Городское освещение: декоративно-художественные и практические функции


ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ


Собор и Площадь Святого Марка, Венеция, Италия
фото: «КОМПЕКС V»

Облик любого современного города создается не только за счет природного ландшафта, достопримечательностей, инновационных архитектурных форм жилых и бизнес-кварталов, но и благодаря тщательно разработанной уникальной системе городского освещения, область применения которого чрезвычайно широка (фасады зданий, памятники и скульптуры, улицы, дороги, пешеходные зоны, парки, сады, мосты, а также промышленные зоны, парковки и многое другое).
Городское освещение, по словам Натальи Вакулы, инженера-светотехника ГК «Элотек», «можно разделить на две основные группы – уличное (ландшафтное) освещение и архитектурную подсветку (освещение зданий, малых архитектурных форм, праздничную иллюминацию и т.д.)».
Соответственно, основные функции городского освещения также можно разделить на две группы. Как отмечает Зоя Феськова, заместитель руководителя киевского подразделения ООО «Люкс. Системы света», «архитектурная подсветка носит чисто декоративный характер для выделения здания из общего ряда, в частности, для акцентирования архитектурных деталей или композиций». Наталья Вакула продолжает: «Главная функция архитектурного освещения – градостроительная, подчеркивающая художественные, эстетические качества объектов архитектуры в темное время суток, выявляющая творческие замыслы авторов. Свет как никогда приобретает значение архитектурного и градостроительного инструмента, а масштабы его применения в освещении архитектурных объектов чрезвычайно обширны. Другая функция архитектурно-декоративного освещения – социальная. За счет создания совершенно особой, праздничной, а в зоне общественных сооружений (церкви, соборы, театры) – торжественной атмосферы увеличивается время общения жителей города, поскольку у людей возникает естественное желание продлить свое пребывание в подобной среде.
Архитектурное освещение выполняет также рекламную функцию. Хорошо освещенный город с большим количеством разнообразных, интересных архитектурных объектов привлекает туристов, служит исходным материалом для книг – путеводителей, рекламных проспектов, телевизионных заставок, фотокалендарей. Зачастую удачно освещенное архитектурное сооружение становится не только достопримечательностью города, но и его символом».
В отличие от архитектурной подсветки, уличное освещение, по словам Зои Феськовой, «носит двоякий характер – технически-декоративный (для освещения парков, пешеходных зон исторической части города) и непосредственно технический (для обеспечения безопасности передвижения по пешеходной и проезжей части города в темное время суток)». Кроме того, отмечает Юрий Лисовец, официальный представитель в Украине компании THORN Lighting, «давно доказано, что в более освещенных районах, особенно «спальных», существенно снижается уровень преступности, а доход развлекательных и торговых структур, напротив, увеличивается, поскольку вечером люди охотнее посещают эти заведения всей семьей».
Не стоит также забывать об освещении промышленных территорий. По функциональному назначению освещение промышленных объектов, как отмечает Ирина Тимошенко, инженер-светотехник ГК «Элотек», «можно разделить на два вида – рабочее и аварийное. Освещение промзон, согласно нормам, должно обеспечивать необходимые условия работы при нормальном режиме эксплуатации территории. Кроме того, наружное освещение промышленных предприятий выполняет охранную функцию».
Таким образом, подсветка улиц помогает жителям городов ориентироваться в ночном пространстве и используется в целях безопасности, что является приоритетным направлением при разработке Генерального плана освещения любого города; архитектурное освещение выполняет декоративно-художественную функцию в оформлении открытых территорий и играет важную роль в восприятии окружающей городской среды.


