MAPIC 2015: в поисках новых форматов

Commercial Property №9 (147-148) ноябрь-декабрь 2015

ЕЖЕГОДНО В НОЯБРЕ ВНИМАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ НЕДВИЖИМОСТИ ПРИКОВАНО К ВЫСТАВКЕ MAPIC. В ЭТОМ ГОДУ ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ БЫЛА СКОНЦЕНТРИРОВАНА НА ДВУХ ОСНОВНЫХ ВОПРОСАХ: УДЕРЖАНИЕ КЛИЕНТОВ И RETAILTAINMENT.

Текст: Катерина Нетименко

Выставка MAPIC 2015 проходила с 18 по 20 ноября в Каннах (Франция) 

ФОТО: REEDMIDEMPHOTOS.COM 

Общее настроение участников MAPIC 2015, которая проходила с 18 по 20 ноября в Каннах (Франция), указывало на улучшение ситуации на ритейл-рынке, а также возросшей уверенности инвесторов в сфере торговой недвижимости. Ряд крупных сделок состоялся с момента последней выставки 2014 года, а посткризисные инвестиции начали приносить плоды. Азиатские инвесторы сохраняют активность, и все указывает на то, что их «аппетит» еще не утолен. Например, китайский инвестор Fosun Properties и его партнер Resolution Property (Великобритания) объявили о поиске возможностей приобретения торгового и аутлет-центра на евразийском континенте.

Традиционно мировые игроки рынка торговой недвижимости и ритейла искали на выставке MAPIC идеи новых концептов и форматов торговли, мест для строительства новых объектов, обсуждали пути удержания существующих клиентов и привлечения новых. Программа MAPIC 2015 включала более 20 конференций, в которых принимали участие 100 спикеров, более 40 форумов и семинаров, свыше 100 презентаций, различные тематические мероприятия, а также премию MAPIC Awards. Основное внимание аудитории выставки привлекали концепты омниканальности, retailtainment, pop-up магазины, аутлет-центры, duty free и цифровые технологии. 

Онлайн и офлайн: теперь партнеры, а не конкуренты 

Ритейлеры активно ищут возможности связать онлайн- и офлайн-направления деятельности. Сами слова Джерри Сторча (Jerry Storch), президента канадской сети универмагов Hudson’s Bay Company и главы ее направления Интернет-продаж, что онлайн-продажи «неотрывно связаны с физическими магазинами», заставляют задуматься. Сейчас тенденция такова, что Интернет-ритейлеры экспериментируют с физическими площадями, а традиционные магазины с целью оживления продаж совмещают реальные покупки с виртуальными. Однако в 2015 году уже мало просто совмещать два направления, необходимо четко определить доминантное, а также дальнейшие роли каждого из них.

Примером тому может стать онлайн-ритейлер Amazon, который после 20 лет Интернет-продаж открыл первый физический магазин. Такой шаг компании стал переломным не только для ее бизнеса, но и для всей сферы ритейла. Вив Краск (Viv Craske), глава отдела инноваций ритейл маркетингового агентства Live&Breathe, так объясняет конкурентное преимущество физического магазина Amazon: «Компания выходят в масс-маркет во всеоружии, с большим объемом данных, рейтингами, а также важной информацией». По ее мнению, для онлайн-ритейлера физический магазин равноценен билбордам, развешенным по всему центру города.

Другим примером может стать французская сеть магазинов нижнего белья Undiz, открывшая в Тулузе инновационный концепт-магазин, в котором покупатель при помощи установленных в помещении мобильных устройств может зайти на сайт бренда и заказать доставку товара в удобное для него место и время.

С уверенностью можно сказать только одно – «смерть» физических магазинов, которую пророчили в начале XXI века, не наступила, а ритейлеры продолжают борьбу на онлайн- и офлайн-фронтах.

Аудитория MAPIC 2015 составила 8000 посетителей из 74 стран мира 

ФОТО: REEDMIDEMPHOTOS.COM 

Retailtainment – продолжение следует

Термин retailtainment активно обсуждался на юбилейной 20-й выставке MAPIC в 2014 году. В текущем году он не только не потерял свою актуальность, но и позволил вдвое увеличить площадь одноименного павильона, в котором эксперты в области развлечений демонстрировали свои проекты, устраивали форумы и конференции. «В последние годы концепт retailtainment, направленный на объединение развлечений и коммерческой деятельности, набирает все больших оборотов на международной арене. Теперь потребление – хороший способ развлечься, а не развлечение – оправдание потреблению», – говорит Натали Депетро (Nathalie Depetro), директор MAPIC. Профессионалы в области торговой недвижимости убеждены, что обилие альтернатив обычному шоппингу в торговых центрах повышает общий объем продаж. Бастьен Лил (Bastien Leal), директор по маркетингу и связям с общественностью сети торговых центров Hammerson (Франция), отмечает: «Мы знаем, что люди приходят в наши торговые центры не только тратить деньги, но и получать новый опыт». В уходящем году в объектах сети Hammerson были представлены инсценировки «Робин Гуд» и «Дракула», а на 2016 год уже запланированы мастер-классы по кулинарии.

