Металл в строительстве


ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА


Компании, занятые в сфере строительства, являются крупнейшими потребителями металлопроката
фото: Олег Герасименко

Наряду с предприятиями машиностроительной, транспортной и нефтегазовой отраслей, компании, занятые в сфере строительства, являются крупнейшими потребителями металлопроката. Доля металла в структуре себестоимости нового строительства составляет порядка 10%, при этом общая стоимость стройматериалов оценивается на уровне 55-60% стоимости жилого здания.
Из всей металлопродукции строителей интересует преимущественно арматура, балка, швеллер, уголок и катанка. «В строительстве применяется весь спектр черного металлопроката – арматура, швеллер, двутавровая балка, лист. Арматура занимает 90-96% от всего объема потребляемой металлопродукции в гражданском строительстве», – рассказывает Олег Насад, начальник отдела металлопродукции компании «Основа-Солсиф». Аналогичные тенденции отмечает и Светлана Кучер, начальник отдела рекламы и PR ООО «УГМК»: «С развитием монолитно-каркасного жилищного строительства активным спросом пользуется арматура. Она используется и непосредственно в процессе строительства, и как армирующий материал в производстве железобетонных конструкций, которые уже в готовом виде поступают на строительство и монтируются как блоки сооружений. Существует и такая часть строительного рынка, как нежилая промышленная недвижимость, где в основном используется сортовой и листовой металлопрокат».
Особенно металлоемким является сегмент быстромонтируемых зданий из металлических конструкций. В таких объектах основным несущим каркасом выступают сварные балки, к которым крепится вторичный каркас – тонкостенные оцинкованные профили под стены и крышу (для стен могут применяться фасадные кассеты, панели, металлический сайдинг, профнастил). Доля каркаса в себестоимости БМЗ достигает 30%. Учитывая экономичность и высокую рентабельность технологий БМЗ, эксперты пророчат им небывалую востребованность на отечественном рынке, особенно в таких сегментах коммерческой недвижимости, как торговая, складская и производственная.
Отдельный сегмент строительной сферы, требующий больших объемов металла, – это мостостроение, наиболее популярная металлопродукция в котором – листовой металлопрокат специфических марок стали. «Сейчас в Киеве строятся два моста, где используется такой металлопродукт, как шпунт Ларсена, произведенный отечественным комбинатом. Шпунт Ларсена – это специфическая балка, которая имеет определенный угол сгиба, чтобы придать мосту высокую износостойкость и одновременно укрепить берега», – объясняет Светлана Кучер.
Что касается региональной структуры потребления металла в строительстве, то тут традиционно лидируют области с высокой концентрацией промышленности: Киевская, Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская.
Наибольшие объемы металла в строительной сфере все так же потребляет столица, однако эксперты отмечают тенденцию к сокращению разрыва в показателях применения металла между киевским и региональным строительством.


УЧАСТНИКИ РЫНКА
Черная металлургия, составляющая основную часть металлургического комплекса Украины (около 350 предприятий), по объемам производства занимает первое место среди промышленных отраслей экономики страны. Объем вырабатываемой ею продукции достигает 30% от общего производства. Крупнейшие производители проката в Украине – «Миттал Стил Кривой Рог» (в прошлом «Криворожсталь»), «Запорожсталь», «Азовсталь», Алчевский и Макеевский меткомбинаты, Донецкий и Енакиевский металлургические заводы, Днепропетровские металлургические комбинаты имени Дзержинского и Петровского, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича.
В числе крупнейших потребителей металлопродукции среди застройщиков и строительных компаний – «Киевгорстрой», «Познякижилстрой», «Аэрострой», «Укрреставрация», «Крещатикстрой», СП «Основа-Солсиф» и другие.
Металлоторговые операции на отечественном рынке осуществляются через металлотрейдеров. Сегодня в стране представлено порядка 140 крупных и средних компаний, специализирующихся на торговле металлопрокатом, причем около трети из них сосредоточено в столице. Среди металлотрейдеров, твердо закрепившихся на рынке, – «Леман-Украина», «Украинская горно-металлургическая компания» («УГМК»), «Металл-Холдинг», «МД Групп», «Энергосталь».
Собственной сети сбыта отечественные металлопроизводители не имеют. «Это нормальная мировая практика, когда существуют структуры, которые занимаются сбытом металлопроката заводов-производителей. Некоторые компании в структуре своей собственности имеют и заводы, производящие металлопрокат, и компании – самостоятельные юридические лица, которые занимаются сбытом. С «УГМК» ситуация иная. Мы официально представляем Алчевский металлургический комбинат, Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского, Днепропетровский трубный завод, Краматорский завод им. Куйбашева исключительно на правах официального партнера», – комментирует ситуацию Светлана Кучер.


