Кровельные материалы: итоги развития

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА фото: «RUUKKI УКРАИНА» Кровельный сегмент повторяет тенденции, характерные для строительного рынка Украины в целом. Периодом наиболее динамичного развития рынка кровельных материалов, в частности, металлочерепицы, можно назвать 2006-2008 годы – время реализации многочисленных проектов коммерческой и жилой недвижимости. Именно тогда начал активно формироваться сегмент компаний-профилировщиков. За годы кризиса украинский рынок металлочерепицы сократился, ужесточилась конкуренция между его игроками. Наиболее сложным для сегмента стал 2009 год. Так, по данным Катерины Денисенко, руководителя по маркетингу компании Ruukki в Центрально-Восточном регионе Европы, «2009 год охарактеризовался снижением кровельного рынка на 38%, при этом падение рынка металлочерепицы составило 35%». В этот период потребители начали уделять большое внимание стоимости продукции, стали более чувствительными к ее изменению. В ответ на запросы покупателей на рынке появилось предложение низко качественного металла, используемого для профилирования. По словам Ларисы Титок, коммерческого директора компании INTECO construction, «к сожалению, сегодня негативная тенденция засилья рынка низкокачественной продукцией продолжает активно формироваться. Такая продукция, безусловно, не выдерживает конкуренции и значительно проигрывает металлочерепице, ориентированной на европейские стандарты». Однако наряду с этим Лариса Титок отмечает, что по мере стабилизации ситуации на рынке «покупатель становится более ориентированным на качество и предпочитает металлочерепицу из европейского сырья, несмотря на то, что за первую половину 2011 года цена на такую продукцию выросла ориентировочно на 15%». Лариса Титок, коммерческий директор компании INTECO construction фото: INTECO CONSTRUCTION Эксперты положительно оценивают результаты первого полугодия 2011 для украинского рынка кровельных материалов и отмечают усилившуюся динамику развития в сравнении с 2010 годом, когда ситуация в сегменте оставалась сложной. Как отметила Наталья Чечевицына, директор департамента жилищного и общественного строительства компании «ТПК», «в 2010 году спрос на кровельные материалы из металла оставался на уровне 2009 года: не было ни существенного роста, ни дальнейшего падения». В кризисный период спрос на кровельные материалы обеспечивал преимущественно сегмент жилой недвижимости, а именно – частное домостроение. Еще одной тенденцией стало увеличение доли реконструкции кровель по сравнению с новым строительством. Комментирует Лариса Титок: «В 2010 году мы прогнозировали увеличение объемов продаж на рынке коммерческого строительства, связанного со строительством различных инфраструктурных объектов к Евро-2012. Но, как показало время, основным потребителем оставался частный застройщик. На сегодняшний день кровля из металлочерепицы является самым востребованным и популярным из всех видов кровли, представленных на рынке Украины. Металлочерепица завоевывает рынок кровельных материалов благодаря практичности, надежности, хорошему сочетанию «цена-качество», долговечности и разнообразию предложения. Современная архитектура диктует особые требования к внешнему виду дома. В этом случае кровля является одним из наиболее ярких и важных эстетических элементов здания. В вопросе выбора металлочерепицы для потребителя сегодня имеет значение цветовая гамма, тип волны и уникальность самой конструкции кровли». ПРОБЛЕМЫ РЫНКА Катерина Денисенко, руководитель по маркетингу компании Ruukki в Центрально-Восточном регионе Европы фото: «RUUKKI УКРАИНА» На сегодняшний день самой серьезной проблемой сегмента металлочерепицы, по мнению экспертов, является насыщение украинского рынка окрашенным металлом невысокого качества. Одним из ключевых критериев, определяющих качество металлочерепицы, является толщина цинкового или алюмоцинкового покрытия под лакокрасочной поверхностью. По данным компании INTECO construction, согласно европейским нормам, толщина цинка должна составлять не менее 270 г/м2, а в Украине сейчас существует обилие металлочерепицы, имеющей толщину цинка всего 120 г/ м2. «Безусловно, ее цена находится на порядок ниже и относится к категории эконом-класса, но гарантии на такую продукцию никто, естественно, дать не может. Поэтому потребителям необходимо очень внимательно подходить к вопросу выбора производителя и отдавать предпочтение тому, кто имеет хорошую репутацию, завозит качественное