Манодж Кумар Бхарти: «Места на рынке Индии хватит всем»

Commercial Property №5 (153) май 2016

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ НИ ОДНА СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ УКРАИНЫ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНДИИ. ОДНАКО, ПО МНЕНИЮ МАНОДЖА КУМАРА БХАРТИ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО И ПОЛНОМОЧНОГО ПОСЛА ИНДИИ В УКРАИНЕ, ОБЪЕМЫ ЭТОГО РЫНКА, В ЧАСТНОСТИ БЛАГОДАРЯ ПРОЕКТУ 100 SMART CITY, РЕАЛИЗУЕМОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СТРАНЫ, ОТКРЫВАЮТ ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ УКРАИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ИНДИИ.

Текст: Яна Писарева



ВВП Индии превышает отметку в $1 триллион, благодаря чему страна находится на 12 месте в мире по объему экономики. Развитие каких сегментов экономики является приоритетным для страны?

Одной из наиболее перспективных и активно развивающихся отраслей экономики Индии является строительство, в частности жилой недвижимости. Этот сегмент можно условно разделить на несколько отраслей: недвижимость для финансово обеспеченных людей, для людей со средним и низким уровнем достатка. Первое место по объему работ и инвестиций занимает жилье для малообеспеченного населения страны. В Индии реализуются специальные программы, разработанные государством с целью привлечения большего интереса компаний к данному сегменту недвижимости.

Кроме того, правительство разработало программу 100 Smart City («100 умных городов»), предполагающую выделение финансовых средств для развития как существующих, так и строительства новых городов. Реализация проекта рассчитана до 2030 года. Следовательно, следующие 15 лет в Индии будут выполняться крупнейшие в мире объемы строительных работ. В рамках программы 100 Smart City будут построены не только жилые дома, но и множество инфраструктурных проектов, таких как дороги, телекоммуникации, др. Это значит, что у игроков строительного рынка появилась масса возможностей для продвижения своих услуг. 

Помимо 100 Smart City, какие другие проекты недвижимости будут реализованы в Индии?

Кроме жилых и инфраструктурных объектов планируется возведение пяти транспортных индустриальных коридоров, которые кольцом охватят всю Индию. Их совокупная протяженность составит примерно 5000 километров. В 50- 100-километровой зоне с обеих сторон коридоров будут созданы специальные условия для индустриальных предприятий, которые смогут стимулировать и поддерживать интенсивное развитие промышленности в Индии. Иными словами, строительство индустриальных коридоров станет стимулом для экономического развития их зоны охвата.

Назовите объем инвестиций, который будет направлен на реализацию проектов 100 Smart City и транспортных коридоров.

Инвестиции в реализацию данного проекта оцениваются в более чем $2 триллиона. Этот объем средств будет аккумулирован правительством Индии, частными локальными и иностранными компаниями. Например, желание вложить $100 миллиардов уже подтвердили инвесторы из Японии. Также о своей финансовой заинтересованности и поддержке заявили Азиатский банк развития и многие экономически сильные страны мира, среди которых – США и Германия. Конечно же, эти страны имеют свои интересы и рассчитывают на получение хорошей прибыли в будущем.

Какие компании примут участие в проекте 100 Smart City?

В рамках этого проекта будет участвовать множество компаний, и в первую очередь – локальные предприятия. Однако правительство Индии осознает также необходимость участия международных компаний в реализации проекта 100 Smart City.

По моему мнению, украинские строители могут успешно участвовать в проекте 100 Smart City. Хотя украинские компании пока не работают в Индии, между странами уже есть примеры сотрудничества. Например, индийский конгломерат Reliance Group и украинское государственное предприятие «Антонов» подписали соглашение о строительстве 500 транспортных самолетов. Бюджет проекта составит $5,3 миллиарда, а производство воздушных судов будет налажено в городе Нагпур, расположенном в центральной Индии.

ФОТО: ПОСОЛЬСТВО ИНДИИ В УКРАИНЕ

МАНОДЖ КУМАР БХАРТИ 
Дата рождения: 19 февраля 1963 года 
Образование: Технологический институт Индии (город Канпур) 
Карьера: посольства Индии в Тегеране (Иран), Гааге (Нидерланды), Катманду (Непал), Анкаре (Турция) и Янгоне (Мьянма); Министерство торговли Индии; посольство Индии в Беларуси 
Занимаемая должность: с сентября 2015 года – чрезвычайный и полномочный посол Индии в Украине 
Семейное положение: женат, два сына 
Хобби: чтение, музыка, гольф, бридж, философия, физика и астрономия.


Какие иностранные компании имеют наибольшие шансы на участие в проекте 100 Smart City?

В первую очередь, предпочтение будет отдаваться компаниям, созданным в форме совместного предприятия, например, украино-индийским, а также компаниям, имеющим представительства в Индии. Хорошие шансы есть также у мультинациональных корпораций, поскольку большинство из них уже имеют партнеров в нашей стране.

