Kurylowicz & Associates: «Главная цель архитектуры – делать жизнь лучше»

МФК Plac Unii в Варшаве (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Вы занимаете ряд должностей – председатель совета Фонда им. Стефана Курыловича, главный дизайнер и вице-президент бюро Kuryłowicz & Associates*, с 2013 года – директор Института проектирования и теории архитектуры факультета архитектуры Варшавского технологического университета, а с 2000 года по 2013-й Вы занимали должность руководителя студии проектирования и теории архитектуры этого Института. Как Вам удается совмещать административную и творческую работу, а также преподавательскую деятельность? Все это занимает весь мой день, и так было с 1990 года, когда я начала работать в нашем бюро Kuryłowicz & Associates. До того я преподавала на факультете архитектуры – это была моя первая работа в 1977 году. После того как немного подросли мои сыновья, я вернулась к проектированию и в период с 1980-го по 1990 год работала на полставки вместе с мужем Стефаном в нашей полу-приватной студии. С 1990 года я занимала должность одного из главных дизайнеров бюро и постепенно научилась совмещать деятельность в университете и офисе. Я всегда работала по ночам в зависимости от поставленной задачи – будь-то разработка проекта или подготовка к конференции. В 2011 году после смерти мужа мне пришлось принять и другие обязанности – я стала главным дизайнером и вице-президентом бюро. На данный момент в компании нет председателя – после смерти мужа было принято решение оставить его должность незанятой. Творческая составляющая моей деятельности заключается только в обсуждении конкурсных работ с различными командами, как правило, наблюдая за ходом проектирования, за которое я как главный дизайнер несу ответственность. Я должна отметить, что наш офис состоит из первоклассных архитекторов, шесть из которых являются партнерами компании, отвечающими за проекты, над которыми мы работаем. Я доверяю им и качеству их работы, таким образом, мне не приходится лично вникать в каждую деталь проекта. *До 2010 года бюро именовалось APA Kuryłowicz & Associates Co ltd Здание факультета лингвистики Варшавского политехнического университета (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Есть ли у Вас личный «набор» профессиональных правил, которых Вы придерживаетесь в работе – как административной, так и творческой? Я люблю архитектуру и все, что с ней связано, особенно ее творческий и инновационный аспект. Если говорить о личностных ценностях в работе, то я верю в необходимость их присутствия. Я стараюсь быть ответственным человеком, держу свои обещания и стараюсь быть понятной для людей во всем, что делаю. Мой рабочий день начинается рано утром и заканчивается поздно вечером. Даже если я работаю на полную ставку в университете, помимо уроков и лекций студенты часто приходят ко мне в офис для обсуждения их проектов. Если говорить о работе в офисе, то для того, чтобы зарекомендовать себя как профессионала, необходимо придерживаться соответствующих стандартов, быть понятным для клиентов, которые доверяют вам свои идеи, пожелания и большие деньги. Работая в архитектурном бюро необходимо позиционировать себя как надежного человека, способного выполнять различные задачи, всегда готового к поискам нового, ведь при проектировании вам никогда не придется решать одни и те же проблемы. Это не так связано с различными типами и функциями зданий, как с контекстом в целом – культурным, социальным и экономическим, который необходимо определять для себя снова и снова каждый раз, когда вы начинаете работу над новым проектом. Вы также являетесь автором и редактором ряда публикаций, в том числе книг, статей и исследований. Пожалуйста, расскажите о них. Я верю в силу письменного слова об архитектуре, так же как и в силу архитектуры, воплощенной в реальных зданиях, являющихся результатом чертежей, над которыми мы работаем. Я бы разделила эту часть моей деятельности на три различные категории. Первая категория включает в себя тексты, статьи, обзоры и мнения, связанные с универсальным дизайном, то есть о доступности застроенной окружающей среды для людей, независимо от их физических и умственных способностей. Вторая – тексты, статьи, материалы конференций о духовности архитектуры, которые связаны с моей работой в качестве директора рабочей программы Международного союза архитекторов «Духовные места» в период с 2000 по 2008 год. И третья категория – тексты, статьи, книги, включая популяризацию текстов зарубежных авторов, архитектурная теория. Эта категория связана с моей научной работой и глубоким убеждением в том, что теория равна практике или даже важнее ее, то есть дизайнерская деятельность должна быть основана на профессиональной теоретической подготовке. ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES ЭВА КУРЫЛОВИЧ
(EWA KURYŁOWICZ)
Дата рождения: 4 декабря 1953 года Место рождения: Варшава (Польша) Место жительства: Варшава (Польша) Образование: факультет архитектуры Варшавского политехнического университета (Польша); Школа архитектуры Государственного университета штата Айова (Эймс, штат Айова, США); магистр архитектуры, Варшавский политехнический университет, 1977 год; кандидат наук, Варшавский политехнический университет, 1982 год; доктор наук, Варшавский политехнический университет, 1997 год; должность профессора с 2000 года, звание профессора с 2014 года Должность: вице-президент архитектурного бюро Kuryłowicz & Associates (Польша), директор Института архитектурного проектирования и теории факультета архитектуры Варшавского технологического университета, председатель совета Фонда им. Стефана Курыловича (Stefan Kuryłowicz Foundation Council) Хобби: музыка, свободное рисование, скандинавская ходьба.
