульвара Перова (Левый берег), так и с его финансированием. В частности, еще окончательно не решено, где на левобережье разместятся подъездные пути к мостовому переходу – либо в районе кинотеатра «Аврора» и авторынка, либо в районе проспекта Генерала Ватутина (массив «Радужный»). Но, как говорится, лед тронулся. В Генеральном плане развития города дата завершения строительства нового моста определена как 2010 год.