ЛАЙТ-ДИЗАЙН ГОРОДОВ
В европейских столицах давно существует два варианта так называемого лайт-дизайна (объединяющего уличное освещение и архитектурную подсветку) – будничный и праздничный. При этом ежедневный облик города создается ненавязчиво, используется такой эффект, как цветовое зонирование улиц и кварталов, что позволяет людям, не знающим город, ориентироваться на местности без путеводителя. Праздничная иллюминация может быть яркой и красочной, главное – не допускать светового «загрязнения» среды при ее разработке.
По словам Юрия Лисовца, «в некоторых городах, к примеру, в Париже или Лионе, градация между будничным и праздничным лайт-дизайном постепенно «стирается», поскольку на смену им пришла новая технология – динамическая подсветка с применением LED (светодиодных) технологий, которая объединяет и тот, и другой вариант освещения. Конечно, стоимость установки довольно высока, но, используя светодиодную технику, можно значительно снизить затраты на электроэнергию и обслуживание при эксплуатации такого освещения. В других городах Европы, к примеру, в предместьях Лондона, в ночное время в порядке эксперимента подсвечиваются даже облака, что создает эффект «теплой полярной ночи».


Здание Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского, Киев
фото: Олег Герасименко

Как отмечает Ирина Тимошенко, «мировыми образцами для подражания в архитектурно-художественном освещении являются крупнейшие мегаполисы – Нью-Йорк, Лондон, Рим, Франкфурт, Барселона, Париж. Благодаря такому освещению миллионы туристов могут любоваться архитектурными шедеврами и историческими памятниками, переливающимися всеми цветами радуги фонтанами и пылающими огнями небоскребов. Наиболее интересными примерами динамической архитектурной подсветки являются Эйфелева башня в Париже, башня «Агбат» в Барселоне, подсветка офисных, торгово-развлекательных центров в Германии, Бельгии и Нидерландах».
К сожалению, в Киеве (не говоря уже о других городах Украины) реализация лайт-дизайна пока не осуществляется, хотя идеи и разработки его создания возникали у отечественных специалистов еще в 1990-х годах. По словам Юрия Лисовца, «в Украине у истоков плана освещения стоял Геннадий Борисович Бухман, старейший инженер-светотехник Киева. Его работы были запатентованы в США и Европе, куда он неоднократно приглашался на работу, но его мечтой оставалось воплощение своих идей в Украине. Одна из них – это цветность (зонирование) районов. Но, к сожалению, серьезные разработки так и не выходили на уровень общественного мнения, а лишь оставались «проектом будущего», обсуждаемого в «Киевпроекте», «Киевглавархитектуре» или мэрии».
«Существует еще одна проблема, тормозящая развитие качественной архитектурной подсветки, – отмечает Андрей Швец, директор компании «Компекс V», – это недостаточная мощность электрических станций, построенных в советское время и соответствующих нормам, которые практически не предусматривали архитектурную подсветку зданий. Сейчас, в связи с уплотнением строительства, особенно в центральных районах Киева, многократно возросла потребность в дополнительных мощностях, поэтому иногда компании вынуждены исходить не из того, что хочется предложить заказчику, а из того, что позволяет техническое задание, выданное КП «Киевгорсвет».


