Киноразмах




На декабрь 2005 года в Киеве запланировано введение в эксплуатацию ТРК «Мультиплекс-Плаза» (пр. Московский, 34-а), в структуре которого разместится 14-зальный кинотеатр сети «Мультиплекс-Холдинг»
Макет: «Мультиплекс-Холдинг»

CP: Какие источники финансирования вы используете для реализации запланированных проектов? Какой объем инвестиций необходим для открытия одного кинотеатра в рамках вашей сети? Какой срок окупаемости вы планируете?
Для финансирования проектов мы ориентируемся на средства акционеров и кредитные ресурсы группы компаний, в которую входит, в частности, «АвтоЗАЗбанк».
В среднем для оборудования одного кинозала необходимо не менее $350 тысяч инвестиций, для оборудования одного зрительского места – около $1000. Срок окупаемости зависит от региона. В городах-миллионниках – это 3-4 года, в других городах – около 5 лет.
CP: Какое общее количество кинотеатров вы планируете открыть в ближайшей перспективе? На какой стадии реализации они находятся?
Планы, как правило, – дело внутреннее, но определенно можно сказать, что до конца следующего года мы откроем около 30-34 залов в 5-ти городах. Эти объекты сегодня находятся на разных этапах реализации, но уже не проектных, а строительных работ. Еще столько же залов находится в стадии разработки или утверждения проекта.
В целом, сроки открытия каждого из них определяются не столько нашими планами, сколько планами застройщиков.
CP: Какое оборудование вы используете для оснащения кинотеатров? Какие компании привлечены вами для его установки и обслуживания?
Наш набор оборудования мало отличается от того, каким оснащаются другие мультиплексы, включая те, которые функционируют или строятся в странах СНГ. Обслуживание и установку оборудования будет осуществлять компания «КиноСвит», которую основал мой бывший коллега по «Кинопалацу» Сергей Стронов. На сегодняшний день в активе этой компании около 75 оснащенных кинозалов.
CP: По какой ставке вы арендуете помещения ТРЦ для своих кинотеатров? Возникали ли у вас проблемы с поиском и выбором ТРЦ, а также согласованием условий аренды?
Арендные ставки для кинотеатров во всем мире значительно ниже тех, которые платят другие арендаторы ТРЦ. Именно в этом и заключается основная проблема в развитии отечественного бизнеса мультиплексов. Дело в том, что не все собственники строящихся и функционирующих ТРЦ понимают, что наличие кинотеатра – это не столько еще одна возможность для получения дохода от арендной платы, сколько ключевая поддержка доходов, генерируемых другими арендаторами. Не говоря уже об имидже ТРЦ, который значительно зависит от наличия, модели и качества кинотеатра.
Застройщики часто не хотят идти на расходы по строительству в структуре ТРЦ кинотеатра, поскольку в этом случае они тратят на 30-40% больше средств, чем в случае строительства ТРЦ без кинозалов. Получается парадоксальная ситуация: арендодатель строит дополнительные объемы помещений, а чистая материальная компенсация за это обратно пропорциональна затратам. Но это лишь на первый взгляд, поскольку только благодаря кинотеатру (и иногда супермаркету) можно точно прогнозировать величину потоков посетителей ТРЦ, а это, в свою очередь, влияет на ясность в отношении рисков при инвестициях в строительство.


Антон Пугач
фото: Олег Герасименко

CP: Насколько, по вашему мнению, развит рынок кинотеатров Украины? В чем заключаются особенности конкуренции между отечественными компаниями?
Объем рынка кинотеатров в Украине уже сегодня мог бы быть в пределах $40-50 миллионов, однако сейчас этот показатель составляет чуть больше $20 миллионов. Единственная причина – отсутствие многозальников. Такой вывод легко сделать, если проанализировать кинопроцесс в соседних странах, например, в России и Польше. При нашем ВВП и количестве населения кинорынок мог бы быть и больше, чем $40 миллионов. Ведь главное то, что Украина находится внутри общеевропейского кинематографического процесса.
Наше развитие в этом направлении исторически обусловлено. Адекватная ситуация, мне кажется, будет сформирована уже через 2-3 года. Тогда и можно будет говорить о конкуренции. А сегодня ее нет. Точнее, то, что сегодня называют конкуренцией в кинопрокате, не соответствует действительности.
В США, например, ежегодно закрываются как однозальные кинотеатры, так и мультиплексы, многие из которых были построены совсем недавно. Это и есть конкуренция. И когда она появится у нас, то никаких особенностей не будет. Зрители будут «голосовать ногами», а прокатчики подсчитывать «бюллетни». Такого рода «выборы» в развивающихся странах проходят чуть ли не два раза в год, и это очень капризный процесс. Если говорить в общем, то простота управления кинобизнесом обманчива. Вот только не знаю, к счастью или к сожалению.
CP: Каковы, по вашему мнению, проблемы отечественной кинонедвижимости?
Для успешной работы в этой сфере очень важно принимать во внимание особенности месторасположения, конкурентное окружение, динамику роста кинорынка, общий рыночный потенциал региона и множество других факторов, на анализ которых необходимо потратить не менее месяца работы одного специалиста. И только тогда станет понятной общая картина.
Однако при этом необходим серьезный старт, прежде всего, в теоретической сфере, то есть грамотная презентация зарубежного опыта. Из личного опыта знаю, что многие украинские девелоперы ТРЦ весьма серьезно относятся к качественной аналитике.
Именно в силу отсутствия специальных знаний, а также с отсутствием «здорового» риска и денег у инициаторов строительства ТРЦ мы имеем не вполне адекватную ситуацию на нашем кинорынке. Вопрос наличия финансовых ресурсов в достаточном объеме – это проблема, но она имеет отношение ко второй серии этого «фильма». С ней тоже нужно уметь бороться. К примеру, в нашем портфеле есть два объекта, строительство которых пока не начинается именно по этой причине. Однако я уверен, что, в конце концов, под качественный проект инвесторы всегда найдутся. Главный же вопрос – это отсутствие таких проектов в большинстве городов Украины.
CP: Какими вам видятся перспективы развития отечественного рынка кинотеатров?
Перспективы развития нашего рынка мне видятся позитивными. Можно предположить, что в большинстве своем он будет определяться деятельностью пяти компаний из трех городов. Лидерами станут те, кто будет обладать ресурсом в 50 залов и более, а также качественным менеджерским потенциалом, что во всем мире становится все более важным фактором.


