Ingarden & Ewy Architects: «Хорошая архитектура сделана с умом и частичкой юмора»

Концертный и конгресс-центр Małopolska Garden of Arts (Краков, Польша) ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Почему Вы приняли решение стать архитектором? В моей семье не было давления в отношении того, кем я должен стать по профессии. Я был абсолютно свободен в выборе направления, которым хочу заниматься. Конечно, в возрасте 18 лет мало кто может точно определить, что хочет делать в жизни, и мой выбор архитектурного направления был преимущественно случайным, поскольку в то время я мало что знал об этой профессии. Я получил теоретические познания архитектуры в основном из литературы, а практическое понимание было туманным. Но мне было интересно искусство – я занимался рисованием, черчением, фотографией и фильмами, даже думал об обучении в киношколе в Лодзе. Я считал, что архитектура – та область, где возможно объединить искусство и технологии, и поэтому поступил на факультет архитектуры в университете Кракова. Что значит быть архитектором? Я думаю, что могут уйти годы на то, чтобы понять, что значит быть архитектором и что такое архитектура, понять ее роль с точки зрения культуры, искусства и гуманистики. Сегодня я более сконцентрирован на значении и влиянии культурных проектов, и пытаюсь создавать такие здания. Галерея Gallery Europe – Far East музея японского искусства и технологии Manggha Museum (Краков, Польша) ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Какой наиболее ценный урок Вы получили как архитектор? Очень важно иметь хороших учителей и встретить наставника, чьи настрой и страсть к творчеству вдохновляют тебя на поиски своего пути. Должен отметить, что для меня таким архитектором, которым я восхищаюсь многие годы, является Арата Исозаки, и я счастлив, что имел возможность работать с ним по некоторым проектам. Время, когда в середине 1980-х годов я работал в его офисе в Токио, стало для меня более важным в понимании архитектуры, чем во время учебы. Я встретил прирожденного архитектора и художника, который относился к архитектуре с точки зрения критического культурного анализа. Я считаю, что современное японское искусство является одним из лучших в мире. Японские архитекторы, с самого начала модернистского направления и даже ранее, с конца XIX века, находясь в поисках собственного архитектурного стиля и культурной принадлежности, пытались углубиться в свои традиции и в то же время были заинтересованы в зарубежных культурах. Я думаю, что поиски источника вдохновения в собственной культуре – то, что характеризует японских архитекторов уже много лет. И, возможно, это именно то направление, на которое польским архитекторам, а также архитекторам из других стран нашего региона, таких как Венгрия, Словакия, Чехия, Украина, стоит обратить внимание. ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT КШИШТОФ ИНГАРДЕН (KRZYSZTOF INGARDEN) Год рождения: 1957 год Место рождения: Вроцлав (Польша) Место жительства: Краков (Польша) Образование: факультет архитектуры Краковского политехнического университета, 1982 год; докторская практика в Школе искусств и дизайна при Университете Цукубы в Японии, 1983-1985 годы; степень доктора в 1987 году и доктора наук – в 2014 году Карьера: бюро Арата Исозаки (Токио, Япония), 1984-1985 годы; студия J.S. Polshek & Partners (Нью-Йорк, США), 1987 год Должность: президент архитектурного бюро Ingarden & Ewý Architects, профессор факультета архитектуры и изобразительных искусств Краковской академии им. Анджея Фрыча Моджевского Семейное положение: женат, двое детей Хобби: фотография, катание на лыжах, виндсерфинг. Расскажите, пожалуйста, о Ваших изменениях в подходе к архитектуре с момента основания бюро в 1991 году и до сегодня, а также о философии «матрица пространства». В своей практике мы постепенно переходим от понимания архитектуры как «функции и формы» объекта к рассмотрению ее как элемента городского ландшафта, усиливая ее значение за счет тесной взаимосвязи с местностью и способности воспринять ее всеми органами чувств. Мы пытаемся понять архитектуру с феноменологической точки зрения. Термин «матрица пространства» включает в себя локальные факторы местности – от материальности до исторической и культурной идентичности, которая зафиксирована в памяти живущих там людей. Материалы являются нашими ключевыми «словами», с помощью которых мы рассказываем архитектурные истории и пытаемся создать проект, отвечающий локальной пространственной матрице. Таким образом, одним из наших стремлений является понимание характера местности и ее материалов, и экспериментирование с ними в целях достижения утонченной современной архитектуры с локальными корнями. Павильон Польши на Expo 2005 (Нагоя, Япония) ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT В качестве примеров я хотел бы привести проекты выставочного центра Wyspianski Pavillion 2000 (2007 год) и концертного и конгресс-центра Małopolska