Московский Арбат
фото: Олег Герасименко

Справедливости ради следует отметить, что в Украине был опыт применения цветодинамических установок архитектурного освещения, к примеру, светомузыкальные фонтаны. Но, по словам Андрея Швеца, «эффектные светодинамические установки, как правило, успешно сдавались к памятным датам, но существовали недолго из-за проблем с обслуживанием, обусловленных устаревшей элементной базой (лампы накаливания со светофильтрами)».
Существует несколько причин сложившейся ситуации. Часто можно услышать, что у города не хватает средств либо нужно экономить электроэнергию. Вопрос экономии теряет актуальность с появлением светодиодной технологии, а что касается нехватки средств, то здесь есть несколько вариантов выхода из ситуации. В Европе девелоперские проекты включают в себя благоустройство прилегающей территории, в частности ее освещение. У нас этот пункт, к сожалению, не является обязательным при разработке концепции проекта, более того – иностранным девелоперам, у которых уже есть отработанная документация и требования по освещению, в Украине приходится заново вести с городскими властями переговоры по этому поводу и нередко отказываться от своих наработок, используя не очень качественные украинские либо китайские источники света.
Что касается регионов, то, как отмечает Зоя Феськова, «проблема городского освещения решается здесь на уровне местных администраций и ровно настолько, насколько позволяет бюджет».
В этом контексте особенно интересен московский опыт. По словам Юрия Лисовца, «российская светотехническая компания «Светосервис» вместе с правительством Москвы создали единую структуру, отвечающую за подсветку районов и берущую на себя баланс всех светильников. В Москве в свое время был принят указ, согласно которому подсветка здания оговаривается еще на этапе его строительства, обязательно должна быть заложена в паспорт фасада, и пока вопрос освещения не решен, комиссия не дает разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Среди других причин плохой освещенности украинских городов – невнимание правительственных структур к этому вопросу и недостаточное образование специалистов-светотехников. Хотя следует отметить, что крупные компании-производители стали проводить обучающие семинары для архитекторов и инженеров-светотехников.
Главным управлением градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды в Киеве разработана программа «Яркий город», согласно которой предусмотрено освещение 85 объектов в течение 2 лет, при этом работы должны вестись за счет владельцев зданий. Реализация программы осуществляется очень медленно, поскольку, как отмечают представители власти, многие владельцы отказываются проводить подобные работы, мотивируя это отсутствием средств. Кроме того, многие памятники архитектуры и фасады зданий требуют срочного ремонта или реконструкции.
Как отмечает Андрей Швец, «проблема решения концептуального освещения в Киеве заключается, прежде всего, в нежелании некоторых чиновников «открыть» эту сферу для всех компаний, занимающихся архитектурным освещением. Когда киевский мэр инициировал разработку программы «Яркий город», была надежда, что столица Украины все же создаст световую концепцию европейского уровня. На основе этой концепции планировалось объявить тендер для всех желающих и таким образом определить лучшие компании, которые будут ее реализовывать, но созданная рабочая группа так и не провела ни одного заседания. Концепция до сих пор не разработана, а в Киеве потихоньку появляется подсветка, которая в большей своей массе не может быть образцом освещения европейской столицы. Яркий тому пример – столичные мосты». (На данный момент концептуально решено, хотя и до сих пор не реализовано, освещение пяти из нихред.).