КОМПАНИЯ «МУЛЬТИПЛЕКС-ХОЛДИНГ»
Основана в октябре 2003 года. Осуществляет строительство сети мультиплексов в структуре ТРК в Киеве и областных центрах Украины. Большинство мультиплексов компании будет введено в эксплуатацию в период с марта 2005 года по декабрь 2006. Первый комплекс открывается в Николаеве и насчитывает 4 зала (общее количество мест – 8900). К началу 2006 года будут открыты мультиплексы в ТРЦ Киева (14-зальник на Правом берегу и 4-зальник на Левобережье), 6-зальники в Донецке и Запорожье, 4-зальники в Виннице и Кривом Роге.
По данным компании, общий объем инвестиций в строительство и оборудование многозальных кинотеатров на территории Украины в период с 2004 по 2007 год составит $21 миллион.
ООО «Мультиплекс-Холдинг» входит в группу украинских и зарубежных компаний, в числе которых «АвтоЗАЗбанк», ЗАО «Недвижимость столицы» и другие. Совокупный годовой оборот группы составляет свыше $200 миллионов.


ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ КОМПАНИИ «МУЛЬТИПЛЕКС-ХОЛДИНГ»
Винница (население: 360 тысяч)



Адрес: ул. Соборная, 24
Площадь ТРЦ: 26 000 м2
Количество уровней в ТРЦ: 3
Количество парковочных мест: 300
Количество залов (мест) в мультиплексе: 4 (861)
Дата ввода в эксплуатацию: январь 2006 года
Стадия реализации проекта: строительство
 
Донецк (население: 1,05 миллиона)



Офисно-торгово-развлекательный центр «Сити-Центр»
Адрес: ул. Артема, 130
Торговые и развлекательные площади: 31 235 м2
Количество уровней в ТРК: 4
Площадь офисного комплекса: 16 000 м2
Количество парковочных мест: 400
Количество залов (мест) в мультиплексе: 6 (1032)
Дата ввода в эксплуатацию: март 2006 года
Стадия реализации проекта: строительство
 
Запорожье (население: 800 тысяч)



Офисно-торгово-развлекательный центр
Адрес: пр. Маяковского, 11
Торговые и развлекательные площади: 21 909 м2
Количество уровней в ТРК: 5
Площадь офисного комплекса: 6600 м2
Количество парковочных мест: 250
Количество залов (мест) в мультиплексе: 6 (1018)
Дата ввода в эксплуатацию: май 2006 года
Стадия реализации проекта: завершение разработки
 
Киев (население: 2,7 миллиона)



ТРЦ «Детский Мир»
Адрес: Андрея Малышко, 3
Площадь ТРЦ: 84 000 м2
Количество уровней в ТРЦ: 5
Количество парковочных мест: 300
Количество залов (мест) в мультиплексе: 5 (900)
Дата ввода в эксплуатацию: май 2007 года
Стадия реализации проекта: подготовка к началу строительных работ
 
Киев



ТРЦ «Дом Техники»
Адрес: ул. Луначарского, 4
Площадь ТРЦ: 43 000 м2
Количество уровней в ТРЦ: 4
Количество парковочных мест: 250
Количество залов (мест) в мультиплексе: 4 (780)
Дата ввода в эксплуатацию: апрель 2006 года
Стадия реализации проекта: строительство
 
Кривой Рог (население: 710 тысяч)



Адрес: ул. Есенина
Площадь ТРЦ: 12 800 м2
Количество уровней в ТРЦ: 3
Количество парковочных мест: 250
Количество залов (мест) в мультиплексе: 4 (998)
Дата ввода в эксплуатацию: январь 2006 года
Стадия реализации проекта: строительство
 
Николаев (население: 500 тысяч)



ТРЦ «Сити-Центр»
Адрес: пр. Ленина, 98
Площадь ТРЦ: 22 000 м2
Количество уровней в ТРЦ: 5
Количество парковочных мест: 450
Количество залов (мест) в мультиплексе: 4 (900)
Дата ввода в эксплуатацию: март 2005 года
Стадия реализации проекта: строительство на стадии завершения