сырье, может предоставить сертификаты соответствия и гарантию на эксплуатацию», – советует Лариса Титок. ИГРОКИ Стоимость металлочерепицы во многом зависит от цены на металл и колебания курсов валют фото: «CP» Изменение основного состава игроков – привычное явление в кризисный период – существенно не коснулось рынка кровельных материалов. Несмотря на сокращение лидерами своих долей на рынке, которое, к примеру, в сегменте металлочерепицы составило с 15-16% до 10% за счет увеличения доли небольших производителей, в том числе региональных, основные игроки рынка остались во всех сегментах неизменными. Наталья Чечевицына, директор департамента жилищного и общественного строительства компании « ТПК» фото: « ТПК» По данным экспертов, лидерами украинского рынка металлочерепицы являются компании «Руукки Украина», «ТПК», INTECO construction, промышленная группа «Арсенал», др. По данным Натальи Чечевицыной, на рынке, кроме названных компаний, также присутствуют несколько региональных лидеров и около 70 мелких производителей. Однако последние, как отмечают эксперты, пострадали от кризиса в наибольшей степени, поскольку чрезвычайно зависят от цен поставщиков на сырье, не ценятся в глазах покупателя, в частности, из-за низкого уровня качества, отсутствия гарантий и др. Помимо этого, как отмечает Лариса Титок, кризис серьезно ударил по компаниям, у которых были кредиты под покупку недвижимости и оборудования. Так, с рынка ушло несколько компаний, которые производили профнастил, например, «Металл Профиль» и др. На рынке еврорубероида осталось два крупных игрока – корпорация «ТехноНИКОЛЬ» и завод кровельных материалов «Акваизол». В сегменте битумной черепицы основными игроками являются «Акваизол», «ТехноНИКОЛЬ», зарубежные производители Katepal (Финляндия), IKO (Бельгия) и др. ЦЕНА Эксперты положительно оценивают результаты первого полугодия 2011 для украинского рынка кровельных материалов фото: IS «Основываясь на опыте компании INTECO construction и сравнивая показатели уровня спроса 2010 и 2011 годов, можно говорить, что в целом ситуация остается стабильной, – говорит Лариса Титок. – Особого изменения в потребительском спросе не наблюдается. Это положительный момент, поскольку в начале года стоимость металлочерепицы выросла, и существовала вероятность снижения спроса». По данным компании INTECO construction, на протяжении 2005-2010 годов металлочерепица стабильно росла в цене, что было связано с внешними экономическими условиями. В 2010 году был период, когда цена упала по причине слабой загруженности европейских заводов в пик сезона, но после она вновь стабилизировалась. В свою очередь в начале 2011 года произошел такой скачек цен, которого не было уже около 30 лет: буквально в начале года металлочерепица начала стремительно дорожать, и уже в январе выросла в цене на 2-7%. На данном этапе рост цен достиг уже 15%. «Причин, толкающих стоимость вверх, несколько: рост цены на металл и колебание курсов валют, – объясняет Лариса Титок. – Я считаю вполне возможным прогнозировать дальнейшее повышение цен, но, конечно, уже не такое стремительное. Что касается INTECO construction, то цена на металлочерепицу, поставляемую нашей компанией, также возросла». По данным компании «ТПК», в конце 2010 – начале 2011 года благодаря стремительному росту курса евро по отношению к доллару разрыв цен на окрашенную сталь из Европы и стран долларовой зоны увеличился более чем на 10% только за счет валютной составляющей. «Такие колебания уже случались и ранее, и потребителю каждый раз приходится платить за валютные риски, - отмечают эксперты компании «ТПК». – В этих условиях компания ввела предложение высококачественной окрашенной стали от лучших производителей из долларовой зоны - ведущих южно-корейских металлургических комбинатов». ПРОГНОЗЫ В кризисный период спрос на кровельные материалы обеспечивал преимущественно сегмент жилой недвижимости, а именно – частное домостроение фото: IS Активизация строительного рынка благотворно отразилась на сегменте кровельных материалов. Тем не менее, прогнозы экспертов на 2011 год остаются довольно сдержанными – рост рынка по итогам года ожидается в пределах 5-7%. Этот показатель может быть откорректирован в сторону увеличения по итогам летне-осеннего периода, когда активизируются строительные работы и спрос на кровельные материалы возрастает. По мнению экспертов, доминирующим фактором при выборе кровельных материалов будет оставаться цена. Влияние качественных показателей усилится со временем.