ОСОБЕННОСТИ ПОДСВЕТКИ ОБЪЕКТОВ РАЗНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Будучи мощным выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую направленность. Здесь, по словам специалистов компании «Элотек», «важно соблюсти разумную достаточность и подойти к оценке возможностей декоративного света с позиций эстетики. Это особенно актуально для районов, где доминирует историческая застройка».
Деловые здания – банки, офисы крупных компаний, коммерческие центры, учреждения государственного значения – днем выделяются своим нестандартным видом и богатой отделкой фасада, в темное время суток их достаточно осветить, подчеркнув оригинальные формы. Лучше всего подсветить весь фасад, а не парадный вход, как принято в большинстве случаев. Если есть желание выделить вход на общем фоне, то его можно «залить» другим цветом. Однако обеспечить яркую, в прямом смысле слова, индивидуальность и подчеркнуть свой престиж, используя белый свет, вряд ли удастся. Необходимо интересное решение – цвета и лучи, их движение, проекция изображений или логотипов и т.д.
Как отмечают специалисты компании «Элотек», «крупные торговые центры иногда выносятся за пределы города, чтобы обеспечить парковку и достаточную свободу посетителей; спортивно-оздоровительные комплексы, фитнес-центры и гостиницы теряются в новых высотных жилых районах и вынуждены тратить огромные деньги на наружную рекламу; бизнес-центры и банки строятся по оригинальным проектам, которые подчеркивают их индивидуальность и финансовую прочность. Но как ни стараются владельцы и арендаторы зданий, с каждым годом становится все труднее выделиться на общем фоне и обеспечить удобство ориентации для клиентов. Светлое время суток позволяет хорошо различать основные ориентиры – оригинальные формы фасадов, башни и крупные вывески, но с наступлением темноты сделать это в незнакомых районах города довольно трудно. Решение проблемы просто и не требует титанических усилий – достаточно хорошо осветить объект и создать ориентир, заметный издалека. Пара мощных лучей в ночном небе задаст четкое направление движения. Но не стоит забывать о таком важном факторе, как световое «загрязнение» среды. Развлекательные заведения, расположенные в «спальных» районах либо, наоборот, в хорошо освещенном центре, благодаря применению новейших технологий просто не смогут потеряться. Элитные новостройки на стадии продажи, раскрашенные яркими цветными лучами, привлекут большее внимание потенциальных покупателей и помогут скрыть изъяны незавершенного фасада».
Особенно выразительные световые картины и образы можно создать путем подбора цветности ламп. Натриевые лампы высокого давления, излучающие желтый свет, применяются для подсветки зданий из светлого камня, приобретающих благодаря этому золотистый цвет. Такие источники света подойдут и для освещения поверхностей красных оттенков. Металлогалогенные лампы подчеркивают блеск металлических и стеклянных конструкций, используются также для подсветки фасадов, выполненных в желтой, желто-зеленой, сине-зеленой гамме.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Проблема освещения городов может корениться не только в нехватке средств, но и в трудоемкости и сложности процесса реализации Генерального плана освещения, требующего профессионального подхода на каждом этапе работ.
По словам Натальи Вакулы, «эстетически и функционально осмысленное освещение любых объектов городской среды основано не только на использовании современных технических средств – нужны также специальные знания и навыки практического применения принципов светотехники. Тесное сотрудничество архитекторов и инженеров на стадии разработки планировочной документации позволяет создать оптимальную систему освещения для различных объектов».
Как отмечают специалисты, для разработки проекта освещения заказчик, прежде всего, должен представить чертежи планов и разрезов фасадов объекта, а кроме того, ситуационный и генеральный планы. При их отсутствии необходимые данные выявляются в ходе отдельной подготовительной работы на основе съемки местности и объекта. Для проектирования будут нужны и другие сведения – характеристики отделочных материалов, поэтажные планы, чертежи элементов и деталей объекта, условия присоединения к электрической сети, схемы электропитания и т.д.
Как отмечает Зоя Феськова, «чтобы создать интересный проект по освещению здания и близлежащей территории, проектировщик должен иметь полное представление об объекте, начиная его месторасположением и заканчивая облицовочными материалами, используемыми для отделки фасада. При проектировании также учитывается фактор месторасположения (в центре города или «спальном» районе), требования заказчика; желательно иметь всю техническую документацию по этажам с точными указаниями расположения и назначения помещений; необходимо понимание функциональных особенностей здания (административное, жилое, ТЦ или ТРЦ). Эти факторы позволят учесть световое «загрязнение», если объект находится в центре города, и расположить осветительные приборы таким образом, чтобы они не создавали дискомфорт для находящихся в нем людей».