Garden of Arts (2012 год) в Кракове. Мы хотели создать эти объекты с использованием материалов, характерных для соседних исторических зданий, которые в большинстве случаев сооружены из кирпича. Однако, для того, чтобы достичь в них современного выражения, мы отошли от использования традиционной формы и структуры, связанной с технологией строительства. Поэтому мы приняли решение использовать специально разработанные керамические формы для того, чтобы создать внешний прозрачный экран, покрывающий стеклянный профиль позади него. Мы использовали стекло с целью достичь визуального эффекта открытости здания, в то время как керамический слой использовался для создания чувственного отношения к исторической среде. Еще одним таким примером является Павильон Польши на Expo 2005 в городе Нагоя (Япония). В этом проекте мы пытались отыскать материалы, которые имели бы метафорический смысл, связывающий здание с ландшафтом Мазовии, где родился польский композитор Фредерик Шопен. Ивы являются характерными деревьями для этого региона, поэтому мы приняли решение использовать в павильоне ивняк, в частности, соткать из него сетки для здания. Павильон Польши на Expo 2005 – первый прототип здания, выполненный с использованием плетенных вручную сеток на стальных рамах, которые были спроектированы с использованием компьютерного 3D-моделирования. Это было уникальное сочетание высокотехнологичных методов проектирования с низкотехнологичным производством. Работы по плетению выполнялись в Руднике, небольшом городе на востоке Польши, который славится изделиями ручной работы. В течение трех месяцев лучшие мастера Польши работали над сооружением более 700 плетеных модулей из белого ивняка. Специфические узоры плетения, плотность, длина и отделочные детали были протестированы нами во время производства. Результат получился замечательным! Существуют ли какие-то элементы, которые Вы всегда используете в своих проектах? Как бы Вы охарактеризовали свой архитектурный стиль? У нас нет какого-то универсального рецепта для решения всех вопросов при проектировании в одном стилистическом направлении. Материалы, цвета, формы необходимо подбирать под конкретный проект и его участок и соотносить с индивидуальной целью дизайна, который, в свою очередь, должен принимать во внимание все факторы, касающиеся функции объекта, локации, контекста, здоровья, экологических проблем, местного сообщества, технологий, др. Проверенные процедуры, программы и опыт могут помочь архитектору в достижении определенных идей и формируют навыки, которые иногда ошибочно считаются его «стилем». Профессиональные навыки являются необходимой базой для работы, и случайные решения не приемлемы, так как архитектурный проект – это система упорядоченных знаний из различных дисциплин. Мне хотелось бы сказать, что архитектура – это некое упорядочивание мира в местном масштабе, целенаправленное накопление энергии, возможность ненадолго остановить время (рано или поздно каждое здание утратит свою полезность, исчезнет и превратится в руины). Комплекс жилых апартаментов (Краков, Польша) ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Архитектура принадлежит к миру культуры, а поэтому и к миру человеческой жизни в обществе со всеми его технологиями, информацией, знаками, символами, метафорами. Архитектура имеет собственный язык, который является открытой системой, всегда предлагающей пространство для творчества – создания новых форм, слов, метафор или значений. Однако, конечной целью всего этого является человек, который должен всегда быть в центре архитектуры. Вы работали над многими проектами различного назначения – жилыми, коммерческими, инфраструктурными, общественными, др. Есть ли проект, который является очень важным для Вашего бюро? Пожалуйста, расскажите о нем. Таким проектом является центр исполнительных искусств и медиатека Małopolska Garden of Arts, который представляет собой здание, объединяющее театр им. Юлиуша Словацкого (Juliusz Slowacki Theatre) и библиотеку Małopolska Voivodeship Library. Он выступает функциональным продолжением обеих организаций, и в то же время новым измерением между ними. В рамках этого проекта речь шла о сооружении совершенно нового типа культурного объекта, трансформирующего коллекции музыки, радио, телевидения, кинозаписей в новые медиа, а также предлагающего пространства для выступлений, киносъемок и концертов. В крыле здания по улице Szujskiego расположена современная библиотека искусств и медиа с мультимедийными книгами и музыкой, в то время как секция, расположенная по улице Rajska, является центром исполнительных искусств и оснащена многофункциональным залом. Он функционирует как театральная студия, конференц-зал, концертный зал и место для проведения банкетов и выставок и имеет две выдвижные платформы для рассадки 300 человек. В целом, в Małopolska Garden of Arts на площади более 4300 м2 размещается театр вместе с кинотеатром на 98 мест, кафе, помещения для