Комплексная схема развития транспорта в Киеве до 2020 года


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИЕВА
Киев находится на пересечении автодорог государственного значения, которые входят в него в направлении от Чернигова, Харькова, Луганска, Одессы, Чопа, Ковеля и Овруча, превращаясь в основные радиальные магистрали города. Главной композиционной осью Киева является Днепр, а связь между левобережьем и правобережьем осуществляется по четырем автодорожным мостам. Планировочная структура города является радиально-кольцевой в правобережной части и прямоугольной – в левобережной. На нее влияют различные природные и антропогенные факторы – магистральные линии железной дороги, значительные перепады рельефа, леса и лесопарки, водоемы, овраги, балки, карьеры.
Согласно Генеральному плану развития Киева до 2020 года, темпы жилищного строительства намечено увеличить до 1,5 миллиона м2 в год, в результате чего жилой фонд города за расчетный период увеличится с 52,5 миллиона м2 до 75 миллионов м2. Предусматривается дальнейшая застройка районов Троещина, Позняки, Осокорки, Левобережный, Оболонь, Виноградарь, Билычи, Теремки-3, улиц Ломоносова, Саперно-Слободской, освоение крупных жилых массивов Осокорки-Центральные и Осокорки-Южные, Русановские сады, Гатное, Ходосовка, Вышгородский; районов проспекта Правды, улицы Мостицкой; реконструкция районов массового строительства 1950-60-х годов – Нивки, Чоколовка, Сырец, Воскресенский, Рембаза. Запланирована застройка некоторых промышленных районов.
В целом, генпланом предусмотрено формирование общественного центра в центральной планировочной зоне, а также разветвленной системы общегородских и региональных центров на всей остальной территории города. При этом предусматривается интенсивная застройка территорий, прилегающих к новым станциям метрополитена и другим транспортным объектам, таким как второй железнодорожный комплекс на станции Дарница, возле которого появится новый мощный пересадочный узел со станцией метрополитена. В связи с намеченным сооружением линии метрополитена вдоль Бориспольского шоссе ожидается активная урбанизация прилегающей к нему территории и района Рембазы.
При этом, согласно генплану, Киев выйдет за существующие границы на юго-запад от Кольцевой дороги (Гатное, Чайка) и на отдельные площадки на севере (Вышгородская) и на юге (Ходосивская) пригородной зоны. Территория города в административных границах до 2020 года увеличится на 598 км2 – с 836 км2 до 1434 км2, территория городской застройки – на 255 км2 (с 340 км2 до 595 км2).
Генпланом предусмотрено развитие рекреационной зоны, в частности, курортной сети в Пуще-Водице, Конча-Заспе, урочищах Церковщина, Феофания, Черторой, Млынове, селах Козин и Плюты. Также предусматривается расширение существующих и создание новых парков на Троещине, Позняках, Осокорках, Теремках, Оболони, Трухановом острове, в урочище «Дубовый гай», вдоль Совской балки и реки Нивка, на склонах Татарки, возле озер Синее, Вырлица, Опечень, Выдубецкое. Запланировано создание на юге левобережья возле сел Вишенки и Гнедин Олимпийского водноспортивного центра в комплексе со спортивным парком. Поблизости разместятся общегородские центры для занятий техническими видами спорта.


ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ
Пассажирские перевозки в Киеве осуществляются метрополитеном, наземным пассажирским транспортом (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутные такси) и в незначительной мере – электропоездами железной дороги между остановками, расположенными в пределах города. Суммарный среднесуточный объем перевозок в Киеве наземным и подземным пассажирским транспортом составляет 4,3 миллиона пассажиров.
Три существующие линии метрополитена, которые являются основой транспортной системы Киева, сегодня имеют общую протяженность 54,9 км, что составляет 21 км на 1 миллион жителей. Этого недостаточно, поскольку, к примеру, в Москве этот показатель превышает 30 км, а в наибольших городах Европы – 40-60 км.
Линия скоростного трамвая между Борщаговкой и площадью Победы из-за неудовлетворительного технического состояния не выполняет функции скоростной связи и нуждается в реконструкции.