Мариинский парк, Киев
фото: Олег Герасименко

По словам Андрея Швеца, «одна из основных причин отсутствия качественной (действительно художественной) подсветки в столице и других городах Украины – это потребительский подход исполнителей. Европейская и мировая практика уже давно использует объемное моделирование на этапе проекта. Когда 3-D модель объекта, который необходимо подсветить, вносится в специальную компьютерную программу, на ней размещаются световые приборы в «реальном времени», просчитывается раскрыв лучей, их длина, смена цвета, учитывается мощность каждого из приборов, особенности архитектуры здания и т.д. Очень мощный компьютер просчитывает одно изменение около 15 минут. Таким образом, создается действительная модель, то есть полноценный архитектурный проект. Это очень трудоемкий и финансово затратный путь, позволяющий, однако, возвести архитектурное освещение на уровень художественного искусства. К сожалению, большинство компаний идут по пути наименьшего сопротивления и делают так называемые «проекты» в программе Photoshop, где просто создаются «веселые картинки», нарисованные (а не спроектированные), поскольку данная программа не позволяет вносить ни параметры здания, ни характеристики приборов. Чем же объясняется такое незаслуженное отношение к архитектурному освещению, являющемуся во всем мире частью проекта? В этом вопросе большую роль играют заказчики. Некоторые отечественные инвесторы просто не готовы применять качественное архитектурное освещение, поэтому стараются сэкономить. Но наш опыт показывает, что с каждым годом все больше заказчиков ориентируется на мировые стандарты, а это дает основания надеяться, что к Евро-2012 в украинской столице появится подсветка, не уступающая лучшим европейским образцам».
На начальном этапе проектирования формируется и согласовывается концепция архитектурного освещения, подготавливается развернутое техническое задание. Как отмечает Ирина Тимошенко, «при разработке концепции изучаются исторические материалы по объекту, особенности его архитектурной композиции и строительного решения, выявляются наиболее вероятные точки наблюдения и освещаемые зоны. При этом учитывается характер местности и объекта, ограничения нормальной видимости для водителей транспорта, засветки окон жилых домов и верхнего полупространства. Световой вечерний образ объекта формируется с обязательным учетом возможностей светотехнических средств и их установки. Таким образом, в согласованном техническом задании должны быть предварительно проработаны вопросы выбора приемов освещения, источников света (в том числе цветных) и осветительных приборов, а также их размещения».
Реализация концептуальных архитектурных идей сопровождается творческой разработкой и внедрением новых приемов и средств освещения. На смену господствовавшему ранее одноцветному заливающему свету пришли комбинации различных приемов освещения, позволяющие более эффектно выявить архитектурную форму, акцентировать внимание на главных элементах композиции и пластически выразительных деталях, достичь художественной образности.
Ирина Тимошенко продолжает: «При «конструировании» светового образа объекта возможны два принципиальных способа: ассоциативное подобие дневному образу как архетипу или создание нового, специфически ночного, «альтернативного» («контробраза»), не имеющего прямых зрительных аналогов в условиях природного освещения и обладающего собственными выразительными качествами. Для памятников архитектуры, истории, культуры и монументального искусства, зрительные стереотипы которых уже сложились в сознании, более приемлем первый способ. Для современных сооружений творчески продуктивен второй».


МОНТАЖ
По словам специалистов, наиболее сложен монтаж осветительных приборов на исторических архитектурных объектах, требующий нестандартных технологических решений, индивидуального подхода к разработке креплений.
При архитектурной подсветке мостов монтаж оборудования могут осуществлять только альпинисты, так как только они имеют необходимые для этого навыки работы. То же можно сказать и о высотных зданиях.
При освещении стадионов трудности возникают, как правило, во время настройки оборудования, поскольку необходимо добиться равномерного горизонтального и вертикального освещения на поле.
Специалисты компании «Элотек» отмечают, что «при разработке монтажного проекта следует учитывать особенности материалов и конструкции поверхностей, на которые крепится оборудование. Монтаж осветительной установки на бетонную поверхность особых проблем не вызывает. Здесь в основном используются специальные дюбеля и анкеры, чего нельзя сказать о металлических конструкциях, так как большинство светильников имеет стандартные крепления, поэтому могут возникать технические трудности при их монтаже на металл. Проблемы возникают и в том случае, если поверхность, на которую крепится светильник, имеет своеобразную форму, что требует индивидуального решения креплений».