организации учебных художественных мероприятий. В Małopolska Garden of Arts наша главная идея заключалась в том, чтобы разработать стратегию контекстуального дизайна. Форма этого здания является попыткой создать современный символ в историческом контексте и дизайн, который находится между понятиями мимезис и абстракция. Этот проект черпает вдохновение из принципа контекстных форм путем обращения к геометрии крыш и материалу (кирпич) соседних зданий, что впоследствии было воплощено в геометрических композициях керамических фасадов. Благодаря этому подходу здание прекрасно соответствует масштабу окружающей среды, поддерживая линии крыш, фасадов и линейных решений объектов, расположенных рядом с ним. Таким образом, проект Małopolska Garden of Arts, с одной стороны, почитает морфологическую целостность пространства, но с другой стороны – абстрагируется от контекста и его интерпретации для того, чтобы создать новую, современную форму и выражение. Галерея Gallery Europe – Far East ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Центр Małopolska Garden of Arts имел большой общественный успех и получил около 20 наград и призов, среди которых – номинация в премии Mies van der Rohe Award 2015 (Барселона, Испания); медаль Friendly Spaces of UIA, Конгресс международного союза архитекторов (International Union of Architects Congress), Дурбан 2014 (ЮАР); A’Design Award, платиновая награда в категории «Архитектура, строительство и структурный дизайн 2013-2014» (Комо, Италия); Премия памяти Станислава Виткевича 2013 (Stanislaw Witkiewicz Memorial Award) Малопольского префектурного правительства и Польской ассоциации архитекторов (Краков, Польша); «Проект года» (специальный приз), Польская ассоциация архитекторов, 2014, Польша; ICONIC AWARD 2013, Немецкий совет по дизайну (Франкфурт-на-Майне, Германия); Награда Малопольской палаты архитекторов ( Małopolska Architects’ Chamber, MOIA), 2013 (Краков, Польша); Architizer A+ Popular Choice Award 2013 в категории «Культура: Театры и центры исполнительного искусства» (Нью-Йорк, США); «Строительство года», категория «Культура», ArchDaily.com; Премия памяти имени профессора Януша Богдановского (Prof. Janusz Bogdanowski Memorial Award) за лучшую архитектурную реализацию в Кракове (Польша), др. Назовите, пожалуйста, последние проекты, над которыми Вы работали? Недавно завершилось строительство выставочной пристройки к музею японского искусства и технологии Manggha Museum в Кракове. Она носит название Gallery Europe – Far East и состоит из двух белых кубичной формы выставочных пространств для презентации современного европейского и дальневосточного искусства. Объект имеет очень сдержанный и нейтральный характер для того, чтобы соответствовать главному зданию музея, разработанного архитектором Арата Исозаки. В отделке экстерьера здания применен итальянский песчаник Pietra Serena, в то время как нижние части стен выполнены из черного гранита, а этажи террасы и фойе – из светло-серого гранита. Конгресс-центр ICE Krakow Congress Center (Краков, Польша) ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Еще один проект, над которым мы недавно работали, расположен в городе Чунцин (Китай). Этот проект состоит из отельных вилл, расположенных в рекреационной парковой зоне за пределами города. Это международный проект, разработанный архитекторами со Словении, Финляндии, Польши и Китая. Мы надеемся, что его строительство скоро начнется. Назовите, пожалуйста, проекты, разработанные Вами совместно с другими архитекторами или архитектурными бюро. На протяжении 25 лет нашей практики мы работали со многими польскими и иностранными бюро. В каждом случае это сотрудничество имеет свой характер: где-то мы выступаем лидерами, где-то помогаем другим развивать их идеи. В частности, мы работали с такими архитекторами или бюро из Японии как Арата Исозаки (проекты музея японского искусства и технологии Manggha Museum и культурного и конгресс-центра ICE Krakow Congress Center в Кракове, культурного комплекса «Мистецький Арсенал» в Киеве), Хироши Аоки (Польский исторический музей в Варшаве), Кенго Кума (Музей современного искусства в Варшаве), Масато Хори (комната для чайной церемонии в резиденции посла Японии в Варшаве), Макото Шин Ватанабе из ADH Architects (Польский павильон для Expo 2005 в Айти), Ishimoto Architects (Посольство Японии в Варшаве), Taisei Architectural Office (Посольство Польши в Токио). Также мы работали с Массимилиано Фуксас из Италии (проект торгового центра Europark в Зальцбурге, Австрия), IN – OFF Architects из Китая (проект дома в городе Чунцин, Китай), Itten+Brechbühl AG из Швейцарии (конкурсный проект аэропорта Вроцлава, 2-е место), Станиславом Фишером из Франции (конференц-центр в Кракове). Как Вы можете оценить текущую ситуацию на рынке архитектурных услуг в Польше? На польском архитектурном рынке так же, как и в соседних странах, например, Словакии, Чехии, Венгрии, начался процесс интенсивных