Концептуальная архитектура ТЦ: в ногу со временем


АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ В КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЕ


Франк Ван Донген, генеральный директор T+T Design B.V. Multi Development
фото: Multi Development

Высокий уровень конкуренции на европейском рынке подразумевает большой выбор торговых центров для арендаторов и посетителей. Поэтому перед девелоперами стоит задача создать не просто объекты, где можно приобрести необходимые товары, а уникальные архитектурные проекты с прекрасной транспортной доступностью, большим удобным паркингом и т.д. Торговый центр будет конкурентоспособным лишь в том случае, если в нем можно не только совершить хороший шоппинг, но также отдохнуть и прекрасно провести время.
Некоторые девелоперы считают, что можно построить хороший торговый центр, основываясь исключительно на коммерческих аспектах, таких как выгодное месторасположение, большое количество арендаторов и т.д. Это самое распространенное заблуждение. Девелоперы часто забывают о том, что, помимо коммерческого аспекта, существует целый ряд других факторов, которые следует учитывать, принимаясь за проект ТЦ/ТРЦ.
Необходимо создавать место, способное, прежде всего, удивить и заинтересовать. Для этого используются многочисленные инструменты, в числе которых – нестандартное проектирование внешнего и внутреннего пространства, применение качественных строительных и отделочных материалов и т.д.


ВЫБОР АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЙ
Основной целью каждого архитектора является разработка концепции торгового центра, посещение которого приносило бы людям удовольствие. Важность имеет как само строение, так и прилегающая территория, организации которой должно уделяться много внимания. Ведь окружающее пространство не является неким второстепенным продуктом – это важная составляющая процесса девелопмента, своеобразный тест на дизайнерское мастерство.
При разработке проекта необходимо всегда обращать внимание на соответствие его архитектуры особенностям культуры страны, стилю окружающей застройки и т.д. Каждый город, его кварталы и улицы уникальны, что обязательно должно учитываться при проектировании. Месторасположение во многом определяет выбор архитектурного решения, выполненного в современном или традиционном, классическом, стиле. Примером интеграции архитектуры окружающей застройки в проект торгового центра могут служить ТЦ Entre Deux в Маастрихте (Голландия) и ТЦ La Vache Noire в Париже (Франция), выполненные T+T Design.


ТЦ La Vache Noire, Париж, Франция
фото: multi development

Хорошим примером уникального сочетания ландшафта, городского колорита и торговой функции является Beurstraverse, известная в Роттердаме торговая улица, углубленная в землю. Торговый пассаж соединяет два шоппинг-района в центре Роттердама (Hoogstraat и Lijnbaan), разрушая границу, созданную улицей Coolsingel. Также пассаж обеспечивает вход на станцию метро. Благодаря деревьям, растущим на улице Beurstraverse, посетители не ощущают, что находятся фактически в тоннеле.
Похожий торговый пассаж, Victoria Square, был открыт в 2008 году в Белфасте (Великобритания). Здесь опускающаяся вниз часть городского центра была обновлена и соединена с сердцем торгового квартала, таким образом был создан удобный доступ к магазинам. Обновление района стало первым этапом проекта по соединению центра города с рекой Лаган, на берегах которой в течение последних нескольких лет было установлено много аттракционов.


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА T+T DESIGN B.V.
T+T Design B.V. – архитектурное бюро Multi Corporation, офис которого расположен в Гауде (Нидерланды). Сегодня в T+T Design работает 20 специалистов, включая 7 архитекторов, специализирующихся на концептуальном планировании городских проектов, офисных зданий и торговых центров. С момента создания в структуре Multi Corporation архитектурного бюро T+T Design, командой специалистов было реализовано более 140 проектов, каждый из которых имеет свои уникальные особенности.
В 80-х годах XX века бюро T+T Design внедрило принципиально новую идею в девелопменте объектов торговой недвижимости. В традиционных девелоперских проектах, реализация которых основывалась преимущественно на аспекте экономии, важным элементом стали эстетические качества объекта, а также соответствие архитектурной концепции города. Данная идея внедрялась с целью улучшить качество общественных территорий и стала началом интеграции дизайна и девелопмента в политике компании Multi Development.
Формула нового ТЦ, составляющими которой стали уникальный дизайн и архитектура, подтвердила свой успех в международной практике развития городских проектов, офисных зданий, парков, а также торговых центров, ставших лауреатами многих премий.
T+T Design разрабатывает дизайнерский концепт проектов в тесном сотрудничестве с муниципальными властями, для которых экономический аспект, осуществимость проекта и качество имеют важное значение.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗОН ВНУТРИ ТЦ


ТЦ Forum Bornova, Измир, Турция
фото: multi development

Зоны торгового центра можно сравнить с улицами и площадями города, которые обязательно имеют общие элементы. Поэтому дизайнерское оформление внутреннего пространства ТЦ необходимо осуществлять в едином стиле.
Все элементы проекта внутреннего пространства должны быть направлены на создание своеобразной и функциональной концепции ТЦ. При разработке дизайнерского оформления зон торгового центра могут приниматься во внимание особенности прилегающих улиц – их размер, формы строений, отделочные материалы. Все пространство внутри ТЦ должно обозреваться под разными ракурсами, навигация быть понятной и функциональной. При решении этих задач большую роль играет доступ естественного света и создание визуальных связей между различными зонами и уровнями центра.
Особое место внутри любого проекта ТЦ принадлежит атриуму. Зона атриумного пространства должна быть наполнена дневным светом. Связующими элементами в этой зоне являются террасы и рестораны.


ПРИВЛЕЧЕНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ
Без посетителей немыслим ни один успешный торговый центр, поэтому архитекторы обязаны позаботиться об их комфортном пребывании внутри ТЦ. При реализации данной задачи немаловажную роль играет опыт архитектурного бюро.
Для привлечения потоков посетителей используется целый ряд инструментов: разрабатываются интересные и привлекательные элементы зданий, продумывается вопрос визуальной доступности, обзорности. Потоки людей внутри зданий распределяются с помощью эскалаторов, направляемых в разные зоны центра.


ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Если говорить о проектах T+T Design, в них архитекторы стараются использовать только натуральные материалы локального производства. В целом их выбор зависит от месторасположения, типа, архитектурной концепции и дизайна проекта. Большое значение имеет также местный колорит.
В процессе реализации проектов должны быть выполнены все технические требования к материалам и проектированию. Более того – необходимо работать на перспективу посредством использования инновационных идей, соответствующих строгим нормам касательно энергосбережения, снижения выбросов (углерода, пыли и шума), экономии потребления воды, минимизации отходов и т.д.


АРХИТЕКТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ


ТРЦ Victoria Square, Белфаст, Великобритания
фото: multi development

Одной из тенденций современной архитектуры является редевелопмент центральных городских районов. Именно этим в настоящее время T+T Design занимается в Западной Европе, в частности в Голландии. Здесь осуществляется редевелопмент многих центральных районов, располагающихся под открытым небом и соединяющихся с существующими сооружениями. Данная тенденция проникает и в другие страны Западной Европы, а также в Турцию.
Одним из первых результатов работы компании T+T Design в этом направлении стал ввод в эксплуатацию в 2007 году торгового центра под открытым небом Forum Bornova в Измире (Турция). Много проектов под открытым небом разрабатывается также в Германии и Франции.