САМОЕ ЛИШНЕЕ ЗВЕНО?
В последнее время в Украине наметилась тенденция пересмотра отношений в традиционной схеме работы «производитель – металлотрейдер – конечный потребитель». Инициатива в этом вопросе исходит от нового руководства комбината «Миттал Стил Кривой Рог». Вскоре после повторной продажи крупнейшего меткомбината его новый директор Нарендра Чодери заявил, что намерен налаживать непосредственные отношения с конечными потребителями за счет строительства собственной дистрибьюторской сети и отказа от услуг металлотрейдеров. Идея заключения прямых контрактов на поставку металла была поддержана несколькими крупными украинскими строительными компаниями, после чего предварительное согласие на прямое сотрудничество дали несколько отечественных металлопроизводителей.
Впрочем, крупные металлотрейдеры, работающие в Украине, не видят возможности для кардинальных изменений в налаженной схеме сотрудничества «производитель – металлотрейдер – конечный потребитель». Дмитрий Николаенко, директор киевского СМ «Леман-Украина», считает, что «такая схема по-прежнему эффективна, так как у трейдера конечный потребитель может купить продукцию различных производителей в широком ассортименте. Например, в настоящий момент на складах СМ «Леман-Украина» в Киеве собрано 28,5 тысяч тонн металлопроката различных комбинатов и более 300 позиций сортамента. Многих клиентов также интересует возможность отсрочки платежа и быстрые сроки поставки, а при работе с трейдером нет необходимости делать предоплату и ждать поставку. Также есть компании, не имеющие своих складов и интересующиеся доставкой проката на объект в определенное время».
По общему мнению металлотрейдеров, работа напрямую актуальна при вагонных объемах закупок и очень узком ассортименте поставок. И даже в этом случае крупные компании, работающие с металлургическими комбинатами напрямую, постоянно докупают часть объема и у трейдеров.
«Всей цепочке есть место на рынке, – считает Олег Насад. – Напрямую работать выгодно при условии крупных поставок – не менее вагона. При малых объемах продукции есть смысл работать с металлотрейдерами, которые предоставляют отсрочку платежа. Замораживать средства в крупные партии металлопродукции невыгодно».


ИНОСТРАННЫЕ ПОСТАВЩИКИ


Мостостроение – сегмент строительной сферы, требующий больших объемов металла
фото: Олег Герасименко

По оценкам трейдеров, емкость внутреннего рынка металлопродукции составляет порядка 5,8 миллиона тонн. В этом контексте следует отметить важную особенность металлургической отрасли страны – ее экспортную ориентацию: из всего объема производимой сегодня в Украине металлопродукции у нас остается не более 20% (для сравнения: в России гарантированный сбыт находится в пределах 50-60%). И хотя на строительном рынке еще преобладает продукция отечественных производителей, тенденция к увеличению импорта заграничной арматуры нередко отмечается в числе неблагоприятных факторов украинской экономики. Традиционно крупнейшими поставщиками проката на украинский рынок остаются страны СНГ (главным образом Россия, Казахстан, Беларусь и Молдова). Кроме того, следует отметить выход на украинский рынок азиатских производителей черных металлов (Китай, Южная Корея и Таиланд). По некоторым прогнозам, в этом году импорт из стран ЮВА может увеличиться.
Впрочем, металлотрейдеры не видят в лице зарубежных компаний конкурентов отечественным металлопроизводителям. По словам Светланы Кучер, «Украина является одним из крупнейших экспортеров металлопроката. Доля импорта настолько незначительна, что говорить о каких-то серьезных конкурентах невозможно, его очень мало. На нашем рынке есть российская и венгерская продукция, китайская, немного турецкой, белорусской, молдавской. Но вся эта продукция не превышает 15% от объема, которым оперируют металлотрейдеры».
При этом ряд застройщиков и металлоторговцев все же отмечают проблемные места в данном вопросе. К примеру, представители Украинской строительной ассоциации публично предупредили отечественных металлопроизводителей о том, что повышение цен на металлопрокат приведет к потере последними внутреннего рынка и переориентации украинских потребителей на импортных производителей. По данным, обнародованным Андреем Федосеевым, президентом Украинской ассоциации металлоторговцев, в результате повышения цен на металлопродукцию компанией «Миттал Стил Кривой Рог» в январе из России и Беларуси к нам было завезено около 10 тысяч тонн арматуры, а в перспективе объем потребления импортного металла в Украине может составить до 1 миллиона тонн. Олег Насад отмечает, что «серьезной конкуренции нет, но на рынке появляется арматура российских, белорусских, молдавских производителей. После значительного повышения цен ОАО «Миттал Стил Кривой Рог» на свою арматуру крупного диаметра российская продукция на украинском рынке стала конкурентоспособней. В результате, стало выгоднее покупать импортную арматуру крупного диаметра у металлотрейдера, чем напрямую у бывшей «Криворожстали».
При этом качество отечественной металлопродукции в целом устраивает строительные компании. «С каждой партии мы делаем лабораторные испытания, сравниваем полученные результаты с требованиями ГОСТов и ДСТУ. Практически всегда качество металла соответствует существующим требованиям», – рассказывает Олег Насад. И если бы не цены, конкурентоспособность отечественного проката у нас не ставилась бы под сомнение.