изменений. Последним временем архитекторы младшего поколения становятся все более >активными, с успешным участием в международных конкурсах, рейтингах, опросах и могут претендовать на поощрительную программу «Europe 40 Under 40»*. Нужно также отметить, что польские проекты выигрывают в конкурсах от ведущих международных журналов и вебсайтов, что, однако, не отражает творческие возможности офисов молодых архитекторов, работающих каждый день в достаточно бедных условиях, часто не имея финансовых средств для участия в крупных конкурсах. Тем не менее, эта ситуация понемногу меняется, о чем свидетельствует победа молодой команды из бюро WXCA в конкурсе на проектирование Музея польской армии в Варшаве, молодых варшавских архитекторов Марчина Мостафы и Наталии Пашковской с проектом Польского павильона для Expo 2005 в Шанхае (Китай) или студии 2PM с проектом Польского павильона для Expo 2015 в Милане (Италия). *«Europe 40 Under 40» создана Европейским центром архитектуры, искусства, дизайна и изучения городской среды как программа поддержки нового поколения архитекторов и дизайнеров. Программа открыта для архитекторов, ландшафтных архитекторов, градостроителей, индустриальных дизайнеров, графических дизайнеров, дизайнеров моды и текстиля в возрасте до 40 лет, которые работают в Европе и за ее пределами, индивидуально или в структуре компании. Новый и наиболее интересный феномен в Польше – появление серии общественных соревнований и контрактов на разработку проектов культурного назначения, например, Музея истории польских евреев, Музея современного искусства и Музея истории Польши в Варшаве, Музея Варшавского восстания, Музея им. Тадеуша Кантора Cricoteka и концертного и конгресс-центра ICE Krakow Congress Center в Кракове, Национального музыкального форума и расширения театра Capitol Musical Theatre во Вроцлаве, палеонтологического павильона в городе Красеюв, филармонии в Лодзе, концертного зала National Polish Radio Symphony Orchestra в Катовице, др. Эти значимые культурные объекты будут иметь большое влияние на улучшение имиджа польских городов. Необходимо отметить, что важным заданием является налаживание правильного механизма проведения архитектурных конкурсов, где критерии отбора должны быть прозрачными и основываться на художественном качестве работы, а не на стоимости услуги. Интерьер конгресс-центра ICE Krakow Congress Center ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Какие главные задачи будут стоять перед архитекторами в ближайшем будущем? Архитектура живет и меняется с каждым новым поколением. Нет причин, чтобы не экспериментировать и не пробовать проектировать здания, которые отражают дух и технологии нашего времени. Каждое молодое поколение должно бунтовать и бороться в поисках собственного видения архитектуры. Для этого существуют различные способы. Первый – это изучить ценность культурного наследия, а затем экспериментировать и развивать его через процесс эволюционных изменений. Второй заключается в резком отрицании традиций. Оба способа теоретически могут привести к интересным новым формам. Тем не менее, на мой взгляд, архитектура принадлежит к миру культуры, а не к яростному отрицанию. Она имеет свои содержательные формы, язык, цель и миссию. Конечно, очень трудно экспериментировать в городском пространстве, определенном историей, например, в таких городах как Братислава, Краков или Львов. Но очень важно осмыслить эти места в культурной и пространственной непрерывности и попытаться найти значимое место нашего поколения в рамках этого наследия. Хорошая архитектура должна быть визуально и интеллектуально вдохновляющей, сделанной с умом, частичкой юмора и абстракции, а также с уважением к матрице местной пространственной традиции. Ваша деятельность в основном сконцентрирована в Польше. На каких рынках Вам еще хотелось бы поработать? У нас есть опыт работы в Японии и Австрии, и в настоящее время имеются первые проекты в Китае. Действительно, у нас по-прежнему очень много работы на родном – польском – рынке, но мы были бы рады расширить деятельность в соседних странах, включая Украину. Несколько лет назад мы вместе с командой Арата Исозаки выиграли важный международный конкурс в Киеве с проектом культурного комплекса «Мистецький Арсенал», включающего симфонический зал, кинотеатр, музей современного искусства, гостиницу, др. Очень жаль, что он был закрыт. Мы надеемся, что у нас появится возможность реализовать проекты в Киеве, Львове и других городах Украины. В частности, мы недавно начали переговоры по проекту во Львове. ФОТО: INGARDEN & EWÝ ARCHITECT Центр исполнительных искусств и медиатека Małopolska Garden of Arts, Польша Месторасположение: Краков, Польша Заказчик: Stowacki Theatre, Краков Общая площадь: 4300 м2 Количество этажей: 4 Паркинг: наземный на 10 машиномест Архитектурный конкурс: 2005 год Начало строительства: 2010 год Дата завершения строительства: 2012 год Объем инвестиций: около 12 миллионов евро.