MIPIM-2007: Главный инвестиционный форум Европы


РЕЗУЛЬТАТЫ MIPIM-2007


фото: Deol Partners

На четыре выставочных дня на Лазурный берег снова съехались ведущие игроки рынка недвижимости, среди которых были представители девелоперских и консалтинговых компаний, инвесторы и потенциальные владельцы будущих объектов, архитекторы и разработчики концепций развития территорий, представители власти и многие другие. Уже традиционно в рамках MIPIM проводится ряд встреч, семинаров, конференций, приемов и званых ужинов, проходит конкурс проектов, заключаются многомиллионные контракты. По словам Юрия Нартова, управляющего директора компании Colliers International (Украина), «традиционно MIPIM считается одним из самых престижных мероприятий глобального масштаба в сфере недвижимости. Каждый год выставка принимает все большее количество участников и проектов, что вместе с «расслабляющей» атмосферой средиземноморского курорта делает данное мероприятие уникальным. Соответственно, уровень организации и качество участников постоянно поддерживается на очень высоком уровне».
Как отмечает Дмитрий Васильев, директор по корпоративным коммуникациям компании «XXI Век», «MIPIM – это главное событие в мире недвижимости и инвестиций в году, которое собирает и объединяет ведущие международные компании, мэров городов, выдающихся политиков, инвесторов, девелоперов и многих других. Эта выставка является идеальным местом для знакомства с новыми возможностями в сфере недвижимости, продвижения проектов и привлечения инвестиций для развития городов».
Марина Рымаренко, директор по маркетингу компании DEOL Partners, рассказывает, что «в 2007 году выставка была посвящена трем основным темам: активам (Asset Class), изменениям в мире (Changing World) и региональным рынкам (Regional Focus). Данные темы обсуждались на специальных сессиях и интерактивных семинарах и включали в себя вопросы, связанные с рынком капитала, прямыми и непрямыми инвестициями, инновацией, архитектурой и окружающей средой. На проводимых мероприятиях в рамках «Property Talks 2007» были обозначены тенденции рынка недвижимости 2007 года».
В этом году выставку посетили представители компаний из 74 стран мира, а количество участников составило 21 415, 2277 из которых – компании-экспоненты, 5406 – пользователи и инвесторы. Таким образом, количество участников увеличилось по сравнению с 2005 годом на 21%. Как утверждают организаторы, процентный рост произошел в основном за счет участников из России. Известно, что в Каннах присутствовали представители более 500 российских компаний. В этом году свои проекты на суд международной общественности вынесли около 40 российских регионов – от Дальнего Востока до Калининграда, от Москвы до Алтая. Компании из России развернули в Каннах не только деловую, но и очень активную светскую деятельность, устраивая званные ужины, приемы и вечеринки. Особым размахом отличались приемы и PR-акции российской корпорации Mirax Group.
Большое количество участников, соответственно, повлияло на увеличение выставочных площадей. На этот раз пространство для выставочных стендов составило 20 743 м2.


УЧАСТИЕ УКРАИНЫ
На выставке MIPIM-2007 Украина была представлена 93 компаниями (в 2005 году – 36, в 2006 – 63) из Киева, Одессы, Луганска, Донецка, Севастополя, Львова, Полтавы и других городов. По сравнению с 2006 годом выставочная площадь украинских компаний увеличилась более чем в два раза, несмотря на то, что не было отдельных стендов Украины или Киева, как в предыдущие годы. Так, на MIPIM-2006 выставочная площадь для украинских стендов составила 176 м2, на MIPIM-2007 – 354 м2. Всего Украина представила 17 стендов. Как рассказывает Марина Рымаренко, «около центрального входа было размещено 5-6 украинских стендов, которые презентовали страну, а другие стенды, презентующие различные проекты, располагались относительно недалеко друг от друга. Регионы Украины, в отличие от России, где выделялись, к примеру, Краснодарский край и Казань, пока что не представлены. Думаю, что в следующем году наша страна будет представлена многими регионами, включая Киевскую область, учитывая участие в MIPIM многих государственных представителей регионов Украины».