Без скоростного транспорта остаются южные и юго-западные районы Правого берега (Соломенка, Железнодорожный массив, Теремки, проспект Науки), северные районы Левого берега (Троещина, Радужный, Воскресенский). Наземный транспорт в этих районах работает с большим напряжением.
Разветвленная сеть маршрутов наземного транспорта (трамвая, троллейбуса, автобуса) имеет общую протяженность 590 километров. Вместе с тем, быстрое распространение маршрутных такси в последнее время привело к увеличению машинопотоков и аварийных ситуаций. Среднее время передвижения с использованием общественного транспорта в пределах города составляет 42,2 минуты.
Основным принципом Комплексной схемы развития транспорта в Киеве является сохранение приоритета общественного транспорта. Исходя из этого, схемой предусмотрено: развитие скоростного рельсового транспорта (ускорение темпов развития метрополитена с 1,9 километра до 3,3 километра в год и реконструкция линии скоростного трамвая); усовершенствование сети наземного пассажирского транспорта за счет более широкого использования троллейбусов и замены ими трамваев, автобусов и маршрутных такси.
Также предусматривается большее использование электропоездов для внутригородских перевозок пассажиров и формирование системы пересадочных узлов.


МЕТРОПОЛИТЕН
Схемой комплексного развития транспорта в Киеве на период до 2020 года развитие метрополитена определено как приоритетное направление. Согласно расчетам, перевозки метрополитеном увеличатся с 600 до 900 миллионов пассажиров в год, то есть в 1,5 раза. В общем объеме внутригородских пассажирских перевозок доля метрополитена будет составлять 42,2%.
Схема развития метрополитена предусматривает продолжение трех действующих линий и строительство двух новых с сооружением за период 2005-2020 годов 55,6 км линий (по 3,3 км в год) и 42-х станций.
Святошинско-Броварская линия – будет продолжена вдоль проспекта Палладина до станции «Новобеличи», которая разместится возле одноименной остановки пригородной железной дороги. Также запланировано строительство вторых выходов на ст.м. «Лесная» (сметная стоимость – 10 миллионов гривен), «Дарница» (50 миллионов гривен) и «Вокзальная» (130 миллионов гривен).
Куреневско-Красноармейская линия – будет развиваться в южном направлении до жилого массива Чабаны с ответвлением от станции «Ипподром» на Кольцевую дорогу. Запланировано продолжение линии от станции «Лыбидская» до станции «Теремки» (7,6 км) с шестью станциями. Участок от станции «Лыбидская» длиной 3,8 километра с тремя станциями («Демеевская», «Голосеевская», «Васильковская») планируется построить до 2007 года, сметная стоимость работ – 490 миллионов гривен. Следующий пусковой участок от станции «Васильковская» до станции «Выставочный центр» длиной 1,2 километра будет построен до 2008 года. Сметная стоимость – 123 миллиона гривен.
Пуск двух последних запланированных станций – «Ипподром» и «Теремки» – будет осуществлен после 2010 года. Также до 2007 года запланировано строительство мастерских по ремонту эскалаторов электродепо «Оболонь» (сметная стоимость – 151,7 миллиона гривен).
Сырецко-Печерская линия – продолжается на северо-запад в сторону жилого массива Виноградарь и на восток вдоль проспекта Бажана и улицы Бориспольской до станции «Дарницкий вокзал».
До 2010 года на этой линии запланирован пуск участка с двумя станциями – «Бориспольская» и «Красный хутор». На 2005 год запланирован пуск участка длиной 2,4 километра от станции «Харьковская» до станции «Бориспольская» и первой очереди электродепо «Харьковское» (общая сметная стоимость – 667,3 миллиона гривен).
В 2006 году будет введен в строй участок от станции «Бориспольская» до станции «Красный хутор» длиной 1,1 километра и вторая очередь электродепо «Харьковское» (241,7 миллиона гривен). В 2007 году запланирован пуск промежуточной станции «Вырлица» на участке между станциями «Харьковская» и «Бориспольская» (15 миллионов гривен).