ИСТОЧНИКИ СВЕТА
В городском освещении используется широкая номенклатура источников света – лампы накаливания (в частности галогенные), металлогалогенные, дуговые ртутные (высокого давления), натриевые (высокого и низкого давления), а также появившиеся не так давно полупроводниковые источники – светодиоды. Область применения каждого из них обуславливается их основными свойствами – энергоэкономичностью, спектром излучения, характеристиками светораспределения (пространственного распределения светового потока), индексом цветопередачи и сроком службы.
Как отмечают специалисты компании «Элотек», «галогенные лампы сегодня редко применяют в архитектурных осветительных установках, так как экономические показатели и срок службы газоразрядных источников света существенно превосходят все виды ламп накаливания.
Газоразрядные лампы высокой интенсивности излучают свет, возникающий при прохождении тока через газ или пар. Они сохраняют высокую энергетическую эффективность и надежность в течение длительного срока. Ртутные лампы высокого давления весьма надежны. Они не обладают столь высокой энергетической эффективностью, как другие газоразрядные, и обеспечивают невысокое качество воспроизведения цвета, зато работают с простейшим пускорегулирующим аппаратом и позволяют значительно экономить затраты при установке, эксплуатации и техническом обслуживании в дорожном и охранном освещении, а также освещении ландшафтов и заводских территорий.


Rainbow Bridge, Токио, Япония
фото: «КОМПЕКС V»

Натриевые лампы высокого давления используются чаще там, где экономия средств в течение долгого времени более важна, чем точное воспроизведение цвета. Они высокоэффективны, и их свет теплого желтого оттенка хорошо подходит для освещения больших парков, стоянок, дорог и т.п. Натриевые лампы низкого давления применяются в случаях, когда критическое значение имеет экономичная работа освещения в течение долгого времени. По своим свойствам эти лампы идеально подходят для уличного освещения: привычный монохромный желтый свет, превосходная энергетическая эффективность, срок службы, составляющий при нормальных условиях шесть лет.
Высокие показатели энергетической эффективности характерны также для металлогалогенных ламп. Их отличает яркий белый свет и хорошее цветовоспроизведение. Они используются при освещении спортивных и архитектурных объектов, площадей, скверов. Последнее достижение в металлогалогенной технологии – лампа с керамической горелкой, имеющая улучшенные параметры, обеспечивающая высокий уровень воспроизведения световых характеристик от лампы к лампе и в процессе работы. Благодаря этому такие лампы идеальны для зон, в которых цвет имеет особое значение».
В течение последнего времени стремительно развивается технология использования полупроводниковых светодиодов. Лариса Кизим, руководитель отдела контрактов компании «Люксон», отмечает, что «одним из новых, но наиболее бурно развивающихся направлений являются LED-системы (диодные). Это маломощные источники света с большим сроком службы (порядка 60-100 тысяч часов). Благодаря системе линз и достаточно высокой светоотдаче, светодиоды успешно применяются в архитектурно-декоративной подсветке фасадов и ландшафта. Основной проблемой является достаточно высокая стоимость таких светильников. Хотелось бы посоветовать заказчикам выбирать компании-производители, которые зарекомендовали себя на рынке».
Основными преимуществами полупроводниковых источников света являются малое потребление электрической энергии, независимость работы от низких температур, виброустойчивость, электрическая и экологическая безопасность. Они легко управляются электроникой, что позволяет задавать им практически любые цветовые и временные программы работы. Светодиодные светильники можно использовать в качестве подсветок паркингов, пешеходных дорожек, ландшафта, фонтанов, бассейнов, для архитектурного и декоративного освещения.


ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
По словам Ларисы Кизим, «для наружного освещения, прежде всего, необходимо использовать светильники с достаточной степенью защиты (IP) от влаги и пыли. Что касается типа осветительного прибора, то он выбирается в зависимости от поставленной задачи. Так, для освещения дорожного покрытия, как правило, применяются консольные светильники, для освещения парков – декоративные светильники на опорах, для архитектурно-художественной подсветки – источники прожекторного типа; спортивные сооружения имеют целый ряд особенностей, которые учитываются в процессе проектирования осветительной системы, и т.д.»
Как отмечает Зоя Феськова, «одним из главнейших факторов при выборе прибора наружного освещения является высокая степень защиты источника от влияния внешней среды и качественные европейские электронные комплектующие».