Хасан Камиль Хаяли: «Турция и Украина должны работать более тесно»

Commercial Property №7 (155) июль 2016

НАИБОЛЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМИ НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ ТУРЦИИ МОГУТ БЫТЬ УКРАИНСКИЕ КОМПАНИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ТЕХНОЛОГИИ, А ТАКЖЕ ПОСТАВЩИКИ МАТЕРИАЛОВ И РЕШЕНИЙ. ТАКОЕ МНЕНИЕ ОЗВУЧИЛ ХАСАН КАМИЛЬ ХАЯЛИ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТПП УКРАИНЫ В ТУРЦИИ.

Текст: Татьяна Антонюк


В начале текущего года Вы были назначены официальным представителем Украинской торгово-промышленной палаты в Турции. Каковы Ваши основные обязанности на этой должности?

Я был избран на эту должность большинством голосов председателей торгово-промышленных палат со всей Украины. На меня возложено несколько основных обязанностей, и если обобщить их, то я являюсь связующим звеном между украинскими и турецкими бизнесменами.

Стамбул – это «столица» строительства в Турции, однако он не является легким рынком для ведения бизнеса в этой отрасли и характеризуется высокой конкуренцией

ФОТО: IS

Расскажите об экономическом сотрудничестве между Турцией и Украиной.

На мой взгляд, Турция и Украина никогда не использовали потенциал экономического сотрудничества в полном объеме. Две страны, расположенные в одном и том же регионе мира и имеющие схожие проблемы, возможности и стратегическое значение, должны работать более тесно. Несмотря на выгоды для обеих стран, между ними до сих пор не подписано Соглашение о свободной торговле (ССТ).

Однако я вижу серьезное желание властей этих двух государств в укреплении экономического сотрудничества, и мое назначение официальным представителем ТПП Украины в Турции является признаком этого стремления с украинской стороны. Кроме того, переговоры о ССТ все еще продолжаются, и мы планируем завершить этот процесс до конца текущего года.

Насколько сильные позиции занимает строительная отрасль в Турции?

Строительный рынок является основным сегментом, влияющим на показатели ВВП Турции. Анализ изменения ВВП нашей страны и объема этого сектора показывает высокий уровень существующей между ними корреляции. По этой причине поддержка строительной отрасли всегда являлась очень важной для государства. На мой взгляд, до определенного уровня это правильный способ стимулирования роста экономики страны. Однако если проанализировать ситуацию с точки зрения развития в долгосрочной перспективе, становится очевидным, что поддержки только строительного сектора недостаточно – необходимо выводить экономику страны на уровень, который основан не на потреблении, а на производстве, технологиях и инновациях.

Назовите наиболее активные регионы Турции с точки зрения нового строительства.

Основной точкой притяжения в Турции, независимо от секторов экономики, является Стамбул. Это крупнейший город страны по количеству жителей, в котором показатель ВВП на душу населения превышает среднестатистический уровень. Стамбул – это «столица» строительства в Турции, однако он не является легким рынком для ведения бизнеса в этой отрасли и характеризуется высокой конкуренцией. В отличие от него, регион Анатолии имеет более благоприятные условия для строительной деятельности.

Какова политика турецкого правительства в отношении поддержки строительного рынка? Предоставляет ли оно какие-либо льготные условия для строительных компаний?

Турецкие бизнесмены облагаются высоким налогом на добавленную стоимость и подоходным налогом. Однако они могут снизить финансовую нагрузку в случае вхождения в строительный сегмент. По этой причине почти каждый бизнесмен, владеющий крупным бизнесом, а значит, имеющий большое налоговое бремя, занимается строительным делом.

Государство поддерживает строительный сектор также путем увеличения инвестиций, направленных на реализацию крупных проектов, таких как автомобильные магистрали, железные дороги, мосты, др., к участию в которых привлекаются частные компании. Политики понимают, что поддержка строительного рынка влияет не только на этот сегмент, но также почти на 200 других связанных с ним отраслей.

Огромное влияние на строительный рынок Турции оказывает государственное предприятие Управление массового жилищного строительства (TOKI). За годы существования оно превратилось в одну из крупнейших строительных организаций страны с огромным портфелем проектов по всей ее территории и длительное время было реальной проблемой для частных организаций, являясь их основным конкурентом. Чтобы быть конкурентоспособными с TOK1, игроки этого рынка научились сокращать расходы, работать с низкими ставками прибыли и быстро выполнять строительные работы.

Еще один способ поддержки отрасли со стороны государства заключается в принятом в 2012 году законе под названием Kentsel Dönüsüm, что означает «трансформация городов». Он предписывает обязательное обновление устаревших зданий. Первопричиной принятия закона является землетрясение, которое произошло в Турции в 1999 году и получило название Измитское землетрясение. Оно стало масштабным разрушительным бедствием, в результате которого погибло почти 30 000 человек. После этого злосчастного опыта мы поняли, что страна имеет огромное количество старых объектов, неспособных выдерживать нагрузки, в том числе в виде земельных колебаний. Закон Kentsel Dönüsüm, который был разработан для осуществления превентивных мер против последствий землетрясений, создал новые возможности для строительной отрасли и смежных сегментов. Однако сегодня он утратил свое основное значение и рассматривается как стимул обновления устаревшего фонда недвижимости Турции.

