Индекс A.T. Kearney 2009: прикрытое «окно возможностей» мирового ритейла

В 2008 году европейский ритейлер H&M обогнал американских операторов по показателю объема продаж в США фото: IS Согласно лежащей в основе индекса идее, по мере того, как развиваются рынки и растет доход на душу населения, потребительский спрос на мировые брэнды отражает этот рост, что благоприятно сказывается на организованном ритейле. «Окно возможностей» открывается, когда цены на объекты коммерческой недвижимости еще невысокие, логистическая инфраструктура развивается, покупатели начинают тратить свои средства на брэндовые товары, а уровень конкуренции между ритейлерами низкий. «Окно» закрывается, когда начинается сверхактивная конкурентная борьба, покупатели стремятся к специализированному ритейл-формату, цены на объекты коммерческой недвижимости высокие и продолжают расти. И хотя у подобных рынков, особенно у крупных, по-прежнему остается достаточно большой потенциал, уникальное «окно возможностей», которое обычно остается открытым 7-10 лет, закрывается. Глобальный экономический кризис не смог закрыть все «окна возможностей» для организованного ритейла на развивающихся рынках. В то время как глобальный ритейл существенно пострадал от удара кризиса, экономики развивающихся стран по-прежнему являются привлекательными. Ритейлеры на развитых рынках столкнулись с проблемой снижения уровня потребительских расходов и более интенсивной конкуренцией со стороны новых игроков, которые также сражаются за средства из покупательского кармана. В США такие европейские ритейлеры, как Zara и H&M оставили позади местных операторов. Уровень продаж Zara в Америке за прошлый год увеличился на 10,8%. В то же время некогда доминировавшая на американском рынке компания Gap Inc. за аналогичный период зафиксировала падение продаж более чем на 8%. Хотя комплексное исследование негативного воздействия экономического кризиса на покупателей на развитых рынках потребует годы, уже сейчас очевидно, что падение прибыли, сокращение капиталов, а также более жесткие условия кредитования удерживают многих клиентов от расточительства. Миллиарды долларов потенциальных покупателей перекочевали из специализированных магазинов и универмагов в крупные розничные гипермаркеты (big-box retailers), и неизвестно, вернутся ли эти клиенты обратно в ближайшее время. ПОЗИЦИИ В РЕЙТИНГЕ 2009 Первые позиции Международного индекса развития розничной торговли 2009 года заняли Индия, Россия и Китай. Неудивительно, что рынки этих государств вот уже несколько лет лидируют в рейтинге A.T. Kearney – огромный потенциал кроется, прежде всего, в масштабах этих стран и количестве населения, а также в активно развивающейся экономике. Вьетнам, занявший первую строчку рейтинга в 2008 году и сдвинувший каждого из представителей лидирующей тройки на 1 пункт, в 2009 году переместился на 6-е место. Настоящим «прорывом» рейтинга 2009 года стали ОАЭ, которые продвинулись вверх на целых 16 позиций и заняли 4-е место. Российская экономика значительным образом пострадала от мирового экономического кризиса, в первую очередь ввиду упавших цен на нефть и уменьшения спроса на экспорт. Однако российский рынок по-прежнему интересен для мирового ритейла – в Индексе 2009 года Россия занимает почетное второе место. В течение последующих пяти лет ожидается, что среднегодовой темп роста российской розничной торговли составит 15%. Начиная с 2010 года повысятся показатели продовольственного ритейла, а непродовольственного – после падения в этом году – стабилизируются. Фрагментированность российского рынка, во главе которого находятся 5 топовых ритейлеров, контролирующих всего лишь 7% общего объема продаж, открывает широкие возможности лидерам международного ритейла. По мнению экспертов A.T. Kearney, для иностранных компаний в данный момент на рынке России привлекательными являются сделки по слиянию и поглощению (M&A), в первую очередь благодаря низкой стоимости локальных компаний. Эксперты полагают, что крупнейшие местные сетевики со значительным капиталом продолжат расширять свое присутствие, но вместе с тем произойдет смещение от органичного роста также к M&A. К примеру, российский ритейлер X5 сообщил о своих намерениях совершить ряд приобретений. Международные ритейлеры, такие как Tesco, похоже, планируют поступить аналогичным образом. Однако, учитывая небольшое количество заманчивых предложений и высокий уровень спроса со стороны ритейлеров, стремящихся к быстрому развитию, новым игрокам необходимо действовать без промедлений. ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА Несмотря на то, что рынки Центральной и Восточной Европы существенно пострадали от влияния экономического кризиса, данный регион по-прежнему представляет интерес для международных ритейлеров. К примеру, Словения, Латвия и Литва поднялись на восемь и более позиций в Индексе этого года благодаря привлекательности рынков и ограниченным рискам неплатежеспособности государства. Примечательно, что именно данные государства наряду с ОАЭ продемонстрировали наиболее значительный рост в рейтинге по сравнению с прошлым годом.