Стенд международной компании NAI Global
фото: NAI Pickard

Участники выставки отмечают возрастающий интерес к Украине иностранных и российских инвесторов. По словам Марины Рымаренко, «интерес наблюдается не только со стороны западных инвесторов, но также со стороны России и Казахстана. Серьезных институциональных инвесторов интересует портфель, который может состоять из различного набора объектов коммерческой недвижимости. В первую очередь делается упор на офисную и торговую недвижимость».
Как отмечает Терри Пиккард, генеральный директор компании NAI Pickard, «бесспорно, Украина продолжает оставаться очень востребованной на MIPIM. Нет сомнений в том, что в 2007 году западные инвестиции пополнят все сегменты рынка украинской недвижимости. Я очень надеюсь, что местные «законодатели» будут всячески способствовать увеличению объемов иностранных инвестиций, а не мешать этому процессу».


Компания «XXI век» принимает участие в выставке пятый раз
фото: Deol partners

По словам Оксаны Елмановой, генерального директора компании FIM Group, «иностранных инвесторов привлекают, прежде всего, сроки окупаемости проектов, а также их доходность, приемлемая ставка которой у западных игроков составляет 8-12%».
Проекты украинских компаний, представленные на выставке, были очень разнообразны – от логистических, складских и мультифункциональных комплексов, торговых и бизнес-центров, отелей, до объектов жилой недвижимости.
Так, к примеру, компания NAI Pickard представила несколько крупномасштабных проектов, в том числе центр моды (23 500 м2), бизнес-центр (8765 м2), торговый центр (31 000 м2) в Киеве, логистический комплекс (40 000 м2), а также проект развития торгового центра в Мариуполе (54 135 м2). Из жилых объектов был представлен проект коттеджного городка Garden City на 5 тысяч отдельных домов возле Борисполя. Это совместный проект с компанией Millennium Capital. По словам Терри Пиккарда, «шесть потенциальных соинвесторов проявили серьезный интерес к проекту, а один из них был настроен столь решительно, что сразу же приехал в Киев для ведения переговоров».
Компания FIM Group презентовала проекты складских комплексов класса А, среди которых объекты общей площадью 150 тысяч м2 по трассе Е-95 (Киев), 100 тысяч м2 (Днепропетровск), 65 тысяч м2 (Одесса), а также офисные центры класса А и В.
На стенде компании HCM Group были представлены новые инвестиционные возможности: 6 проектов коммерческой недвижимости разного формата, портфель жилых проектов в Киеве и Киевской области. По словам Александра Костюка, первого заместителя генерального директора НСМ Group, «в этом году выставка была самой активной за последние 5 лет. Можно отметить расширение географии контактов украинских компаний: кроме традиционного интереса к украинскому рынку российского капитала, более предметными становятся контакты с западными инвесторами».


Атмосфера средиземноморского курорта делает мероприятие уникальным
фото: «XXI век»

Программа компании «XXI Век», пятый раз принимающей участие в этом мероприятии, была очень насыщенной. По словам Дмитрия Васильева, «представители нашей компании приняли участие в ряде традиционных встреч с крупнейшими инвесторами проектов недвижимости, провели консультации с ведущими девелоперами и архитекторами, обменялись опытом реализации проектов, узнали о самых современных тенденциях на рынке недвижимости Европы и мира. Наш топ-менеджмент осуществил обзорный тур по выставке с представителем MIPIM, посетил официальное открытие московского стенда Юрием Лужковым, встретился с коммерческим директором выставки Барбарой Эфтимью, познакомился с конкурсом на лучший проект года и новым специальным проектом для инвесторов «Спид Матчинг», встретился с делегацией украинских мэров, которые также принимали участие в выставке. Наиболее плодотворным мы считаем последнее мероприятие, мэры были приятно удивлены уровнем выставки. Они увидели, каким образом можно представлять свои города, презентовать приоритетные проекты огромному количеству целевых потенциальных инвесторов, проводить предварительные переговоры с заинтересованными организациями, определять мировые тенденции в развитии городов. Мы обсудили перспективы развития таких украинских городов, как Запорожье, Луганск, Полтава, Севастополь, Львов, Сумы, показали свое видение реализации проектов недвижимости».