Динамика изменения ВВП и объема строительного сектора в Турции, 2005-2015 годы
Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Изменение ВВП, % 8,4 6,9 4,7 0,7 -4,8 9,2 8,8 2,1 4,2 2,9 4
Изменение объема
строительного сектора, %
9,3 18,5 5,7 -8,1 -16,3 18,3 11,5 0,6 7,4 2,2 4,5
Источник: TurkStat 

На Ваш взгляд, насколько конкурентоспособными являются турецкие строительные компании на международной арене?

Турецкий строительный сектор доказал свою успешность на международной арене, в частности в таких регионах, как Ближний Восток и Северная Африка, на территории постсоветского пространства, а также в некоторых странах Европы. Я объясняю это тремя основными факторами. Первый заключается в спросе со стороны стран вышеуказанных регионов на выполнение огромных объемов строительных работ, в том числе на возведение гражданских объектов. Второе – нежелание развитых государств заниматься сектором, который нуждается в большом количестве рабочих без высшего специального образования, а также из-за существенных рисков возникновения угроз производственной безопасности, свойственных сектору по своей природе. И третье – умения и традиции турецкого народа, помогающие выполнять подобные задачи за рубежом организованным и эффективным способом.

ФОТО: ХАСАН КАМИЛЬ ХАЯЛИ

ХАСАН КАМИЛЬ ХАЯЛИ (HASAN KAMIL HAYALI)
Дата рождения: 20 октября 1978 года
Место рождения: Трабзон, Турция
Место жительства: Стамбул, Турция
Образование: Босфорский университет
Занимаемая должность: председатель Ассоциации промышленников и бизнесменов Трабзона; вице-президент совета Конфедерации предпринимателей и бизнесменов Турции (TÜRKONFED); президент Комитета по отношениям с Евросоюзом и международным отношениям Конфедерации предпринимателей и бизнесменов Турции; официальный представитель Торгово-промышленной палаты Украины в Турции
Другие должности: директор по работе с клиентами, NAR Consulting; региональный менеджер компании TUREKS в регионе Восточной Африки; партнер компании BENTEGO Video Marketing Company; советник по маркетингу компании ImonaCloud
Хобби: общественная деятельность.

Какие компании могут быть конкурентоспособными на турецком строительном рынке?

Учитывая то, что на строительном рынке Турции работает множество сильных локальных бизнес-групп, наиболее успешными в этом сегменте являются компании с большими накоплениями капитала. В качестве примера могу привести арабские страны, представители которых являются очень конкурентными на нашем рынке. У этих компаний имеются большие объемы финансовых средств, и в течение последнего десятилетия они активно инвестируют в Турцию, особенно в ее строительный сегмент. Такие инвесторы задействованы в крупных проектах, большинство из которых реализуются в Стамбуле.

Второй важный фактор – скорость выполнения работ, которая является основным конкурентным преимуществом в строительном секторе Турции, и локальные компании действительно очень быстро выполняют работы.

По Вашему мнению, каковы сильные и слабые стороны украинских строительных компаний при работе на турецком рынке?

Среди слабых сторон – незнание турецкого рынка. Украинским компаниям необходимо уделять больше внимания изучению особенностей нашей страны, если они заинтересованы в экспансии своего бизнеса. Есть много турецких компаний, которые работают в Украине, однако я не могу сказать того же об украинских предприятиях. Наш рынок имеет ряд неблагоприятных условий для иностранных строительных компаний, среди них – более высокие затраты на ведение бизнеса, отсутствие финансовых льгот и инноваций в налоговой системе, др.

В то же время украинские компании, ориентированные на технологии, имеют преимущество перед турецкими игроками, которые являются менее инновационными. Кроме того, ваша страна обладает большим количеством природных ресурсов, которых нет в Турции, что открывает хорошие возможности для украинских поставщиков.

Опишите наиболее подходящую схему выхода на строительный рынок Турции.

На самом деле нет единой схемы, которую можно было бы посоветовать. В процессе выхода на рынок Турции я рекомендую обязательно обратиться к локальному юристу с опытом работы в международном бизнесе и профессиональному бухгалтеру, который может проконсультировать в финансовых вопросах. Однако лучше всего – иметь турецкого партнера, которому вы могли бы доверять.

Строительный сегмент Турции – очень высококонкурентный рынок, экономически мотивированный и заинтересованный в решениях, снижающих расходы или увеличивающих скорость строительства

ФОТО: IS

Какие еще советы Вы могли бы дать украинским строительным компаниям, заинтересованным в выходе на турецкий рынок?

Первое, что необходимо сделать, – изучить рынок Турции. Для этого можно воспользоваться международными и национальными докладами, специализированными веб-сайтами, исследованиями в Интернете. Также можно обратиться за информацией в ТПП Украины.

Я не советую конкурировать с турецкими строительными предприятиями, в противном случае существует очень высокий риск потерпеть неудачу. Компаниям, заинтересованным в выходе на рынок Турции, рекомендую выступить поставщиками для локальных предприятий, ведь строительство – один из крупнейших секторов нашей страны, игроки которого нуждаются в знаниях, технологиях, природных ресурсах. Кроме того, это очень высококонкурентный сегмент, а значит, он экономически мотивирован и заинтересован в решениях, снижающих расходы или увеличивающих скорость строительства.