ГАЗОВЫЙ СКАЧОК
За последние пару лет металлотрейдеры не единожды пересматривали прайсы на свой товар. После беспрецедентного роста цен на металлопрокат в первой половине 2004 года, вызванного общемировыми экономическими процессами, введением пошлин на металлолом и дефицитом металлопродукции для строительной сферы на внутреннем рынке, внутренние цены не только достигли уровня экспортных, но по некоторым позициям даже превысили их. «Колебания цен зависят от многих факторов: политических, экономических, тенденций мирового рынка. Допустим, есть мировая цена $500 за тонну металла. Если отечественные заводы отпускают по $300 и есть выход на зарубежный рынок, то, конечно, основная масса будет уходить на экспорт, как это в прошлых годах и было. Тогда на внутреннем рынке оставалось около 15% – я говорю о криворожской арматуре. Образовывавшийся дефицит приводил к росту цен», – считает Олег Насад.
В течение 2005 года на рынке продолжались ценовые колебания, в результате которых отпускная цена производителей на арматуру для внутреннего потребителя варьировалась в пределах 1900-2380 гривен за тонну. При этом цены металлотрейдеров достигали 2900 гривен за тонну. Увеличение стоимости металлопроката объясняли ростом цен на все ключевые элементы затрат в металлургической отрасли – газ, кокс, электроэнергию, железнодорожные перевозки, рабочую силу и т.д. «Цены на металлопрокат зависят от ряда факторов: прежде всего, от цен на газ, сырье, транспортные перевозки, а также от конъюнктуры внешних рынков», – рассказывает Дмитрий Николаенко.
И хотя к концу года цены на металлопродукцию все же стабилизировались, очередной всплеск не заставил себя ждать: подорожание природного газа для промышленных предприятий до $143 за 1 тысячу кубометров в начале этого года привело к очередному повышению цен на металл. К примеру, в феврале «Миттал Стил Кривой Рог» повысила цены в среднем на 100 гривен за тонну (до 2150-2250 гривен за тонну).
Украинские металлопроизводители в свете неудовлетворительного для себя решения «газового кризиса» заговорили о неминуемом сокращении производства и превращении горно-металлургической отрасли в убыточную (в основном из-за высокой энергоемкости ГМК). Пока последние «газовые решения» окончательно убедили участников рынка в том, что цены на металлопродукцию в будущем будут расти. «На сегодняшний день цена металлопроката повышается, потому что происходит общее повышение цен практически на всех рынках, в том числе и энергоносителей. Нельзя сказать, что недавние события, связанные с повышением цен на газ, сильно повлияют на удорожание металлопродукции. В структуре затрат на производство проката стоимость газа не столь значительна, как, например, в химической отрасли. Повышение удельного веса затрат на газ не так ощутимо в металлопроизводстве. Значительный рост строительного рынка обуславливает повышение спроса на металлопрокат, что и вызывает некоторое повышение цен на металлопродукцию», – считает Светлана Кучер.
Рост цен на металл вызвал обеспокоенность и среди строительных организаций. Украинская строительная ассоциация обратилась к отечественным металлопроизводителям с просьбой не повышать цены на металлопрокат. Представители ассоциации утверждали, что если цена на металл вырастет на 20%, стоимость недвижимости на первичном рынке может увеличиться до 50%. Об этом, в частности, на одной из пресс-конференций говорил Николай Толмачев, вице-президент Украинской строительной ассоциации.
В феврале, по данным компании «Київ Житло-Інвест», стоимость жилья на первичном рынке столицы повысилась на 0,9%. Больше всего подорожали «единички» – на 1,1%, «двушки» и «трешки» – на 0,8%. Компании-застройщики связывают это с повышением стоимости строительных материалов и высоким спросом на жилье.