Несколько лет подряд участие России в выставке отличается особым размахом
фото: Deol Partners

Юрий Нартов отмечает, что «MIPIM – это прежде всего встречи, тем более что атмосфера выставки более чем располагает к этому. Представители компании Colliers International фокусировались, в первую очередь, на встречах с текущими клиентами и обсуждении их проектов, а также на знакомстве с потенциальными клиентами. Внутри корпоративных мероприятий знакомились с коллегами из других офисов, обсуждали вопросы, направленные на усиление сотрудничества и обмена клиентами. Кардинальным изменением было то, что в этом году не приходилось активно продвигать украинский рынок (как это было два-три года назад), так как инвесторы сами предлагали встречаться и обсуждать его возможности.
Главные результаты выставки для нашей компании – это укрепление существующих и получение новых контактов, как клиентских, так и внутрикорпоративных. Были намечены четкие шаги по уже существующим и потенциальным проектам. Выставка полезна также с точки зрения расширения кругозора и понимания того, что происходит на других международных рынках».


ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ
На MIPIM-2007 были представлены проекты девелоперских компаний из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Италии, Испании, Китая, Польши, России, США, Украины, Франции, Чехии, Швеции, Японии и т.д. Среди иностранных участников выставки были компании Jones Lang LaSalle, DIFA, Bouygues Construction, DTZ, Emaar-Dubai, Marina, City of London, Ayuntamiento de Madrid, City of Tokyo, City of Prague, GE Capital, Deutsche Bank Real Estate, Caisse des Dépôts, Skanska, L'Oréal, General Motors, Corporation Worldwide Real Estate, Pirelli Real Estate, Nokia Corporation, Accor, Hyatt, ING и т.д.
По результатам ежегодного конкурса проектов, победителями в соответствующих категориях признаны:
«Гостиница или туристический объект» – Malmaison Oxford/Oxford Castle (Оксфорд, Великобритания). Девелопер – The Trevor Osborne Property Group/Oxford Castle Ltd в сотрудничестве с Oxfordshire County Council/South East England Development Agency/English Heritage/Oxford Preservation Trust, архитектор – Architects Design Partnership/Dixon Jones/Jestico и Whiles/Panter Hudspith/Richard Griffiths Architects.
«Лучший бизнес-центр» – Pórtico (Мадрид, Испания). Девелопер – Hines/Monthisa, архитектор – SOM Architects (Skidmore, Owings & Merill, Inc)/Rafael de La-Hoz.
«Лучшая реконструкция офисного здания» – Belmont Court (Брюссель, Бельгия). Девелопер – Axa Belgium Sa, архитектор – Architectes Associés Desmedt Lacour Leribaux в сотрудничестве с Jean GLIBERT.
«Лучший объект в сфере жилой недвижимости» – благотворительный проект Colliers International по реконструкции города Киринда (Шри-Ланка), разрушенного цунами в 2004 году. Архитектор – Shigeru Ban. Инициатор и спонсор проекта – Colliers International. Жюри отметило новаторство проекта по экологически рациональной «зеленой» реконструкции поселка.
«Лучший объект в сфере торговой недвижимости» – Europa Passage (Гамбург, Германия). Девелопер – Allianz Immobilien GmbH/HSH Nordbank AG, архитектор – BRT Architekten/Bothe-Richter-Teherani BDA/Hadi Teherani.