Индекс ритейла в сегменте одежды (Retail Apparel Index) 2009
Страна Абсолютный
размер
рынка
Перспективы
роста
Уровень
доходов
населения
Общий
балл
1 Бразилия 14 31 15 60
2 Румыния 12 34 4 50
3 Китай 22 23 2 47
4 Индия 18 27 1 46
5 Аргентина 12 27 8 46
6 Украина 11 34 0 45
7 Чили 9 21 14 44
8 Россия 15 22 7 44
9 Саудовская Аравия 10 16 13 39
10 Турция 8 27 2 37
Примечание: общие баллы округлены Источник: A.T. Kearney
УКРАИНА В РЕЙТИНГЕ Некогда доминировавшая на американском рынке компания Gap Inc. в 2008 году зафиксировала падение продаж в стране более чем на 8% фото: IS Напомним, что в течение 2005-2007 годов Украина занимала в рейтинге A.T. Kearney лидирующие позиции. В 2005 году украинский рынок занял почетное третье место в Международном индексе развития розничной торговли. Данный факт свидетельствовал о беспрецедентном интересе к нашему государству со стороны международного бизнеса. Столь высокая позиция означала огромные возможности для развития торговли и предполагала перспективы выхода на украинский рынок крупнейших международных ритейлеров. В рейтинге за 2006 и 2007 год Украина занимала 4-е и 5-е место соответственно и продолжала оставаться в пятерке наиболее привлекательных государств наравне с такими мега-рынками, как Россия, Китай и Индия. По результатам 2008 года Украина «скатилась» на 17-ю позицию Индекса. В течение нескольких лет лидерства в рейтинге в нашей стране не произошло реальных качественных изменений в сегменте ритейла и экономике в целом, и международные ритейл-операторы, за редким исключением, не поспешили воспользоваться возможностями нового ненасыщенного рынка, на которые указывали специалисты A.T. Kearney. В рейтинге 2009 года Украина осталась на 17-м месте, как и в 2008 году. Однако при этом произошли внушительные изменения в распределении экспертных баллов, которые достаточно ярко характеризуют современное отношение международного бизнеса к украинскому рынку. Так, по мнению экспертов A.T. Kearney, значительно возросли страновой и бизнес-риски нашего государства. И это неудивительно, учитывая сумбурную политическую ситуацию, которая наблюдается уже длительное время в стране. Показатель «Привлекательность рынка» снизился в этом году на целых 7 пунктов, однако, по мнению экспертов A.T. Kearney, по сравнению с 2008 годом рынок Украины стал менее насыщенным – в данной позиции мы приобрели 6 пунктов. Примечательно, что показатель «Временной фактор», снижение которого на целых 28 пунктов и переместило Украину в прошлом году в конец второй двадцатки, в рейтинге 2009 вновь увеличился на 27 баллов, до 87 из 100 возможных. Эти данные свидетельствуют о том, что украинский рынок в первую очередь из-за нестабильной политической ситуации теряет свою привлекательность в глазах международного бизнеса. Все ветви высшей государственной власти Украины не делают правильных посылов в сторону иностранных инвесторов. Конечно, сегодня кризис политический усугубляется кризисом экономическим, нанесшим значительный удар по развивающейся украинской экономике. Однако, тем не менее, Украина по-прежнему испытывает недостаток профессионального ритейла, и кризис как раз открыл новые возможности для тех ритейлеров, которые поспешат воспользоваться ослаблением позиций локальных игроков и незамедлительно выйдут на украинский рынок.