Естественно, понятие retailtainment гораздо глубже нескольких постановок и шоу. Оно также означает, что покупатели проводят больше времени в торговом центре, а, значит, ритейлеры должны позаботиться о дополнительном пространстве для удобства посетителей. Ховард Сондерс (Howard Saunders), ритейл-эксперт из 22and5.com, подчеркивает: «Хороший торговый центр – это центр проведения досуга, где люди встречаются и проводят счастливые дни. Лучшими формами развлечения являются фестивали еды и ярмарки. Они дают возможность попробовать, научиться и узнать что-то новое».

Pop-up магазины: неограниченные возможности

Концепт pop-up магазина значительно развился и набирает все большей популярности. Первоначально главной целью таких объектов являлись не продажи, а повышение узнаваемости бренда и эмоциональное воздействие на покупателя. Сегодня некоторые ритейлеры отмечают значительное увеличение прибыли таких объектов. Густом Лэпп (Guillaume Lapp), управляющий директор французского подразделения компании Kiepierre, владеющей торговыми центрами в 57 городах 16 стран мира, отметил: «Наша прибыль от pop-up магазинов ежегодно удваивается. Сейчас у нас есть специальная команда, которая занимается данным направлением. Мы можем получать до 4-6 тысяч евро прибыли с 1 м2 pop-up магазина, что часто превышает прибыль, генерируемую 1 м2 традиционного магазина».

Однако специалисты подчеркивают, что для обеспечения успеха такого концепта необходимо не только правильно выбрать расположение, интересный формат, но и предоставить широкую огласку в социальных сетях. 

Программа MAPIC 2015 включала более 20 конференций, более 40 форумов и семинаров, свыше 100 презентаций, различные тематические мероприятия, а также премию MAPIC Awards 

ФОТО: REEDMIDEMPHOTOS.COM

MAPIC AWARDS 2015 

19 ноября 2015 года состоялось награждение лауреатов 19-й премии MAPIC Awards, на которой были выбраны лучшие ритейл-операторы и проекты недвижимости. Гала-ужин премии собрал 300 наиболее влиятельных специалистов этой отрасли.

В текущем году жюри конкурса возглавила Мелисса Глятта, исполнительный вице-президент Thor Equities (США). В состав жюри вошли представители таких компаний как CapitaLand Mall Asia (Сингапур), HOK (Великобритания), Gallerie Commerciali Italia (Италия), JLL (Россия и СНГ), ECE Projektmanagement (Германия) и другие.

Лауреатами MAPIC Awards 2015 стали:

  • «Лучший ритейл-концепт в сфере одежды и обуви» (Best Fashion and Footwear Retail Concept) – бренд Primark (Ирландия);

  • «Лучший ритейл-концепт в сфере питания» (Best Food and Beverage Retail Concept) – сеть ресторанов Five Guys (США);

  • «Лучший новый ритейл-концепт» (Best New Retail Concept) – бренд обуви-трансформеров Tanya Heath (Франция);

  • «Лучшая международная экспансия ритейла» (Best Retail Global Expansion) – сеть ресторанов Vapiano (Германия);

  • «Лучшая стратегия электронного ритейла» (Best Retail Digital Strategy) – компания ECE Future Labs (Германия);

  • «Лучший pop-up магазин» (Best PopUp Shop) – магазин Magnum Pleasure Store (Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания);

  • «Лучший новый торговый центр» (Best New Shopping Center) – торговый центр Milaneo (Штутгарт, Германия);

  • «Лучшая концепция редевелопмента торгового центра» (Best Redeveloped Shopping Center) – торговый центр Alegro Setubal Lisbon (Португалия);

  • «Лучший аутлет-центр» (Best Outlet Center) – аутлет McArthurGlen Designer Outlet (аэропорт Ванкувера, Канада);

  • «Лучший городской торговый проект» (Best Retail Urban Project) – торговый центр Markthal Rotterdam (Роттердам, Нидерланды). Специальными наградами жюри конкурса отметило концепт-магазин La rue HopShop (Франция).