Какие первоочередные шаги необходимо предпринять украинским строительным компаниям для выхода на рынок Индии?

Я настоятельно рекомендую представителям украинских компаний, в первую очередь, приехать с визитом в Индию, ознакомиться с перспективами и возможностями работы на рынке. При этом во время поездки желательно запланировать встречи с индийскими властями и представителями локальных компаний, обсудить с ними возможности и условия участия в определенных проектах. Впоследствии необходимо оценить свои ресурсы и мощности предприятия, а исходя из этого, понять, в каких проектах компания может принимать участие и в какой форме – самостоятельно или с привлечением индийского партнера. Лишь пройдя данный путь, можно правильно оценить ситуацию и понять нюансы ведения бизнеса в стране. При этом украинские компании могут заняться поиском партнера самостоятельно или обратиться в посольство Индии, которое готово помочь в этом вопросе и посоветовать местные компании с хорошей репутацией.

В какой последовательности можно реализовать бизнес-заинтересованность работы в Индии?

Я советую вначале направить официальное письмо в посольство Индии в Украине с указанием информации о компании, опыте работы и реализованных проектах. Преимуществом будут уже налаженные отношения с индийскими предприятиями или в целом знакомство с азиатским рынком. Также в письме необходимо описать интересующие компанию проекты. Имея данную информацию, посольство отправляет запрос в соответствующий департамент в Индии. Когда будет получен ответ, посольство проинформирует об этом украинскую компанию. После этого можно совместно разработать план, повестку дня визита в Индию и договориться о встречах.

По Вашему мнению, смогут ли украинские строительные компании быть конкурентоспособными в Индии? 

Пока мне не известны примеры работы украинских строительных компаний на индийском рынке. Однако с уверенностью могу сказать: если украинские предприятия успешно ведут деятельность в Венесуэле, почему бы им не работать в Индии? Тем более, что возможности рынка Индии просто огромны. Кроме того, учитывая тот факт, что украинские компании сейчас активно выходят на внешние рынки, Индия с объемами и средствами, которые будут вложены в реализацию строительных проектов, может быть интересным для них направлением.

Если же говорить о конкуренции, в настоящее время в Индии существует несколько крупных локальных строительных компаний, ведущих деятельность в сегменте жилой недвижимости. Однако они сконцентрированы в основном на возведении жилья для малообеспеченных слоев населения. Перспективными для украинских компаний и специалистов могут быть сегменты среднего и премиум-классов. Почему я так считаю? В течение моего срока пребывания в качестве посла Индии в Украине (Манодж Кумар Бхарти назначен послом Индии в Украине в 2015 году – ред.) у меня была возможность увидеть и оценить уровень строительных работ, выполняемых украинскими компаниями. По моим оценкам, украинские специалисты строительной отрасли имеют высокую квалификацию и активно применяют современные технологии. Поэтому, сравнивая игроков строительной отрасли Индии и Украины, должен отметить, что украинские предприятия имеют достаточно высокий профессиональный уровень.

Что необходимо учесть украинским строителям в случае выхода на рынок Индии?

Я настоятельно рекомендую украинским компаниям тщательно изучить специфику индийского рынка. Так, качество строительных материалов, уровень технологий и методов строительства, применяемых в Украине и Индии, отличаются ввиду различных факторов и особенностей обеих стран, в том числе и климатических. Поэтому украинским компаниям необходимо, к примеру, оценить, насколько применяемые ими технологии строительства могут конкурировать с индийскими методиками, в том числе и в вопросах цены, и, при необходимости, найти компромиссный вариант.

Данный путь, скорее всего, приемлем для крупных строительных компаний. Какой совет Вы могли бы дать средним или небольшим предприятиям?

Альтернативные пути существуют всегда. Например, если компания понимает, что у нее нет возможности самостоятельно реализовать крупный проект, однако она имеет желание работать на индийском рынке, в таком случае можно объединиться с локальным предприятием и уже через него выйти на рынок. Другой путь – открыть офис или шоу-рум, к примеру, в Дели, сроком от шести месяцев до одного года, презентовать себя, свои материалы и проекты. В процессе такой работы можно оценить ситуацию и изучить рынок изнутри, понять его особенности, оценить свои возможности и впоследствии принять решение касательно экспансии. 

Хороший помощник в вопросе изучения рынка – Интернет. К примеру, на сайтах основных структур Индии, отвечающих за направление работы с международными компаниями, можно найти много информации о рынке и проектах, которые сейчас реализуются. Эти бизнес-ресурсы дают возможность написать запрос и напрямую связаться с участниками этих проектов.

Резюмируя, могу с уверенностью сказать, что в Индии имеется достаточно возможностей как для локальных, так и иностранных строительных компаний. Учитывая объемы экономики страны и проекты, запланированные к реализации в ближайшие 15 лет, места на рынке Индии хватит всем.