Архитектура выражается не только в комфорте и красоте, но и в функциональности и решении проблем. Несколько лет назад Вы опубликовали статью «Как исследовать и улучшить читаемость городских проектов, чтобы сделать их понятными для людей с ограниченными возможностями зрения?», охватывающую такие вопросы как архитектура и люди с ограниченными физическими возможностями. Как Вы считаете, есть ли какие либо другие социальные вопросы, которые часто упускаются в архитектуре? В целом, сегодня архитектура не принимает во внимание социальные проблемы, и мне кажется, что архитекторы забыли о своем социальном назначении. Если рассматривать наше архитектурное бюро, то тут все по другому, поскольку я лично заинтересована в универсальном дизайне и такой подход является естественным для архитекторов всей нашей команды. Архитектурное бюро Kuryłowicz & Associates является социально чувствительным. Несмотря на то, что мы часто работаем для коммерческих клиентов, мы не забываем о потребителях. Результаты наших социальных усилий не всегда и не всем нравятся, но мы должны решать и этот вопрос. Это является частью нашего профессионального кредо, ведь главная цель архитектуры заключается в том, чтобы сделать жизнь лучше. Архитектура не означает только художественные или технические достижения, она также оказывает социальное, политическое и экологическое влияние на место и его жителей. Вы работали над множеством различных объектов гостиничной, жилой, офисной, торговой недвижимости, инфраструктурными и другими сооружениями. Есть ли проект, который является особенно важным для Вас? По многим причинам наиболее значимым проектом является концертный зал National Music Forum во Вроцлаве, который открывается 4 сентября текущего года. Он не является нашим крупнейшим проектом, но в то же время ему отведена важная роль, поскольку, во-первых, проект посвящен искусству, во-вторых, в него вложены государственные инвестиции и он стал результатом международного конкурса, который мы выиграли в 2005 году, в-третьих, этот проект разработан на месте, где я впервые встретилась с мужем, то есть на Площади Свободы (Plac Wolności). Наша встреча произошла в 1975 году по случаю первого конкурса по разработке проекта для этого места. В то время я была студенткой и работала над конкурсным проектом с командой своих друзей, Стефан был в другой команде, которая в конечном итоге выиграла конкурс, но он помог нам с техническим описанием проекта, требуемым правилами конкурса. Однако, из этого первого проекта ничего не получилось – во времена Польской Народной Республики здания культурного назначения возводились редко. Новый конкурс на разработку здания для культурных целей (хотя и с другим заданием на проектирование) был объявлен спустя 30 лет – в 2005 году. И наш офис выиграл его! Для меня и Стефана это было очень символично. Строительство National Music Forum началось в 2010 году. Головной офис компании MSG в Варшаве (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES National Music Forum состоит из четырех концертных залов – один из них рассчитан на 1820 мест, остальные три не столь крупные. Фасад здания выполнен из деревянных панелей Prodema, что является экспериментальным решением. Символически это здание представляет собой музыкальный инструмент в городе музыки Вроцлаве. Внутреннее пространство комплекса разработано таким образом, чтобы напоминать его посетителям о музыкальных тактах. Это достигается благодаря различной скорости и ритму движения людей внутри комплекса, а также организацией помещений, которая нацелена на получение слухового опыта и наслаждение живой музыкой. Я с нетерпением жду открытия National Music Forum. Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми Вы сейчас работаете. Среди наиболее важных проектов можно выделить наш первый небоскреб – 150-метровую офисную башню Q22 в Варшаве, которая сейчас находится в стадии строительства; The Tides – гибридное здание, которое расположено на берегу реки Висла в Варшаве; торговый центр Ferio Wawer в Вавре и здание Варшавского университета биохимии. Также мы разрабатываем несколько новых офисных зданий в Варшаве, Вроцлаве и Катовице, ряд жилых комплексов, расположенных в основном в Варшаве, университетские здания и даже индивидуальный дом для семьи в небольшом городке в Польше. Это наиболее характерные проекты, над которыми мы сейчас работаем. Стадион в Белостоке (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Что является источником вдохновения для Вас? Архитекторы вдохновляются различными вещами, идеями, мыслями, стихами, музыкой, песнями. Но это не является сутью нашей работы. Мы не ждем божественного вдохновения при работе над проектом – мы определяем проблемы, сортируем их, выбираем наиболее характерные и ищем пути их решения. Какие проекты являются для Вас