До 2011 года в этом направлении будут построены следующие станции: «Промышленная», «Улица Горбунова» и «Дарницкий вокзал» (сметная стоимость – 415 миллионов гривен). Общая протяженность участка от станции «Харьковская» до станции «Дарницкий вокзал» составит 13,4 километра.
Также запланировано строительство промежуточных станций «Львовские ворота» – между станциями «Золотые ворота» и «Лукьяновская» (ориентировочный пуск – 2008-2010 годы, стоимость – 140 миллионов гривен) и «Теличка» – между станциями «Выдубичи» и «Славутич». Длина участка от станции «Сырецкая» в сторону жилмассива Виноградарь составляет 5,2 километра, здесь будут построены три станции – «Мостицкая», «Виноградарь» и «Синеозерная», однако, их пуск запланирован на период после 2010 года.
Подольско-Воскресенская линия – запланирована протяженностью 17,3 км с 13-ю станциями и вилочным ответвлением на Левобережную линию для беспересадочных поездок с Троещины на Правый берег. На период до 2010 года запланирован пуск участка длиной 4,6 километра с пятью станциями. Участок с тремя станциями – «Подольская» (пересадочная станция на Куреневско-Красноармейскую линию), «Татарка» и «Глубочицкая» (пересадочная станция, совмещенная со станцией «Лукьяновская») – будет строиться с 2005 по 2009 годы, сметная стоимость – 597 миллионов гривен. Еще две станции – «Площадь Победы» и «Вокзальная» (совмещенная с действующей станцией «Вокзальная» Святошинско-Броварской линии) – будут строиться в период с 2007 по 2010 годы. Общая протяженность участка составляет 2,2 километра, сметная стоимость – 476,5 миллиона гривен. Пуск участка от станции «Вокзальная» до станций «Улица Урицкого» и «Соломенская» запланирован на период после 2010. В этот же период предполагается продолжить данную линию от станции «Подольская» в сторону Троещины со станциями «Судостроительная», «Труханов остров», «Залив Десенка», «Радужная», «Бульвар Перова», «Братиславская». Строительство этого участка связано с сооружением Подольско-Воскресенского мостового перехода.
Левобережная линия – начало строительства запланировано на 2006 год, и до 2009 года планируется ввести в эксплуатацию участок протяженностью 6,6 километра с четырьмя станциями: «Улица Каштановая», «Проспект Ватутина», «Огородная», «Днепровская» с вилочным ответвлением на станции «Левобережная». Сметная стоимость работ – 557,4 миллиона гривен. После 2010 года будет продолжаться строительство этой линии в направлении жилого массива Троещина со станциями «Улица Драйзера», «Улица Сабурова», «Улица Цветаевой» и «Улица Милославская». В дальнейшем эта линия также будет продолжена от станции «Левобережная» в направлении железнодорожного вокзала «Дарница», где планируется построить станции «Ленинградская площадь» и «Пражская».
Кроме того, предусмотрено устройство пассажирских конвейеров в пересадочном узле станция «Площадь Независимости» – станция «Крещатик»; строительство электродепо «Харьковское», «Виноградарь», «Воскресенское» и «Троещина».
В целом, до 2020 года протяженность метрополитена, согласно Схеме, составит 110,5 километра, количество станций – 85, пересадочных узлов – 9.


НАЗЕМНЫЙ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
Предусматривается значительное развитие троллейбуса как экологически чистого вида транспорта, к тому же, не требующего отдельного дорожного полотна для движения. Длину троллейбусной сети планируется увеличить почти вдвое – с 189,6 до 361 километра. Новые троллейбусные линии планируется построить по улицам Борщаговской, Жилянской, Васильковской, Суздальской, Кольцевой дороге, бульвару Перова, проспекту Освободителей, на новых жилых массивах Осокорки, Вышгородский, Гатное и Вишневое. Всего запланировано построить 169 километров троллейбусных линий. Развитие производственно-эксплуатационной базы предусматривает строительство троллейбусного депо на территории Дарницкого трамвайного депо, по улице Трутенко вместо депо №1 по улице Красноармейской, а также троллейбусно-автобусных парков в зонах Троещина, Осокорки-Центральные, Гатное, Вышгород. По расчетам, объемы пассажироперевозок троллейбусом увеличатся до 2020 года с 300 до 578 миллионов пассажиров в год, а их доля в общем объеме достигнет 27,0%.