Международный индекс развития розничной торговли (GRDI) A.T. Kearney 2009
Страна Регион Баллы экспертной оценки
Страновой и бизнес-риск
Country and Business Risk
0 = высокий
100 = низкий (25%)
Привлека-
тельность рынка
Market Attractiveness
0 = низкая
100 = высокая (25%)
Насы-
щенность рынка
Market Saturation
0 = высокая
100 = низкая (25%)
Временной фактор
Time Pressure
0 = отсутст-
вует
100 = присутст-
вует (25%)
GRDI Изменения
в
рейтинге
по сравнению
с 2008
годом
1 Индия Азия 54 34 86 97 68 +1
2 Россия Восточная Европа 31 58 51 100 60 +1
3 Китай Азия 62 42 47 74 56 +1
4 ОАЭ Ближний Восток 89 66 50 21 56 +16
5 Саудовская Аравия Ближний Восток 70 46 68 39 56 +2
6 Вьетнам Азия 34 16 74 97 55 -5
7 Чили Латинская Америка 77 58 51 33 55 +1
8 Бразилия Латинская Америка 52 60 68 31 53 +1
9 Словения Восточная Европа 100 64 12 33 52 +14
10 Малайзия Азия 65 47 48 45 51 +3
11 Алжир Северная Африка 17 24 93 70 51 +1
12 Мексика Латинская Америка 61 56 49 38 51 -1
13 Латвия Восточная Европа 58 67 42 33 50 +8
14 Тунис Ближний Восток 55 37 82 24 49 +4
15 Египет Ближний Восток 43 25 91 38 49 -10
16 Литва Восточная Европа 68 64 29 37 49 +14
17 Украина Восточная Европа 30 33 46 87 49 0
18 Перу Латинская Америка 40 33 81 40 48 –4
19 Марокко Ближний Восток 47 27 77 41 48 –13
20 Турция Ближний Восток 33 58 67 34 48 –10
21 Болгария Восточная Европа 44 41 48 54 47 –5
22 Индонезия Азия 35 39 75 37 46 –7
23 Румыния Восточная Европа 49 41 33 58 46 –1
24 Хорватия Восточная Европа 54 58 13 46 43 NA
25 Филиппины Азия 28 31 76 29 41 +1
26 Таиланд Азия 50 32 42 34 40 –2
27 Венгрия Восточная Европа 70 63 0 22 39 NA
28 Колумбия Латинская Америка 28 35 61 27 38 –9
29 Сальвадор Латинская Америка 29 31 71 15 36 NA
30 Аргентина Латинская Америка 15 42 56 29 35 –2
Ключ:
№ 1-10 – На экране радара (On the radar screen);
№ 11-19 – Принять к рассмотрению (To consider);
№ 20-30 – Низкий приоритет (Lower priority)
Источник: A .T. Kearney
RETAIL APPAREL INDEX Индекс ритейла в сегменте одежды (Retail Apparel Index) как составляющую GRDI агентство A.T. Kearney представило впервые в прошлом году. Данный индекс отображает привлекательность стран для ритейл-операторов одежды, при этом исследуются такие индикаторы рынков, как объемы продаж одежды и импорта, общее число жителей государства и количество молодого населения, присутствие на рынке международных ритейлеров в сегменте одежды. В 2009 году в данном рейтинге Украина заняла 6-е место, что является неплохим показателем и характеризует рынок как достаточно привлекательный для ритейлеров одежды. Прежде всего эксперты A.T. Kearney высоко оценили перспективы роста украинского рынка, однако при этом такой показатель как «Уровень доходов населения» получил, к сожалению, наименьшее возможное количество баллов – ноль. ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКОВ Эксперты A.T. Kearney полагают, что крупнейшие сетевики, такие как Tesco, продолжат расширять свое присутствие на российском рынке посредством сделок M&A фото: IS Рынок коммерческой недвижимости, имеющий непосредственное отношение к ритейлу, в развивающихся странах, вероятно, является самым значимым фактором, открывающим в 2009-2010 годах отличные перспективы для активных действий международных ритейлеров. Уровень вакантности в развивающихся странах постепенно растет, в то время как стоимость аренды остается статичной либо снижается. Одной из новых тенденций развития, прежде всего для международных ритейлеров, которые уже вышли на развивающиеся рынки, становится экспансия в города-сателлиты (второстепенного значения) на этих рынках. Как правило, в подобных государствах города первого эшелона перенасыщены, а развитие логистической инфраструктуры слишком медленно приближается к общенациональному обхвату. Например, компания Wal-Mart намерена увеличить темпы развития по результатам 2009 года, расширившись в города второго эшелона в Мексике. Ритейлеры всех развивающихся рынков столкнулись с проблемами финансирования, вызванными экономическим спадом. Во многих случаях данная ситуация превращает ритейл-операторов в объекты для поглощения. При этом международные ритейлеры наделены значительными преимуществами по сравнению с локальными игроками. Например, на другом уровне строятся отношения с ключевыми дистрибьюторами, понимание потребительских нужд основано на многолетнем международном опыте и т.д. Эти факторы могут оказаться сегодня фундаментальными для мировых ритейлеров, пытающихся завоевать новые рынки.