как архитектора наиболее интересными? Это, конечно же, проекты развития городов или расположенные в их центральных районах, в глубоком контексте городских условий, комплексные и многослойные, сложные со многих точек зрения. Гостиница Hilton Gdansk в Гданьске (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES О реализации какого проекта Вы мечтаете? Я хотела бы изменить центральную часть Варшавы, наполнить ее, сделать более удобной для жизни и дружественной по отношению к людям. На Ваш взгляд, в чем заключается «сила» архитектуры? Сила архитектуры заключается в сопровождении и в какой-то мере формировании жизни людей, делая ее более легкой и наполненной. ТРЦ Galeria Warminska в Ольштыне (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Какие аспекты или тенденции влияют и изменяют архитектуру сегодня? Под влиянием чего находится современная архитектура? Это слишком сложный вопрос, чтобы ответить на него в коротком интервью. Архитектура всегда демонстрировала взаимосвязь с новыми технологиями и изобретениями – для этого достаточно посмотреть на широкое использование такого материала как пластик. Увлеченность параметризмом, по крайней мере, в Европе и Америке, постепенно исчезает, хотя этот стиль все еще процветает в Азии. Реализация новых проектов демонстрирует возвращение к неомодернизму, элегантность и изящные решения которого являются примером инновационного использования старых материалов. Какие новые тенденции в архитектуре Вы можете отметить? Наиболее значимой является тенденция, связанная с гибридными решениями, смешением различных функций, изобретением нового пространства, где люди могли бы собираться вместе. Более того – такое пространство удовлетворяет ожидания также стареющего населения, что является мировой проблемой. Универмаг Wolf Bracka в Варшаве (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Что бы Вы хотели изменить в современной архитектуре? Я хотела бы сделать архитектуру более урбанистической, иными словами, более комплексной в своих решениях для городов, которые становятся все крупнее и плотнее. Какой наиболее важный урок Вы вынесли для себя как архитектор? На строительной площадке всегда необходимо знать немного больше, чем Ваш собеседник, независимо от того, кем он является, и думать на два шага вперед. Офисное здание Focus в Варшаве (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Какой Ваш девиз? Никаких проблем – твори архитектуру! Бюро Kuryłowicz & Associates имеет проекты в основном в Польше. Компания также разработала проекты для России и Украины. Заинтересованы ли Вы в выходе на новые рынки? Помимо Варшавы, у нас уже есть офис во Вроцлаве. Сейчас Польша является очень перспективным рынком, и у нас здесь имеется много проектов. Когда рынок начнет меняться, мы будем рассматривать и другие страны. Здание администрации района Вилянув в Варшаве (Польша) ФОТО: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Поступали ли Вам новые предложения по разработке проектов в Украине? Пока нет, но мы надеемся, что таковые обязательно будут. Какова стратегия компании Kuryłowicz & Associates на ближайшую перспективу? Наша стратегия заключается в присутствии и активности на рынках благодаря реализации знаковых высококачественных проектов различных масштабов. Также для нас важно сотрудничество с клиентами, которые верят, что мы можем помочь в реализации инвестиций, предоставляя наилучшую архитектурную форму для воплощения их мечты и планов. Стратегия компании – быть ответственной перед обществом, придерживаясь норм нашей профессии и учитывая компетенции архитекторов. Этой стратегии можно придерживаться в любом уголке мира. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ: KURYŁOWICZ & ASSOCIATES Концертный зал National Music Forum Месторасположение: Вроцлав, Польша Архитектурное бюро: Kuryłowicz & Associates Sp. z o.o. Архитекторы: Стефан Курылович, Эва Курылович, Дариуш Г рыта, Петр Кучиньски, Кшиштоф Панас, Лукаш Рачиновски, Малгожата Круковьска, Михал Павлак, Каролина Срочиньска, Фрыдерик Шиманьски, Эмилия Путреша, Петр Марчиниак Интерьер: Towarzystwo Projektowe S.C. Дизайнеры: Гжегош Нивиньски, Ежи Поребски Проектирование: Pracownia Inżynierii Specjalistyczneji Ekspertyz, Biuro Projektów Budownictwa Chodor-Projekt, Рафал Подставка и Вальдемар Вавчак Акустика: Artec Consultants, Arup Генеральные подрядчики: Konsorcjum P.B. INTER-SYSTEMS.A. и Elektromontaż Rzeszów S.A. Инвестор: муниципалитет Вроцлава Площадь участка: 24 130 м2 Площадь застройки: около 5700 м2 Общая площадь здания: 48 180 м2 (здание National Music Forum), 26 960 м2 (подземный паркинг) Полезная площадь: 35 690 м2 (здание National Music Forum), около 25 570 м2 (подземный паркинг) Разработка проекта: 2007-2008 годы Реализация проекта: 2009-2015 годы Объем инвестиций: 95 миллионов евро.