Длина трамвайной линии сократится на 33 км – со 109,7 до 76,7 километра, а объем перевозок этим видом транспорта уменьшится в 1,4 раза – с 208 до 150 миллионов пассажиров в год.
Запланировано строительство 13 километров новых линий трамвая, в частности, продолжение линии по проспекту Григоренко от станции метро «Позняки» на жилмассив Осокорки (7,9 километра); строительство участка, который соединит существующие линии по улице Симиренко и Отрадному проспекту (2 километра); от улицы Пражской до улицы Бориспольской (1,2 километра); по улице Сергиенко (1,6 километра).
При этом запланировано ликвидировать 46 километров трамвайной линии в направлениях развития метрополитена (по улицам Бальзака и Бориспольской), троллейбуса (на Оболони, по улице Дмитриевской, Набережному шоссе, проспекту Гагарина, Харьковскому шоссе), а также автобуса.
Предусмотрена реконструкция линии скоростного трамвая от улицы Старовокзальной до Кольцевой дороги с частичной заменой трассы (15,1 км) и строительством нового участка (3,4 километра).
Длину автобусных маршрутов планируется увеличить на 153 километра – с 485 до 638 километров, а объемы перевозок пассажиров этим видом транспорта планируется увеличить в 1,4 раза – с 200 до 287 миллионов пассажиров в год.
Автобусные маршруты будут развиваться в районах массового жилого строительства (Осокорки, Гатное, Вышгородский, Ходосовка) и на периферийных магистралях с организацией экспрессных маршрутов. На некоторых направлениях автобусные маршруты будут заменяться троллейбусными.
В отношении маршрутных такси Схемой предусмотрена постепенная замена подвижного состава на автобусы средней и большой вместимости и переведение части маршрутов в режим обычного автобуса. Объем перевозок этим видом транспорта проектировщики запланировали уменьшить с 288 до 155 миллионов пассажиров в год, а долю в общем объеме перевозок – с 15,5% до 7%.
Объемы внутригородских перевозок пассажиров электропоездами планируется увеличить почти в 6 раз – с 12,4 до 73,6 миллиона пассажиров в год, а их долю в общем объеме перевозок – с 0,8% до 3,4%.
В системе пассажирского транспорта появятся также новые виды – монорельсовый, специальный парковый (электробус) и канатная дорога. Трассу монорельсовой дороги длиной 20 километров намечено построить вдоль Днепровских островов и Днепровской набережной от парка «Дружбы Народов» до станции метро «Славутич». Она должна стать транспортно-планировочной осью водно-зеленого пространства вдоль Днепра и объединить отдельные зоны и комплексы от устья Десны на севере до проспекта Бажана – на юге.
Электробус предусматривается ввести в систему транспортного обслуживания Труханового и Венецианского островов.
Канатная дорога протянется от склона на Правом берегу Днепра за ст.м. «Арсенальная» через Труханов остров и район острова Довбычка до выставочного комплекса в районе ст.м. «Левобережная». Канатная дорога станет дополнительным средством сообщения между Левым и Правым берегами.


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Резкое увеличение количества автомобилей в последнее время привело к росту транспортных потоков на улицах Киева. Их значительную часть составляет транзит, который проходит через мост Метро, Харьковское шоссе, проспект Гагарина и улицу Братиславскую.
Наиболее загруженными участками движения автотранспорта, в первую очередь, являются мосты через Днепр, которые в час пик пересекает более 27 тысяч единиц транспорта, что в 1,2 раза превышает их пропускную способность. Согласно Схеме, развитие улично-дорожной сети направлено на формирование перспективной структуры, основу которой составляют магистрали беспрерывного движения общей длиной около 330 километров.
Для разгрузки магистралей транзитного движения предусматривается строительство южного участка внешнего обхода между автотрассами «Киев-Чоп» и «Киев-Харьков». До 2010 года также запланировано продолжить проспект Ватутина до автотрассы «Киев-Чернигов» с реконструкцией площади Ватутина и улицы Богатырской, включая строительство транспортных развязок.
Схемой предусмотрена реконструкция 26 километров Большой Окружной дороги от Гостомельского до Надднепрянского шоссе с расширением проезжей части до 8-10 полос движения, строительством путепроводов через железную дорогу, 11 транспортных развязок в разных уровнях, а также пешеходных переходов.
Предусмотрено строительство следующих основных объектов магистральной сети:
– Подольского и Дарницкого мостовых переходов, а также правобережных и левобережных подходов к ним;
– мостового перехода в районе Конча-Заспы – по трассе южной части внешнего обхода;
– начало строительства мостового перехода на север от Оболони, по трассе Большой Окружной дороги;
– магистрали «Троещина-Осокорки»;
– дублера проспекта 40-летия Октября, продолжение Оболонского проспекта и бульвара Лепсе, реконструкция Набережного и Надднепрянского шоссе, радиальных магистралей – улиц Вышгородской, Фрунзе, Стеценко, Мельникова, проспектов Глушкова, Гагарина, бульвара Перова, Бориспольского шоссе, ул. Привокзальной;
– строительство транспортных развязок в разных уровнях на Почтовой площади, Ленинградской, Харьковской, Московской площадях, а также площадях Победы, Героев Великой Отечественной войны, на пересечении улиц Артема и Чорновола, возле моста Патона.
Схемой предусмотрено строительство пяти автодорожных тоннелей при условии возможности финансирования.
Всего намечено ввести в эксплуатацию три моста через Днепр, построить и реконструировать 550 километров улиц и дорог, 100 транспортных развязок в разных уровнях, 30 путепроводов, около 200 пешеходных переходов. Длина магистральной сети в границах города увеличится с 620 до 990 километров.
Развитию сети в значительной мере будет способствовать улучшение организации дорожного движения. На сегодня в Киеве установлено: 551 светофор, 38 тысяч дорожных знаков, из которых около 26 тысяч не соответствует действующим нормам. С 1990 года в городе действует автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), охватывающая 107 перекрестков.
В Киеве действует схема маршрутного ориентирования для транзитного грузового движения с частичным пропуском в границах городской застройки по Харьковскому шоссе, проспекту Гагарина, улице Братиславской, Броварскому проспекту, улице Полярной. На части магистралей и почти всех центральных улицах движение грузового транспорта запрещено.
Для усовершенствования организации дорожного движения предполагается ввести вторую очередь АСУДД, предусматривается строительство распределительных ограждений барьерного типа, замена технических средств регулирования, установка новых дорожных знаков и светофоров, создание системы получения информации, управления и контроля дорожным движением.
Для улучшения дорожного движения в центральной части города предлагается ввести запрет на парковку транспортных средств на основных магистралях, ввести зоны платной парковки на незагруженных улицах с дифференцированной платой за стоянку, построить «перехватывающие» автостоянки на границе центральной части города.
Олег Овдий, генеральный директор ОАО «Киевпроект», подчеркнул, что меры по развитию улично-дорожной сети и пассажирского транспорта, предусмотренные Комплексной схемой, являются минимально необходимыми, учитывая рост нагрузки.
Владимир Жуков, генеральный директор коммунальной корпорации «Киевавтодор», заявил, что «предложенная схема вызывает двоякие чувства – с одной стороны – неописуемый восторг: до чего здорово все показано. С другой – нет уверенности, что правильно указана дата – до 2020 года». Он подчеркнул, что за предыдущие 15 лет в Киеве было построено 24 километра дорог, 7 транспортных развязок, а Схемой за следующие 15 лет до 2020 года предлагается построить 550 км и 100 развязок.
Поэтому, считает Владимир Жуков, Комплексную схему, разработанную «Киевгенпланом», необходимо «приблизить к реалиям»: «Не согласиться с такой схемой нельзя, но необходимо определить сроки реальной ее реализации, привязать к экономическим возможностям, чтобы нас не назвали утопистами».